Потоп человеческий

Семья Гусеновых с некоторых пор никого не может пригласить к себе в гости

В сентябре этого года семья из Дербентского района стала жертвой ЧП. Их дом затопило. Имущество утеряно. Дом нужно восстанавливать. Глава семьи Вазир Гусенов уверен, что в первую очередь в потопе виноваты чиновники, а дождь – только во вторую.

С 10 по 11 сентября 2022 года на территории сельского поселения «сельсовет Хазарский» шли обильные осадки – дожди. Вазир Гусенов уже 20 лет живёт здесь, но не помнит подобного потопа.

«Какие бы ливни ни были, через пару часов вода уходила. Село затопило впервые за 20 лет. Потоп произошёл ночью из-за протекающего выше села водовода, который после дождя переполнился. Часть поселения затопило по причине сброса воды из канала, принадлежащего то ли Минмелиоводхозу РД, то ли Правительству РД, то ли муниципальной администрации. Открыли шлюз», – уверен Гусенов.

 

Аквариум, милый, аквариум

 

Затопило и другие дома – вода пришла в подвалы и дворы. Но жилище Гусеновых пострадало сильнее всех. Вода в доме стояла по пояс и выше. Имущество плавало. На свалку было вывезено несколько газелей испорченной мебели и техники. «Я всё, что в кредит купил, выкинул», – говорит Гусенов.

Во время потопа местные активисты начали звонить в МЧС, муниципальные власти. Когда дождь прекратился, утверждает собеседник, «вода всё равно шла со стороны канала».

«Приехал заместитель главы Дербентского района Гаджимурад Абакаров. Потом по его команде на вторые сутки до полуночи или до утра, точно не помню, они там работали, перекрывали эту канаву. Все соседи подтвердят. Никогда в жизни такого потопа от дождей не было», – рассказал пострадавший.

Он решил, что его семье от властей полагается компенсация за понесённый ущерб. Обойдя уровни власти от муниципальной до республиканской и надзорные органы, Гусенов осознал: власти решили откреститься от его проблемы.

Представитель администрации посоветовал семье обратиться в благотворительный фонд «Инсан».

«То есть мне надо было выставить жену и троих детей, чтобы они плакали и просили у людей о помощи. Мы от этого отказались», – сказал Гусенов. Он не считает дождь виновным в своих бедах. «Черновик» пытался дозвониться до замглавы района Абакарова, оставил ему сообщение с просьбой озвучить позицию администрации, назвать причину потопа, так как Гусенов и другие сельчане уверены, что были открыты шлюзы водоканала. Чиновник наше сообщение прочитал, но оставил без ответа.

 

Недосягаемая компенсация 

 

Согласно ст. 18 (права граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», граждане России в том числе «имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб…»  В соответствии с этим же законом «органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера». Юрист Рустам Шабанов, к которому обратилась семья Гусеновых, классифицирует произошедшее в Хазаре ЧС как муниципальное.

При чрезвычайных ситуациях муниципального характера, как следует из разъяснения закона, которое даёт МЧС России, «органы местного самоуправления также вправе оказывать финансовую помощь пострадавшим гражданам». Напомним, органы местного самоуправления посоветовали обратиться в фонд «Инсан».

ГУ МЧС и Прокуратура РД в ответах на обращения Гусенова указали, что нет правовых оснований для оказания помощи за счёт средств Резервного фонда по МЧС. 

В ответе ведомства от 27 сентября этого года указано: «Рассмотрев по поручениям Правительства Дагестана ваши обращения по вопросу оказания финансовой помощи за ущерб, причинённый жилью и имуществу в результате дождей… сообщаем. Согласно правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утверждённым постановлением Правительства РД от 21 декабря 2009 года №459 (Далее – резервный фонд по ЧС), выделение финансовых средств производится на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий межмуниципального и регионального характера». Юрист считает, что в этом постановлении необоснованно отсутствует ЧС муниципального характера. В связи с этим Шабанов обратился к президенту России Владимиру Путину и генпрокурору страны Игорю Краснову с жалобой на Правительство Дагестана и признанием упомянутого выше постановления Правительства РД №459 «несоответствующим действующему федеральному законодательству».

То есть на региональном уровне Гусенову говорят, что семье компенсация не положена.

Во время дождей, также подчёркивает дагестанское МЧС, в Дербентском районе режим чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера, связанный с опасными природными явлениями, не вводился. Поэтому министерство выносит решение об отсутствии правовых оснований для оказания финансовой помощи за счёт средств Резервного фонда по ЧС. Гусенов, напомним, настаивает, что в подтоплении его дома главную роль сыграл человеческий, а не природный фактор. Муниципальная власть, по словам Гусенова, склонна винить в его бедах дождь. Тогда следует вопрос: почему в таком случае не был введён режим ЧС, не были задействованы все возможные силы в целях минимизации возможного ущерба?

В письме региональное МЧС подтверждает слова Гусенова о человеческом факторе: «С целью визуального обследования последствий дождей 12 сентября 2022 года в Дербентский район был осуществлён выезд комиссии, сформированной из сотрудников ГУ МЧС по РД. В ходе обследования населённых пунктов на территории Дербентского района, произведённого вместе с представителями администрации района, установлено, что основной причиной подтопления явилась неготовность системы водоотведения населённых пунктов к безаварийному пропуску дождевых паводков. Сбросные коллекторы и ливневые стоки засорены, заросли растительностью. В рамках подготовки к циклическим рискам, а именно дождевым паводкам, превентивные мероприятия по очистке сбросных каналов и дренажных систем не проводились».

В целях недопущения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пропуском дождевых паводков в осенне-зимний период 2022–2023 годов, министерство рекомендовало администрации района провести инвентаризацию состояния сбросных коллекторов и ливневой канализации в населённых пунктах района, в рамках подготовки к безаварийным пропускам дождевых паводков расчистить ливневые стоки и сбросные коллекторы. Рекомендовано также совместно с ФГБУ «Минмелиоводхоз РД» организовать расчистку сбросного коллектора «Даштыулам», проходящего через Нижний Джалган. Отчёт о выполненных работах администрация должна была предоставить главному управлению МЧС до 15 октября.

Прокуратура РД, рассмотрев заявление Гусенова о незаконном отказе в получении компенсационных выплат, в октябре этого года согласилась с тем, что «законных оснований для получения компенсации нет». Надзорное ведомство тоже указало, что органы госвласти и местного самоуправления режим ЧС регионального и межмуниципального характера не вводили.

Администрации Хазара и Дербентского района, написал Гусенов в письме Путину, «проявили халатное бездействие по факту ЧС, оказывали влияние на то, чтобы скрыть истинные причины ЧС, из-за недостоверной информации от муниципалитета министр МЧС РД принял неправильное решение».

У Гусенова есть фото/видеоподтверждения потопа.  В письме генпрокурору и президенту Гусенов и Шабанов, помимо постановления Правительства РД, также просят признать незаконными ответы дагестанских МЧС, прокуратуры, действие/бездействие главы района Мавсума Рагимова, главы Хазара Халида Наврузова и других более высокопоставленных чиновников. Так как дом нужно восстанавливать, чета Гусеновых с тремя детьми временно живёт в чужом доме.

О многолетних скитаниях ещё одной пострадавшей от стихии семьи из Дербентского района читайте в следующем номере. ]§[

Номер газеты