Птицы не Хичкока

Мэр Южно-Сухокумска Абдула Абдулаев описывает светлое будущее города

Если среди режиссёров есть желающие снять ремейк «Птиц» Альфреда Хичкока, а обычных любителей тянет в атмосферу саспенса – нужно рекомендовать Южно-Сухокумск. У Хичкока параллельно шла любовная линия, а у дагестанского аналога может быть политическая: маленький городок на крайнем севере республики даст непридуманные картину, звук и сюжет.

Беспрерывное карканье ворон – фоновое звуковое сопровождение всего, что происходит в Южно-Сухокумске. Вороны овладели городом и построили в нём свои дома: они гнездятся в кронах деревьев.

В фильме британского кинорежиссёра птицы стаями кидались на людей. В Южно-Сухокумске вороны мирные, но неудобства приносят и рядовому жителю, и депутату, и мэру. Вороны полностью оккупировали городской парк.

Тут на скамейку не присядешь. Всё в вороньих отметинах. Птицы – первое, на что обратили внимание корреспондента «Черновика» депутаты Собрания депутатов Южно-Сухокумска. Недавно Собрание покинули четыре депутата, в том числе экс-председатель Собрания Наира Аминова. Они были досрочно лишены своих полномочий из-за нарушения антикоррупционного законодательства: не предоставили справки о доходах, имуществе.

Глава города Абдула Абдулаев и представители законодательной власти работают на одном этаже в такой же визуально непримечательной на взгляд только прибывшего в город человека местной администрации.

Депутаты от ЛДПР, которых большинство в местном парламенте, открещиваются от своей принадлежности к группе бывшего руководства города – семье Курбанчиевых. Последние, по мнению мэра города, хотят вернуться к управлению им через депутатов.

– Мы хотим, чтобы главой был наш человек, который жил и живёт в Южно-Сухокумске. Знает его проблемы и душой за него болеет. Эти (руководство действующей администрации города, которое связывают с экс-мэром города, а в настоящем – депутатом Народного собрания Дагестана Эсенбулатом Магомедовым«ЧК») говорят, что те – Курбанчиевы – двадцать лет ничего не делали, и нас связывают с ними. Самые активные члены собрания – мы, те, кто здесь постоянно живёт – шли на выборы ради изменений в городе. Я хочу вместе со своей командой в этом городе порядок навести, – сказал в здании администрации один из депутатов.

Абдулаев в самостоятельность депутатов не верит. Как и депутаты, мэр провёл для корреспондента «ЧК» свою отдельную экскурсию по городу. И мэр действительно упомянул про 20 лет.

– За эти 22 года, что у власти были, хоть одну проблему города решили? Накопили за эти 22 года проблем. А теперь мы решаем, – сказал Абдулаев.

 – Наира Аминова, которая является бывшей супругой Гусейна Курбанчиева, ушла. Собрание утверждает, что к этой команде они не имеют отношения? – спросил корреспондент издания.

– Им поставлена задача меня снести отсюда, поставить своего человека. А то, что спикер ушла, ни о чём не говорит.

Абдулаев прав, Собрание действительно считает, что он должен уйти, а город должен возглавить коренной местный житель.

 

Своё – в свой огород

 

Город опоясывает дренажный канал, который не очищался с момента основания – 1992 года. В частом секторе города вообще нет канализации. Местные жители, чьи дома расположены вдоль этого канала, вынуждены были направлять канализационные стоки в дренажный канал. За несанкционированный сброс нечистот на них накладываются штрафы. Но мэр заявил, что в настоящее время в канал сбрасываются только технические воды.

Наверное, не было ни одного мэра в Южно-Сухокумске, который бы не обещал очистить этот канал. Обещает и Абдулаев, который руководит городом с 2017 года:

– Уже почти полгода никто туда ничего не сбрасывает. Участковые ходили, штрафовали. Дали добро только простую техническую воду направить. Я сам тоже вместе с полицейскими обход сделал, чтобы туда ничего не сбрасывали. Сейчас мы собираемся его полностью очистить. И сейчас у меня устные переговоры идут с руководством Минмелиоводхоза РД – это организация, специализирующаяся на таких работах. Они возьмут на себя эти 9 км, опоясывающие город, – говорит он.

Штрафы с местных жителей в ситуации, когда десятилетиями в этом городе власть не могла создать канализацию, кажутся не совсем справедливым решением. А личные штрафы с власти за такие серьёзные упущения не предусмотрены. Теперь у каждого частника в огороде есть выгребная яма, где всё копится. Когда накопится до краёв, частники за свой счёт нанимают машины, чтобы этот состав выкачать. Есть в Южно-Сухокумске небольшой район. Название депрессивное – Зона. Потому что раньше там действительно была зона, где заключённых содержали.

Жители Зоны

– Самое главное – канализация и вода. Канализация стекает во дворы, в огороды. Машины вызываем – качаем за деньги. В два месяца один раз выкачиваются ямы. Если бы в этой зоне «шишка» жила бы... Единственная радость – детская площадка. Но детей много, на всех там качелей не хватает. Постоянно дети дерутся, – рассказала жительница Зоны Калимат Бекбарзова.

– А что есть в городе, – озирается вокруг жительница центра города, – вот, вороны и детская площадка. Мне, главное, воду дайте. Нам, наверное, в первую очередь нужно, чтобы вода нормально шла.

Смех – первая реакция жителей Южно-Сухокумска на вопрос о том, что есть в городе интересного, что им в нём нравится.

 

На заметку горожанам

 

Абдулаев не отрицает: городу нужна канализация, есть серьёзные проблемы с подачей воды.

– Самая большая проблема – нехватка воды. Да, у населения есть долги по воде. Это объяснимо. Этот ЛДПР активно агитировал людей не платить (учитывая качество услуг ЖКХ, оппозицию можно понять – «ЧК»). На сегодняшний день мне удалось реанимировать проект строительства очистных сооружений, который был заморожен с 2012 года. Вот-вот на днях будет финансирование. «Шанхай» и «Зону» – весь частный сектор – будем подключать к этим сооружениям. Мы сегодня обсуждаем масштабный проект по замене всех инженерных сетей. У нас полностью выполнены все инженерные изыскания по трём объектам: реконструкция канализационных сетей, реконструкция теплосетей и строительство горячего водоснабжения. Поставлена задача подключить весь частный сектор к канализационным сетям, – уверенно говорит мэр.

Как и все экс- и действующие главы дагестанских муниципалитетов он сказал, что действующие коммуникации прогнили на 75–80%. Все главы сетуют на прохудившиеся старые трубы, говорят о своей борьбе с ними и неминуемой победе над трухой. Но ржавые трубы не даются, отправляя глав в нокаут – в кучу остальных неисполненных обещаний. Надеемся, Абдулаев и новые будущие главы Южно-Сухокумска избегут поражения и, наконец, построят в городе канализацию.

Что касается перехода с почасового режима подачи воды на постоянный, кажется, дело сдвинулось с мёртвой точки. В городе ведутся работы по проекту «Водоснабжение городского округа “город Южно-Сухокумск”...». Заказчиком выступает ГКУ РД «Дирекция единого государственного заказчика застройщика». Подрядчик – ООО «Анжипромстрой». Работы начались в конце августа прошлого года, а в конце сентября этого года жители города смогут оценить результат.

 

На лугу пасутся ко...

 

Нет, никто не пасётся на лугу. Вороны – не вся живность, что свободно чувствует себя в Южно-Сухокумске. Коровы, козы, собаки – передвигаются по городу так же спокойно, как и местные жители. Город – их ареал.

Каждый покорёженный, изъеденный коррозией мусорный контейнер огорожен металлическим забором. Это защита от парнокопытных и гавкающих существ. Сыронизируем: «Негуманно! Ведь они здесь питаются!»

Экскурсия мэра по городу была второй после экскурсии, устроенной нам по нашей просьбе Собранием депутатов. По мнению Абдулаева, мы поступили не совсем как гости, попросив об экскурсии в первую очередь не главу города, а депутатов. Поэтому в материале мы решили начать с экскурсии, устроенной Абдулаевым.

Помимо работ по водоснабжению города глава Южно-Сухокумска – филолог по образованию – показал ещё отремонтированные дороги, две яркие, большие и красивые детские площадки, которые скоро будут введены в эксплуатацию.

– Да, у нас реализуется программа «Комфортная городская среда». Очень много дворов сделано. Посмотрите, какой качественный материал, мягкое напольное покрытие. Тут вот большая беседка для жителей многоквартирного дома.

Попутно мэр просил детей аккуратно пользоваться новым двором, не ломать качели. Дети могут и не внять. Ведь качели для них – новшество. Им нужно накататься и за все упущенные годы.

– Закрой решётку на замок, – дал поручение Абдулаев, увидев, как одна корова пробралась за ограду и тащит из контейнера мусорный пакет.

– Контейнеры, контейнерные площадки сейчас будут обновлены. Еле-еле мы у них эти деньги взяли (у депутатов – «ЧК»). Не хотели они их выделять. Зачем столько? И до конца недели будет решён вопрос. Штраф-стоянка будет для коров, – уверен Абдулаев.

Отметим, депутаты, недовольные тем, как администрация планирует расходовать деньги из муниципального бюджета, внесли изменения в расходную часть. Траты тоже являются предметом спора между мэрией и депутатами. Последние недовольны тем, как средства в итоге расходуются. По их мнению, часть денег выводится... Об этом – ниже.

– Люди жалуются, говорят, что козы, коровы портят растительность в городе. А где людям пасти коров и почему нельзя нанять пастуха?

– Есть, где пасти. Пастуха не хотят. В мечети на пятничном рузмане я вышел к людям. 21 сход был, 21 одна встреча: «Дайте пастуха». Но не хотят платить ему.

Отдельная тема – вороны. Оказалось, это не первое их нашествие на город. Они тут ежегодно квартируются. Но в этом году, кажется, их численность превысила количество самих южно-сухокумцев.

– Почему воронами должны заниматься депутаты? – спросил корреспондент издания, так как ранее мэр возлагал эту ответственность на законодательную власть.

– Ну, помочь главе, подсказать главе: «Давайте такие усилия предпримем...» Предложения должны же быть какие-то. Мы пытались стрелять в воздух, пугать. Полиция тут же прибежала, запретила. Угрожали ребятам, которые стреляли, открытием дела. Мы спросили, почему. Они сослались на статью, запрещающую производить шум в городе. Поэтому мы уже полгорода спилили, обрезку деревьев сделали, чтобы они не могли гнездиться. Мы уже с ноября прошлого года поставили задачу, чтобы не было этих ворон. Но не хватает сил. Ежегодно пытаемся с ними бороться… – рассказывает мэр.

А депутаты заявляют, что предложения были. А вороны пока размножаются. Главное, чтобы проблем новых не накаракали.

 

Нет работы – вот и злые?

 

Когда-то Южно-Сухокумск был моногородом вокруг градообразующего предприятия «Роснефти» – «Дагнефть». Сейчас добыча нефти сильно снизилась.

– Здесь нужно открыть очень серьёзное федеральное производство, которое полностью снимет проблему безработицы в городе. Вот в Дагестанских Огнях решили построить завод по производству стройматериалов, в Дербенте – завод по производству соков и так далее... Почему один из этих заводов нельзя было здесь открыть? – говорит Абдулаев.

– То есть вам нужно крупное производство?

– Да, это выручит в условиях, когда градообразующее предприятие лежит на боку, объёмов нет. Ну, сравните. Когда «Дагнефть» работала в нормальном режиме, они 2 млн 100 тыс. тонн в год добывали нефти, сейчас – 138 тыс. тонн только. Соответственно, много людей сокращают. Для каждого сокращённого, для человека без работы власть – потенциальный враг. Они во всём винят власть.

Нефтяная компания, по его словам, перестала быть градообразующей. Статус моногорода потерян.

 

Сомнения депутатов

 

Депутаты приняли решение о проведении внеплановой проверки МКУ «Служба единого заказчика-застройщика Южно-Сухокумска» в связи с многочисленными жалобами жителей на некачественную уборку дворов и улиц, большое количество бродячих собак, некачественное выполнение ремонта улиц и т. д.

Действующим руководителем городской «Службы единого заказчика-застройщика» является бывший начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Южно-Сухокумска Али Багинов.

Приговором Ногайского районного суда от 04.03.2019 года Багинов был осуждён по ч. 1 ст. 286, ч. 2. ст. 292 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно. Дело было возбуждено «по факту хищения 15 млн 700 тыс. рублей путём изготовления подложных документов о вводе объекта в эксплуатацию и купле-продаже здания».

Город создаёт впечатление неряшливости, особенно окраины. Дренажный канал полон мусора.

– Если посмотреть на суммы, которые были выделены, и каким образом выполнены работы, закрадываются сомнения, что все выделенные средства пошли на уборку, строительство дорог и т. д. Допустим, детские площадки на Титова и Калинина. Посмотришь на них – сразу закрадывается сомнение: «А все ли выделенные деньги в эти площадки вложены...»

Площадки, отметим, действительно выглядели скупо. Но в последнее время, говорят депутаты, площадки стали делать лучше. В этом, считают парламентарии, есть их заслуга, так как «контролировали работы».

Большое количество подрядов в городе выполняет ООО «Гарант » – компания, которая имеет отношение к начальнику финансового отдела администрации города Асият Гитиновой. Она является супругой руководителя компании. Согласно сведениям со специализированного сайта, Гитинова какое-то время являлась руководителем компании.

В настоящее время «Гарант» занимается капремонтом городской школы №4, с ней «СЕЗ» систематически заключает договоры на благоустройство города (уборка мусора с территорий... и т. д.), компания строит в городе детские площадки...

Издание поинтересовалось у мэра города, не видит ли он здесь конфликта интересов.

– Да, она у нас начальник отдела... Ну, если конфликт интересов есть – пусть докажут. Я, например, никак не аффилирован... Мы выкладываем тендеры. Кто хочет – пусть выигрывает.

В первом абзаце репортажа издание вспомнило фильм Хичкока не просто так. Любителям саспенса действительно рекомендуется посетить город, прогуляться в парке и рассказать о нём в соцсетях. Есть у некоторых маленьких городов такая практика: чтобы заманить к себе туристов, они придумывают городу легенду. Например, город Дмитров придумал легенду, связанную с лягушкой. И люди ездят. Легенда их влечёт. Южно-Сухокумск (без иронии) может взять на заметку ворона. Говорят, это самая умная птица. ]§[

Номер газеты