"Муртазалиева не били... Коран изъяли на экспертизу... Карманный коврик в камере имеется"

Омбудсмен Джамал Алиев отреагировал на жалобу заключённого дагестанца из Курганской области

Из ИК-2 Курганской области поступил сигнал о нарушении прав осужденных...

Сегодня, 24 января, Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Джамал Алиев сообщил о реакции на видеообращение заключённого ИК-2 Курганской области Омара Муртазалиева. Информация об этом появилась в официальном канале омбудсмена. 

В своём видеообращении Омар Муртазалиев сообщает, что он осужден по ч. 1 ст. 208 УК РФ (создание вооружённого формирования, не предусмотренного законом, а равно руководство таким формированием) и отбывает наказание в ИК-2, расположенной в Курганской области. 

"11 числа в камере ЕПКТ (единое помещение камерного типа - "Черновик") произвели обысковые мероприятия, где изъяли наши продукты и личные вещи. Изъяли незаконно. Привели сюда спецназ ФСИН, для провокаций. Изъяли наши книги, Кораны... Они создавали провокации тем, что они бросали Кораны на стул, а потом на пол... Были рукоприкладства с их стороны... Провоцировали нас... Сегодня 15.01.2025 года. Мы объявили голодовку с 11 числа. И будем держаться до той степени, пока нам не вернут наши права, наши книги и наши личные вещи", - говорит Муртазалиев в минутном обращении, ссылку на которое приводит омбудсмен в своём телеграм-канале.

Дагестанский омбудсмен заявил, что он обратился к Уполномоченному по правам человека в Курганской области Борису Шалютину с просьбой провести проверку изложенных в обращении доводов, а также попросил посетить Муртазалиева в исправительном учреждении.

"В результате был осуществлен выездной прием, проведена личная беседа с осужденным, получены пояснения сотрудников учреждения. По итогам проведенной проверки не все слова Муртазалиева подтвердились", - сообщает Джамал Алиев.

Омар Мартазалиев, осужденный ИК-2 Курганской области

Омар Муртазалиев, осужденный ИК-2

Физическая сила, как сообщил курганский омбудсмен своему дагестанскому коллеге, не применялась к осужденному со стороны сотрудников ФСИН за все время пребывания в указанном учреждении.

В ходе обыскных мероприятий из камеры ЕПКТ, в которой он содержался действительно были изъяты: молитвенный коврик для намаза, так как он не соответствовал нормам, установленным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N110, религиозная литература для проведения соответствующей проверки, а также продукты питания.

"В настоящее время осужденный имеет при себе молитвенный коврик для карманного ношения, религиозная литература в установленном Правилами количестве экземпляров находится в камере ЕПКТ, а продукты питания, в соответствии с Пунктами 550 и 551 Приказа Минюста N 110 от 4 июля 2022 года, хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденному на время приема пищи", - сообщает омбудсмен, не раскрывая другой информации, связанного с этим инцидентом.

Что касается самого Муртазалиева, то сообщается, что он, в ходе личного приема, попросил оказать содействие в получении консультации врача-офтальмолога. Относится ли Муртазалиев к своим проблемам по-философски, Шалютин своему коллеге не сообщил. 

"После рабочей встречи с администрацией учреждения и медицинским работником принято решение о проведении консультации и осмотра врачом-офтальмологом в срок до 28 января этого года", - обещают, как можно сделать вывод из сообщения, уполномоченные Дагестана и Курганской области.

В частности, без комментирования остались вопросы, связанные с голодовкой осужденных, сколько их всего было, обращались ли сотрудники ФСИН с религиозной литературой (Коран) ненадлежащим, провокационным образом, оскорбляющим чувства верующих, и т.д.

P. S. Отметим, что Приказ Минюста России, на который ссылается не только дагестанский омбудсмен, не учитывает особенности всех традиционных и разрешённых в России конфессий. Поэтому коврик для молитвы (намаза), казалось бы, привычный для мусульманина предмет быта, согласно правилам нахождения в ЕПКТ, является ... запрещённым к нахождению там предметом религиозного культа. Соответственно, его изымают.

И именно поэтому в сообщении омбудсмена говорится, что у Муртазалиева уже имеется карманный коврик для намаза. Потому что правила разрешают иметь только нательный или карманный вариант предмета религиозного культа.

Что касается религиозной литературы, то, согласно п. 538 Приказа Минюста, "Осужденным к лишению свободы, водворенным в ДИЗО, ШИЗО, разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в личное время в соответствии с распорядком дня осужденных к лишению свободы, содержащихся в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, из расчета не более одной книги (одного журнала или одной газеты) либо одного экземпляра религиозной литературы."

То есть заключённый ЕПКТ может иметь в камере только одно какое-то печатное издание: или "светская" книга, или газета. или Коран (Библия, Тора и т.п.). Если, к примеру, в камере находятся Коран и "Благонравие праведников", то это будет считаться грубейшим нарушением правил внутреннего распорядка, правил, прописанных Приказом Минюста России №110 от 4 июля 2022 г. ]§[