Водопад бизнеса

Прокуратура решила остановить строительство одного из самых крупных рекреационных объектов на территории Ханагского (Хучнинского) водопада. Участки рядом с водопадом принадлежат частным лицам. Стройка, считает Минприроды РД, водопаду, самой природе вреда не причинит. А местные жители придумали водопаду новое название…

Прокурор Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры Михаил Лихачёв передал в Табасаранский районный суд материалы, касаемые самого крупного строящегося капитального объекта на территории Ханагского водопада. Речь идёт об оздоровительном центре с гостиницей, который ещё не достроен, но строится рядом с водопадом. Иск подан к Насрулле Алибекову – собственнику участка с кадастровым номером 05:17:000001:929, на котором и возводится объект.

 

Ханагский бетонный котлован

 

Природоохранная прокуратура установила факт незаконного предоставления частному лицу администрацией Хурикского сельсовета земель водного фонда и береговой полосы реки Ханагчай. Алибеков, подчёркивает надзорное ведомство, самовольного занял землю общего пользования – участок береговой полосы реки. Участок расположен на расстоянии 55 метров от водопада. Вопреки требованиям соответствующих законов, отмечает прокурор, участок образован в 2006 году таким образом, что часть его расположена в береговой полосе реки. Это, подчёркивается в иске, привело к незаконной приватизации земли, находящейся в государственной собственности.

Знаменитый Хучнинский водопад оккупирован монолитным зданием

Прокуратура указывает, что в соответствии с ч.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель водного фонда не подлежат отчуждению. Полоса суши вдоль берега водных объектов общего пользования предназначается для общего пользования. В конце 2021 года Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора подтвердило, что строящийся на этом участке объект возводится в береговой полосе реки.

Из-за несоблюдения условий обеспечения свободного доступа людей к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в отношении Алибекова было вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 8.12.1 КоАП РФ. Строительство капитального сооружения на береговой полосе нарушает права людей (ст. 42 Конституции России) на пользование рекой.

Поэтому Лихачёв говорит о необходимости наложить арест на участок и запретить собственнику продолжать на нём строительство.

Прокурор просит признать отсутствующим право собственности Алибекова на землю, признать недействительными сведения в Государственном кадастре недвижимости в отношении участка.

Прокуратура считает, что строящийся объект – оздоровительный центр – нужно демонтировать, чтобы у людей был свободный доступ к береговой полосе. Участок записан на имя Алибекова, но у строящегося на нём объекта, как сообщают наши источники, хозяин другой. Сын застройщика, рассказали нам источники, является депутатом Табасаранского районного собрания депутатов.

Местные жители, выходцы из района, проживающие за пределами муниципалитета, уже переименовали Ханагский водопад в каменно-бетонный котлован. 

«Единственная уникальная и неповторимая природная жемчужина Табасарана превращается в каменно-бетонный котлован. В данное время основная территория водопада похожа на стройплощадку. Водопад потерял былую естественную красоту, скорее, он напоминает искусственное сооружение из бетона. Раньше он манил, а теперь не возникает особого рвения там отдыхать.

Как-то на мероприятии в администрации Табасаранского района глава муниципалитета возмущался тем, что люди недовольны его большой работой по облагораживанию территории, прилегающей к водопаду. Мол: «Я стараюсь, а люди недовольны». Тогда я ему сказал: «Администрация вместо того, чтобы проложить пешеходные тропы и строить обыкновенные беседки, меняет пейзаж вокруг водопада. Начали рубить зелёные насаждения, грунтовать прилегающую территорию и заливать кругом бетоном»», – рассказывает общественный деятель из Табасаранского района Казихан Курбанов.

Он, отметим, до иска встречался с Лихачёвым, говорил о происходящем у водопада.

«Мы там выросли, всё было красиво, природная красота, а в этому году приехал – просто нет слов, одни стройки… Как можно было закатать в бетон особо охраняемую природную территорию, памятник природы регионального значения?» – возмущаются выходцы из района.

 

По ресторанам…  

 

«ЧК» решил выяснить, какие ещё «прелести жизни» расположены рядом с водопадом и кому они принадлежат. Редакция направила в администрацию района запрос со следующими вопросами: сколько объектов и какого предназначения строятся или уже построены рядом с водопадом, на каком расстоянии от природного объекта они находятся, является ли это расстояние оптимальным (согласно соответствующему природоохранную законодательству – «ЧК»), кем, когда и кому выдано разрешение на строительство, в чьей собственности находятся земельные участки, на которых стоят объекты строительства, и т. д.

Из ответа на запрос в виде таблицы следует, что рядом с водопадом находятся семь завершённых объектов, один строящийся – тот самый оздоровительный центр, есть ещё один участок, принадлежащий частному лицу. На нём ещё ничего не построили. 

Первым в графе «объекты» стоит ресторан «Дубрава». Собственником указан Гасанов А. Г. Объект расположен на категории земель «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства. Как стало известно «Черновику», Гасанов А. Г. – это бывший председатель Табасаранского районного суда Алимирза Гасанов.

Второй в графе «Объекты» указана «дача», собственник, как указывает администрация муниципалитета, – Мятов Н. Г. Инициалы собственника полностью совпадают с ФИО начальника ТО Роспотребнадзора РД в Кайтагском районе Нурмагомеда Мятова. Табасаранский район, как и Дахадаевский, является дополнительным районом обслуживания ТО.

Рядом с водопадом, если исходить из ответа районной администрации, стоят также ресторан «Шашлычный двор», собственник – Халилова Ш. Г., гостиничный комплекс «Водопад», собственник – Абдуллаев Н. И., ресторан «Семейный отдых» (администрация уточнила, что он находится в залоге Россельхозбанка – «ЧК»), объект общепита (пишем, как указано в ответе на запрос – «ЧК»), собственник – Гасанаваев Ш. Ш. Последний также является собственником земельного участка рядом с водопадом с разрешённым видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства».  Также рядом с водопадом появилась автостоянка, собственник – Ахмедов З. Т.

Источники «ЧК» считают, что перечисленные собственники могут являться подставными лицами.

 

Минприроды спокойно

 

«Черновик» также направил запрос в Минприроды РД с вопросами, допустимо ли строительство рядом с памятником природы, на каком расстоянии от природного объекта ведётся строительство и является ли оно допустимым согласно соответствующему природоохранному законодательству и т. д.

Природоохранным законодательством России и Дагестана, ответили нам, запретов на возведение капитальных объектов непосредственно у границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не установлено. Оздоровительный центр, подчеркнуло Минприроды, находится вне границ памятника природы. Поэтому согласование его строительства с министерством, по словам самого министерства, нужно не было. Но природоохранная прокуратура, напомним, говорит, что объект строится на береговой зоне реки Ханагчай, что является незаконным.

Министерство не считает, что уже имеющиеся рядом с водопадом капитальные объекты и строящийся центр способны нанести природному памятнику вред, так как «они не относятся к объектам хозяйственной деятельности высокой опасности».

Минприроды уточнило: «К памятнику природы относятся непосредственно сам водопад, акватория у подножия водопада и склон горы по правую сторону от водопада, и его территория не подвергается застройке и другим изменениям».

Охрану памятника природы должно обеспечивать подведомственное министерству ГКУ РД «Дирекция особо охраняемых природных территорий, охраны животного мира и водных биоресурсов». Работники этой Дирекции, утверждает министерство, «регулярно осматривают территорию памятника и не допускают фактов причинения ему вреда». То есть Минприроды утверждает: зелёные насаждения не вырубаются, сточные неочищенные воды не сбрасываются… Сомневаемся, что ради строительства, к примеру, автостоянки и оздоровительного центра не пришлось ничего вырубить. Издание считает, что настоящий туризм – это когда до памятника природы в горном районе человек добираете пешком. «Удобство» в виде автостоянки рядом с водопадом – это губительное излишество.

Минприроды даже защитило собственников земельных участков, которые «выполнили работы по укреплению склона, непосредственно у памятника природы в целях избежания разрушения его территории». Также, сообщило «Черновику» министерство, подготовлен проект благоустройства территории водопада. То есть, помимо того, что уже там появилось, может появиться ещё что-то?

Местные жители оптимизм министерства экологии не разделяют. Им не нравится, что самое красивое и популярное место в районе превращается или уже превратилось в «бетонный котлован». Люди хотят, чтобы природа оставалась нетронутой. Да и туристы, которые бегут от городской суеты, не смогут полноценно ощутить себя в лоне природы. Порадуется только бизнесмен, который возьмёт с постояльца больше денег за вид из окна. ]§[

Номер газеты