По факту пыток дагестанцев в колонии Калмыкии возбуждены уголовные дела

В столицу Калмыкии – Элисту – прибыли проверяющие из Генеральной прокуратуры России. Действиям сотрудников УФСИН Калмыкии, ИК №2, где 5 августа произошло ЧП, результатом которого стала смерть одного из сотрудников колонии и пытки двух осуждённых дагестанцев Магомеда Атимагомедова и Дауда Курамагомедова.  По факту пыток возбуждены уголовные дела по ст.286 УК РФ (Превышение должностных полномочий). Об этом «Черновику» сообщила адвокат Атимагомедова Аза Алиева.

Оба признаны потерпевшими. Напомним, 5 августа в ИК №2 один сотрудник колонии был убит, другой тяжело ранен. Ещё шестеро получили ранения. В совершении этих преступлений подозреваемыми проходят Дауд Курамагомедова и Магомед Атимагомедова. Ранее в комментарии «ЧК» Алиева со слов своего подзащитного рассказывала, что в этот день оба арестанта планировали побег. Стали известны и причины побега: осуждённые подвергались систематическим издевательствам со стороны сотрудников ИК №2. Им угрожали «пришить статью 205 УК РФ», которая является террористической, за исполнение религиозных предписаний: совершение молитвы, чтение Корана. Хронология событий – в материале «ЧК» «Система наказания».

Ранее в СМИ в основном рассказывали о положении Атимагомедова. Был объявлен денежный сбор и найден адвокат  - Снежана Мунтян - и для Курамагомедова. Мунтян подтвердила, что Курамагомедова пытали: били, истязали, надругались, подвешивали на дыбу/за наручники сзади, обливали кипятком, иным способом совершали насильственные действия над находящимся в беспомощном состоянии. Примерно также пытали и Атимагомедова.

 «Я много чего повидала, но это ни в какие рамки не укладывается. Это не люди, которые с ним это сделали – это звери», – сказала Мунтян. Курамагомедов рассказал ей, что его избивали также во время допроса следователем. Поэтому осуждённый свои показания первоначальные не признаёт. В том числе об этом он сказал сотрудникам прокуратуры.

«Он им (прокурорам – «ЧК») сообщил, что те показания, которые зафиксировал следователь с его слов, он не мог дать, потому что он не мог дать их физически. В этот момент его били. О каких показаниях может идти речь в такой ситуации», – также отметила защитник.

Адвокат опасается за психическое состояние подзащитного. Она просила Курамагомедова «не делать глупостей».

Напомним, Уполномоченный по правам человека в Дагестане ранее направил обращение омбудсмену Калмыкии Валерию Чубу, чтобы «разобраться, что привело к трагедии, и дать надлежащую правовую оценку не только действиям подозреваемых в убийстве, но и сотрудников ИК-2 Калмыкии». Реакции на обращение, сообщила изданию пресс-служба дагестанского омбудсмена, пока нет.

Но на официальном сайте уполномоченного в Калмыкии появилась новость: 11 августа Чуб провёл рабочую встречу с начальником УФСИН России по Республике Калмыкия Ибрагимом Альсултановым.

«В ходе встречи, – как указано в крайне коротком сообщении пресс-службы, – стороны обсудили вопросы обеспечения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях Республики Калмыкия. По итогам встречи стороны договорились о совершенствовании форм взаимодействия в обеспечении реализации прав и законных интересов обвиняемых и осужденных». Пресс-служба омбудсмена Чуба отделалась общими словами. Ни слова о пытках, Атимагомедове и Курамагомедове не упоминается. В рамках своих полномочий, напомним, Чуб может встретиться с ними обоими. Увидев осуждённых воочию и поговорив с ними, думаем, легче будет понять, как именно взаимодействовать с УФСИН в вопросах обеспечения прав осуждённых.