пятница, 7 июля, 2023
 

«Он закрыл курткой обзор видеокамеры и тело Курбана потащили вниз…»

Новые подробности убийства Курбана Далгатова в Советском РОВД Махачкалы

Всё, что осталось - это только память о сыне и друге...

3 июля стало известно о задержании экс-сотрудника отдела уголовного розыска ОМВД по Советскому району Махачкалы Булата Меджидова. Он подозревается в превышении должностных полномочий и применении пыток по отношению к задержанному. Правоохранителю может грозить до 12 лет лишения свободы. Если дело дойдёт до суда, прокурор запросит такой срок, а вина его будет доказана.

…Почти две недели назад, 26 июля прошёл Международный день в поддержку жертв пыток. Эта дата, из-за того, что жертв пыток настолько много, признаётся и отмечается в 172 странах мира. В Дагестане этот день прошёл незаметно, хотя семь месяцев назад, 20 января (2023 г.), в ОМВД по Советскому району Махачкалы, в результате пыток умер 35-летний Курбан Далгатов.

Задержанный Булат Меджидов в ту ночь был дежурным опером, и когда в отдел доставили Далгатова и двух его друзей, он… Хотя, нет. О его роли расскажем чуть ниже. Пока попробуем объяснить, почему такое громкое уголовное дело, где обвиняемыми должны пройти примерно 15 сотрудников полиции, так долго тянется.

Заметим, что если делу будет дан полный ход, то… в СИЗО-1 Махачкалы может одномоментно оказаться больше сотрудников отдела уголовного розыска ОМВД по Советскому району Махачкалы, чем в самом райотделе.

Коротко напомним, что произошло

Об убийстве в Советском РОВД Махачкалы «Черновик» рассказывал в январе этого года, в статье «Курбан Далгатов умер от пыток в отделе полиции».

Житель Махачкалы, тренер по вольной борьбе Курбан Далгатов и пара его друзей, оказались свидетелями конфликта двух своих товарищей. Конфликт закончился тем, что один их общий товарищ несколько раз выстрелил из травмата в ногу другого их товарища.

Далгатов увёз стрелка подальше от места происшествия, а другие друзья в срочном порядке привезли раненного в РКБ №1 Махачкалы. Врачи, как того требует закон, известили полицию о пациенте с ранением. В  больницу прибыли оперативники отдела уголовного розыска Советского РОВД Махачкалы и сразу же опросили пострадавшего. По итогам опроса Далгатов и его друзья были задержаны и доставлены в РОВД.

Беспристрастная камера видеонаблюдения показывает, как в дежурную часть спокойно заходит улыбающийся Далгатов… А через несколько часов его друзья и родственники делились сообщениями: «Курбана убили в РОВД».

Событие вызвало огромный общественный резонанс: были обращения родственников погибшего в многочисленные органы федеральной власти, а друзья, близкие и земляки Далгатова были готовы выйти на масштабный митинг протеста по этому поводу.

Общественная огласка, как можно полагать, не дала скрыть обстоятельства дела, а также вольно интерпретировать причину смерти Далгатова.

СУ СКР по РД было возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 286 УК РФ (предполагает ответственность за применение пыток должностным лицом, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего), а прокуратура Дагестана взяла уголовное дело на контроль.

Отреагировало и МВД по РД. Министром ВД по РД Абдурашидом Магомедовым был уволен начальник ОМВД по Советскому району Махачкалы Бадрутдин Юсупов, трое его заместителей отстранены от исполнения служебных обязанностей. Также уволены или отстранены от службы многие сотрудники отдела уголовного розыска Советского РОВД.

Помимо этого, министр, в сопровождении практически всего руководства МВД по РД, прибыл на соболезнования к семье Курбана Далгатова, где обещал, что виновные в преступлении понесут наказание. Это на какое-то время успокоило друзей и родственников.

«Министр нам дал слово офицера! Мы пока верим ему!» – говорил в январе этого года один из близких родственников Далгатова.

Тогда же практически сразу были задержаны и помещены под стражу трое сотрудников уголовного розыска – лейтенант Ислам Атавов, лейтенант Магомед Маликов и старший лейтенант Магомедкамил Курбанов. Они, в ходе судебного заседания по применению к ним меры пресечения, не признали свою вину, заявив: «Далгатов, схватившись за сердце, прислонился к стене, а затем упал, ударившись лицом об пол…»

Через три месяца, 27 апреля, СУ СКР по РД задержало ещё одного подозреваемого в убийстве Курбана Далгатова. Следствие сообщило, что задержанный также является сотрудником отдела уголовного розыска Советского РОВД Махачкалы. Из неофициальных источников известно, что задержанного зовут Мавлет Амиров. Он – четвёртый обвиняемый в уголовном деле. Хотя, по данным «Черновика», следственные органы намеревались в том же апреле довести число задержанных до пяти, заключив под стражу и оперативника Муслима Керимова, но… он пока остался в статусе свидетеля. (А пятым, как показали недавние события, стал Булат Меджидов.)

Шло время и об уголовном деле лишь изредка напоминали короткие сообщения о том, что задержанным продлевают заключение под стражей в СИЗО-1 Махачкалы. Информации о том, что следствием делается для установления истины по делу, о мотивах этого убийства и каких-то других подробностей произошедшего не было.

Только доходили слухи, что находящиеся под стражей оперативники категорически отрицают своё личное участие в убийстве Далгатова и участие в этом деле Магомедкамила Курбанова (он, по слухам, выбрал позицию не давать вообще никаких показаний), перекладывая ответственность на других.

Судя по попавшему 10 июня в распоряжение «Черновика» письму, которое направила президенту России Владимиру Путину экс-супруга Магомеда Маликова – Алина Маликова, данный экс-полицейский тоже не считает себя соучастником преступления. Максимум – свидетелем.

В письме Алина Маликова (она является адвокатом экс-полицейского) утверждает, что обратиться с письмом на имя президента России её «заставили обстоятельства безысходности … так как уже 5 месяцев … Маликов Магомед Саидулбаталович, отец двух малолетних детей, теперь уже бывший сотрудник ОВД, невиновно находится под стражей за преступление, которое он не совершал».

Маликова уверена, что «нечестные сотрудники правоохранительных структур СУ СК РФ по РД в стремлении обезопасить настоящих убийц-полицейских – сыновей влиятельных людей, используют возможности «телефонного права», чтобы держать Маликова Магомеда в заключении...».

В письме говорится, что Маликов был приглашен на допрос в качестве свидетеля в СУ СК РФ по РД, но был обвинён в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 286 УК РФ. То, что к убийству Курбана Далгатова он не имеет отношения, его адвокат обосновывает тем, что в момент убийства Маликов находился в кабинете №40 отдела уголовного розыска, что может подтвердить друг убитого, Булат Атаев. Он был задержан вместе с Далгатовым и находился в кабинете Маликова.

«Мною было заявлено 5 ходатайств следователю, жалобы и обращения о проведении следственного действия – опознания – с участием главного свидетеля Атаева. Однако по сегодняшний день этого не сделано, как и не взяты во внимание и не проверены показания Маликова, данные им еще на допросе в качестве свидетеля», – утверждается в письме.

«Я хочу, чтобы наказали всех!»

«Как они могут говорить, что не причастны к убийству моего сына? Они все в РОВД слышали… даже на первом этаже… как он кричал от боли, но никто не вмешался! Я хочу, чтобы всех, кто причастен к этому убийству, кто даже просто слышал (как его пытают), но не вмешался, наказали!» – эмоционально реагирует на это письмо Раисат, мать Курбана Далгатова.

Раисат и Ислам (родители Курбана Далгатова) в память о единственном сыне превратили угол одной из комнат дома, в котором проживают, в небольшой мемориал. Он состоит из большого портрета, с которого на них смотрит улыбающийся Курбан, а вокруг благодарственные письма от спортивных организаций, в том числе, зарубежных государств, где тренировал или тренировался Далгатов. Благодарят родителей за сына.

Во дворе дома – пара легковушек с надписью на заднем стекле: «Курбан Далгатов. Запытан, но не сломлен». Это уже напоминание обществу и властям, что ЭТО (пытки и убийства) БЫЛО. И что это не должно повториться. Никогда!

Курбан Далгатов. Запытан, но не сломлен

Курбан Далгатов. Запытан, но не сломлен

«Вся надежда была только на сына… А тут… Пришёл человек с работы, заглянул к нам, не зашел, даже не поел, сказал, что надо уйти ненадолго. Ушёл и не вернулся», – вспоминает тот вечер Раисат.

Ислам Далгатов вспоминает, что через пару дней после убийства его сына, с министром внутренних дел по РД Абдурашидом Магомедовым встречались его старший брат, а также глава села Гоор-Хиндах, выходцами из которого они являются.

Вторая встреча с министром прошла чуть больше месяца назад. На встрече, которая состоялась по инициативе Магомедова, были уже Раисат и Ислам.

«Министр очень сожалел, что такое случилось, говорил, что так не должно быть. Мы спросили, может ли он ускорить следствие, чтобы все виновные были задержаны. Ведь прошло уже полгода, а результатов нет. Он ответил, что к расследованию дела отношения не имеет, что этим занимается следственный комитет, но обещал, что позвонит к ним… Нас предупредили, что расследование – это долгая история», – рассказывают родители Курбана Далгатова.

Они считают, что те, кто задержаны – это ещё не все, кто участвовал в пытках и убийстве их сына. Соучастников, считают они, было больше – до 15 человек. Но чтобы задержать всех, уверены родители, нужна почти политическая воля руководства правоохранительных органов Дагестана, «должна идти команда сверху!».

«Говорят, что там (в райотделе) кого-то от работы отстранили… И всё? Там был один замначальника уголовного розыска, признался, что бил одного из задержанных. А теперь что? Сказал ему: "Извини" и дальше пошёл? Нас это не устраивает…» – еле сдерживая слёзы, возмущается Раисат: «Знаете, я ведь даже галерею листать в телефоне не могу. Ведь там, дальше, фотографии моего сына. Где он мёртв… Убит… И на душе немного легче становится, когда хоть одного следующего виновного в убийстве Курбана задерживают…»

Новые подробности

Задержание Булата Меджидова – это не единственная подробность и новость, которая всплывает с момента убийства Курбана Далгатова. Скажем сразу, что подозревают Меджидова не в убийстве Далгатова, а в пытках по отношению к своему тёзке – Булату Атаеву, тому, кто находился в кабинете №40, вместе с Магомедом Маликовым.

«Меджидов Б.Д., действуя группой лиц совместно с другими работниками, не получив интересующих их сведений у одного из доставленных, желая показать эффективность своей работы, связанной с установлением местонахождения подозреваемого по уголовному делу, явно выходя за пределы своих полномочий, применили к нему пытки», – утверждается в постановлении о применении к нему такой меры пресечения, как заключение под стражу.

Всех данных, которыми располагает «Черновик», раскрывать, конечно же, нельзя. Будет нарушена тайна следствия, в свою очередь это скажется на тактике следствия и некоторые виновные смогут избежать ответственности. Ведь не секрет, что дагестанская фемида, когда дело касается силовиков и состоятельных людей, с особым усердием начинает придерживаться такого принципа уголовного законодательства, как принципа гуманности, максимально смягчая их участь.

Предупреждение: «Черновик» готов предоставить право на ответ, уточнение, возражение, опровержение, комментарий всем тем, кто будет упомянут ниже в этой публикации.

…А теперь немного уточним детали произошедшего, чтобы понять, ПОЧЕМУ произошло убийство. Согласно той информации, которой располагает «Черновик», события разворачивались так.

Пострадавший, которого ранили из травмата, был доставлен в больницу. Врачи известили полицию. Оперативники вытащили его чуть ли не из-под капельницы и доставили в РОВД. Уже там стало известно, что раненный имеет влиятельных знакомых. В частности, после звонка пострадавшего, к Советскому РОВД приехал некий Даниял.( Его различные слухи приписывают к охране Госсекретаря РД Магомед-Султана Магомедова, но это должно установить следствие.)

После того, как Даниял, потерпевший и оперативник Ислам Атавов поговорили, в известность о происшествии был поставлен (на тот момент) начальник Советского РОВД Махачкалы Бадрутдин Юсупов.

Собеседник «Черновика» на анонимных условиях рассказывает, что когда Ислам Атавов услышал в трубку команду своего начальника: «Работайте!», то он начал работать с удвоенным усердием. Возможно, отсюда и формулировка следствия, что оперативники пошли на пытки «желая доказать эффективность своей работы».

«Ислама Атавова называют племянником Бадрутдина Юсупова. Но это неправда. Атавов, когда Бадро (так называют Юсупова) работал начальником Кумторкалинского РОВД, был его водителем. Отличался преданностью к своему начальнику. Когда тот перешёл на работу в Советский, то забрал Атавова с собой. С трудом добился в УУР назначения Атавова сотрудником уголовного розыска… Поэтому Атавов, хоть и был обычным опером, но всегда выделялся, чувствовал себя на особых условиях», – рассказывает собеседник «Черновика» о деталях этого дела.

Заметим, что практически всегда вместе с Атавовым видели и Магомедкамила Курбанова. Он, как говорит собеседники «Черновика», – сын состоятельных родителей, воспринимал свою работу оперативником как временную, как трамплин для карьерного роста.

«Беспристрастная камера видеонаблюдения показывает, как в дежурную часть спокойно заходит улыбающийся Далгатов…» – написали мы в начале статьи. На том же видео видно, как позади него ходит Ислам Атавов.

УМВД по Советскому району Махачкалы. Место с неоднозначной репутацией

"А давайте его скинем с 4 этажа?"

Пройдя дежурку, Далгатов оказывается в слепой зоне камер – на лестнице, ведущей на этажи здания. Он поднимается на четвёртый этаж, туда, где расположен отдел уголовного розыска. Вход в УГРО устроен таким образом, что зайти в него и выйти можно только открыв дверь электронным ключом. Нет ключа – звонишь в дверь и ждёшь, пока кто-нибудь из оперов не подойдёт к двери.

Далгатова завели в отдел, и он находится в коридоре. Время от времени в его адрес летят провокационные фразы, типа «если ты мужчина…», а потом в коридоре выключили свет и Далгатова там же стали избивать и пытать.

Сейчас следствие устанавливает, кто из сотрудников полиции за что отвечал: кто выключал свет, кто подсвечивал Курбанова фонариком, кто бил, кто душил, кто прыгал по спине, кто использовал шокер, кто принёс «тапик» (армейский телефон ТА-57), чтобы пытать током.

Когда Далгатов перестал подавать признаки жизни, оперативники перепугались. За себя. Стали искать выход из положения. Обратились к руководству. На месте находился и.о. начальника отдела уголовного розыска Марат Бабаев (на данный момент он отстранён от службы, по данным «Черновика», является фигурантом уголовного дела по пыткам в отношении других задержанных лиц, под стражей не находится).

Срочно приехал по просьбе коллег в райотдел зам.начальника отдела УГРО Арсен Абдулкадыров. (Эту интересную личность "Черновик" упоминал тут, в статье: "В деле Хаджимурада Камалова ложный след?". Это, в какой-то степени, объясняет, почему он, перебравшись из ЦПЭ РД в РОВД, так яростно боролся с одиночными пикетами, которые проводили сотрудники "Черновика". И почему всегда, в нарушение закона, отказывался называть задержанным журналистам своё имя и должность.)

Кто-то предложил скинуть тело с 4 этажа, но это предложение сразу отмели. Отмели и предложение скинуть тело Далгатова с лестничной площадки, типа сам упал и неудачно. Наконец, решили отнести тело в больницу.

Нести по лестнице тело крепкого спортсмена, который весит не меньше 80-90 кг., одному человеку не по силам. Это задача для трёх-четырёх человек. Но есть одно препятствие: на лестничной площадке камера видеонаблюдения. Один из полицейских начальников закрыл обзор камеры своей курткой. Несколько оперативников взяли тело, прошли мимо прикрытой видеокамеры и понесли его по лестницам вниз, на первый этаж. А потом завернули под лестницу, в проход, ведущий в служебный двор.

«Они несли Курбана почти через всё здание РОВД, их видело не меньше 15 человек. Но им никто ничего не сказал!» – рассказывает наш собеседник.

Отметим, что практически вся лестница, ведущая от дежурки до 4-го этажа, а также непосредственно выход на территорию служебного (внутреннего) двора – это слепая зона для камер видеонаблюдения. Поэтому плотно к выходу во дворик была подогнана машина. И уже на ней Далгатова привезли в РКБ-1 Махачкалы. Эта больница находится примерно в 200-х метрах от Советского РОВД.

Уже там, как рассказывают осведомлённые источники, оперативники предприняли последнюю попытку «отмазаться»: они стали требовать от дежурных врачей указать, что Далгатов, когда его доставили, был жив и умер уже в больнице. Врачи отказались… Примерно с этого времени родственники Курбана Далгатова стали получать сообщения, что он мёртв.

Утром по этому поводу в РОВД прошло совещание. На нём один из соучастников убийства спросил коллег: «А нас что сейчас, посадят?». Но один из их руководителей, по своему оценив ситуацию, предложил Исламу Атавову, Магомеду Маликову и Магомедкамилу Курбанову… «загрузиться», уверив их, что по результатам проверок через три дня они будут на свободе.

P. S. В связи с пытками в Советском РОВД Махачкалы, в общей сложности, задержано пять сотрудников полиции. Пока пять. Но обстоятельства дела показывают, что в убийстве Далгатова и пытках задержанных участвовало не менее 10-12 человек. И раз задержана почти половина, то что мешает задержать вторую половину, оставшихся?

Ведь каждый день их на свободе – это не только возможность скрыться, но и возможность оказывать давление на свидетелей, просить заступничества у влиятельных земляков, политиков и чиновников. Каждый их день на свободе – это мнение общества о правоохранительных органах.

И если общество увидит, что МВД по РД безжалостно очищает свои ряды от преступников и бесредельщиков, то оно поверит в то, что полиция – это именно ПРАВО ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ орган власти, а не угроза обществу. ]§[

Свежие новости