Министр по контролю мыслей (часть 1)

Недосказанность, подводные камни и отчёт главы МВД по Республике Дагестан за 2022 год

Министр ВД по Республике Дагестан выступил с отчётом. Депутаты хлопали, но понимали, что к чему...

Раз в год министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов отчитывается перед Народным собранием республики о деятельности полиции за 2022 год. Событие это не ахти какое, но… примечательное тем, что в этот день на общество, как из порванного пакета, сыпется масса самой разной информации о деятельности самой многочисленной правоохранительной структуры. Самое интересное бывает в конце, когда депутаты начинают задавать вопросы министру. Острых вопросов, скажем сразу, не было. В парламенте бунтарей нет. Но были… вопросы и ответы «для своих», «для тех, кто в теме».

Осмыслить сведения, содержащиеся в отчёте министра, на самом деле, поверхностные и не детализированные, бывает сложно, но они оставляют у общества ощущение некоей осведомлённости. Как и ощущение прозрачности и доступности населению всей системы МВД. Кстати, на это (прозрачность в работе) и делал упор в нынешнем отчёте Абдурашид Магомедов.

На отчёте министра в НС РД не присутствовал глава Дагестана Сергей Меликов. По слухам, Меликов должен был находиться на карантине, в ожидании судьбоносной встречи на самых-самых верхах. Но, вместо карантинной скуки и сдачи анализов, у Меликова в этот день были другие важные встречи. Полагаем, тоже судьбоносные: в республику прибыли Андрей Турчак (не как сенатор, а как партийный бос), министр просвещения РФ Сергей Кравцов и замминистра обороны РФ Тимур Иванов. Они инспектировали объекты образования, которые построили или должны были построить, ну, или хотя бы капитально отремонтировать власти республики в рамках Нацпроектов. А неисполнение Нацпроектов – это тема больная…

Кстати, и про нарушения в ходе реализации Нацпроектов министр ВД по РД тоже сказал.

Как с цепи сорвались!

Министр рассказал, что за прошлый год было зарегистрировано 14 357 преступлений. Было меньше посягательств на силовиков, меньше убийств и изнасилований, разбое, краж, мошенничеств и других преступлений. Но было больше похищению людей, грабежей, хулиганств, угонов транспортных средств.

Все эти преступления, кроме грабежей, эффективно раскрывались. Эффективность в 2022 году выросла и составила 83,5%, что является самым высоким показателем как в СКФО, так и в целом по стране.

Преступлений в сфере незаконного оборота оружия зарегистрировано 1 200, раскрыто из них 88,5%: ликвидировано 12 цехов по переделке оружия из гражданского в боевое, четыре канала поставок оружия в Дагестан перекрыто, изъято 542 единицы оружия. Большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ изъято у населения в рамках операции «Оружие. Выкуп».

Противодействие терроризму и экстремизму продолжает оставаться ключевым направлением в деятельности МВД по РД.

Абдурашид Магомедов сообщил, что в 2022 году было совершено 27 преступлений террористической направленности, выявлено 115, задержано 24 и склонено к явке с повинной 18 лиц. Махачкале, Дагестанских Огнях, Дербенте, Дербентском районе были нейтрализованы четыре спящие террористические ячейки. Задержаны 10 и убито при оказании вооруженного отпора два члена подполья, изъяты: оружия, боеприпасы, взрывные устройства.

Министр констатирует, что в Дагестане наблюдается спад террористической деятельности, но, в тоже время, расслабляться нельзя – украинские спецслужбы резко активизировали террористическую деятельность на территории России.

«В декабре прошлого года на территории Махачкалы ликвидирована террористическая группа из четырёх местных жителей, которые имели тесные контакты с украинским националистическим объединением «Азов» (запрещена в России) и получали финансирование для приобретения оружия. Группа планировала совершение ряда громких акций в Дагестане, после чего собиралась уехать в Украину для участия в боевых действиях против российских войск. Некоторые дагестанцы уже воюют в формированиях украинских националистов», – озвучил эксклюзив Магомедов, так как до сих пор эти данные нигде широко не оглашались.

Что касается экстремизма, то в прошлом году было 13 подобных преступлений. По отчёту видно, что борьба с экстремизмом плавно переходит из уголовно-правового в административное поле: полиция составила 293 административных протокола в отношении тех, кто разместил в интернете фейки или экстремистские призывы.

«По-прежнему высокой была криминальная активность в сфере экономики», – утверждает министр. Преступлений в этой сфере хоть и было меньше (на 3%), но по своим последствиям они были тяжелее. Тяжких преступлений было совершено больше на 20%, особо тяжких – на 67%. На 15% больше преступлений, совершённых в крупном и особо крупном размере. Зарегистрировано 55 экономических преступлений, совершённых в составе вооруженных организованных групп и сообществ.

«Черновик» смеет предположить, что преступники, совершающие экономические преступления, стали меньше бояться наказания и больше цитировать киношного Антибиотика: «Можно украсть велосипед и всё здоровье отдать в тюрьме, а можно воровать вагонами и всегда оставаться на плаву».

Абдурашид Магомедов и Абдулмуслим Абдулмуслимов

Абдурашид Магомедов заявил, что достижения 2022 года - это итог совместной с гражданскими властями работа...

 

Про коррупцию Абдурашид Магомедов тоже сказал немало интересного. Уверены, некоторые присутствующие в зале насторожились… А некоторые и покраснели.

Коррупционных преступлений в 2022 году было зарегистрировано 780, из них 19 – в составе организованных групп и столько же (19) в группах по предварительному сговору.

«На 38% повысилась эффективность работы со взяточничеством. Всего зарегистрировано 445 фактов. В структуре данного вида преступлений доля мелких взяток сократилась с 60 до 58%. При этом в 3,5 раза выявлено больше фактов дачи взятки, средняя сумма взятки которых составила 174 тысячи рублей», – ознакомил присутствующих с положением «в отрасли» министр.

Он уточняет, что из 778 должностных преступлений – больше половины имели коррупционный экономический характер.

Из отчёта министра видно, что чиновники в 2022 году словно с цепи сорвались: почти на треть больше стало преступлений в бюджетной сфере, на 28% (тоже почти на треть) возросло число преступлений, совершённых руководителями и должностными лицами различного уровня.

«Привлечено к уголовной ответственности до 115 руководителей и должностных лиц федеральных органов власти, 97 – республиканских министерств и ведомств, 10 глав городов и районов, 150 глав сельских поселений и 75 работников городских районных учреждений (Махачкалы)», – рассказал Абдурашид Магомедов.

Министр сообщил присутствующим, что в 2022 году пресечено 89 фактов хищений и нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Национальных проектов.

Алкоголь, наркотики, подростки

С учётом  того, что многие депутаты, так или иначе, связаны с ТЭК, строительством, производством алкогольной продукции, следующий блок отчёта министра внутренних дел они слушали с особым вниманием.  Всех касается! Или может коснуться… Ведь «от тюрьмы да от сумы»…

Абдурашид Магомедов сообщил, что в сфере ТЭК в прошлом году выявлено 1 261 преступление. В последующем (см. вторую часть статьи) выяснится, что тысяча привлечённых к ответственности в сфере ТЭК – это обычные бедолаги, не заключившие договоры с газоснабжающей организацией.

Но это не помешало заявить, что в том же году эффективность борьбы с преступлениями такого рода выросла на треть. Но есть факторы, которые серьёзно мешают окончательной и бесповоротно победе!

«Несмотря на системную работу по стабилизации ситуации в ТЭК, серьезно мешает высокая коррумпированность и личная корыстная заинтересованность части персонала энергетических компаний, включая работников руководящего звена», – заявил министр. Что мешает выявить, задержать и привлечь к ответственности всех и каждого, включая работников руководящего звена, Магомедов не сказал. Возможно ли такое, что этому мешает уже иной уровень коррупции, который министр не может ни побороть, ни рассказать об этом…

Так или иначе, МВД по РД зарегистрировало в 2022 году 62 преступления, совершенные работниками ТЭК.

«В строительной отрасли выявлено 206 преступлений, из них в крупном, особо крупном размере – 161. Тяжких, особо тяжких – 89. Каждое второе преступление имел коррупционную направленность», – продолжил, правда, без подробностей свой отчёт Магомедов. Но и без пояснений было понятно, что одна из самых прибыльных отраслей дагестанской экономики, чьи представители, в том числе, сидели в депутатских креслах, находится под плотным и зорким контролем министра внутренних дел.

Присовокупив к озвученной информации по строительной отрасли другую часть отчёта, где министр говорил о трудовых мигрантах, становилось понятно, что многоэтажное строительство в Дагестане больше зависит не от Минстроя, а от МВД…

Строительство и ЖКХ в Дагестане всегда вызывает вопросы

Строительство и ЖКХ в Дагестане всегда вызывает вопросы

 

«Под пристальным вниманием находится миграционная ситуация в республике. После снятия антиковидных ограничений, существенно активизировались миграционных потоки. Число иностранцев, поставленных на миграционный учёт в республике в 2022 году, возросло на 5,4%. В этом году мы ждём значительного увеличения…» – фактически, министр обнадёжил застройщиков тем, что вскоре будет хороший приток дешевой рабочей силы…

Что касается незаконного производства алкоголя, то Магомедов сообщил о потерях бутлегеров: ликвидировано 5 цехов по производству алкогольной продукции, изъято 54 тысячи бутылок со спиртным и 89 тысяч литров сырья (спиртосодержащей жидкости, этилового спирта).

Министра не устраивают темпы декриминализации ЖКХ. Он говорит о незначительном улучшении ситуации в этой сфере и тут же подчёркивает: «(Результаты) не отражают реальную картину криминальной поражённости отрасли».

Говоря об экономических преступлениях нельзя было ничего не сказать и о тех, кто с этим борется. Абдурашид Магомедов в целом ими доволен: «В числе задач, стоящих перед управлением по борьбе с экономическими преступлениями обеспечение максимального возмещения ущерба, причиненного преступлениями. В истекшем году результативность в этом направлении выросла в два раза: возмещено 39% или 708 млн рублей».

Сказав это, министр дополнил: «Но потенциал специализированного подразделения позволяет заметно повысить этот показатель…»

Учитывая привычку общества – сформированное советскими традициями, а затем и современными реалиями – читать между строк, последнее высказывание Магомедова можно было прочесть и как пожелание руководителю УЭБиПК МВД по РД Ражидину Эфендиеву лучше работать. Тем более что в системе ТЭК, которую министр ВД по РД характеризует как высоко коррумпированную, работает и сын Эфендиева – Нариман Ражидинович (он занимает позицию зам.гендиректора по общим вопросам ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала»).

Также слова министра можно было воспринимать и как некую завуалированную угрозу бизнесменам, в том числе, сидящим в зале, чей бизнес имеет или может внезапно заиметь все признаки теневого и незаконного…

(Продолжение статьи тут.)