суббота, 18 марта, 2023
 

Кресло близко, но качается

Политическая жизнь в Буйнакском районе вновь выходит на точку кипения

Главным поставщиком политических новостей республики начала весны, безусловно, стал Буйнакский район. И здесь в очередной раз системно проявляет себя уже практически вымирающий вид под названием оппозиция. Происходящие тут события носят лавинообразный характер. Структурированные, правомочные действия одной стороны наталкиваются на лишенные всякой законной основы шаги – другой, порой  откровенно сопровождающиеся чередой правовых коллизий.

Политическая ситуация в Буйнакском районе, напомним, стала заметно раскачиваться после назначения и.о. главы муниципалитета Абидина Карчигаева в прошлом году. Тогда казалось, что все в его пользу. Весомая поддержка из Махачкалы, ведущая прямо в главный кабинет Белого дома, а также существенный руководящий опыт работы в республиканских правоохранительных органах, включая и в самом районе. Но у него, по сути, ничего не получилось. Карчигаев сошел с дороги и, по нашим данным, сам толком не понял истинных причин своей неудачи. При этом поговаривают, что он успел перессориться с немалым количеством людей в районе, что также причиняет ему моральное неудобство. Системные «ответки» оппозиции, вероятно, в центре и предпочли бы замять, но был и другой, неприятный для региональной власти момент. По меньшей мере дважды доходило до массовых протестных акций жителей Буйнакского района, в том числе и на центральной площади Махачкалы. В них люди открытым текстом жаловались на то, что и. о. главы района начал грубо нарушать правила игры, вернее, увольнять директоров школ и садиков из числа депутатов районного собрания. И такие действия протестный электорат, ясное дело, связывал только с их отказом поддержать кандидатуру Абидина Карчигаева.

В причинах неудачи Карчигаева, конечно, можно разбираться долго, но основная – в Буйнакском районе, как мало где в республике есть сила, убежденная в том, что республиканский административный ресурс может предлагать, но не должен и не может быть решающей силой, когда речь касается выборов главы муниципалитета.

«Да, сама процедура избрания руководителя практически отсекла населения от решения этого вопроса, да, имеющие в этом вопросе хоть какие-то полномочия депутаты районного собрания зачастую не могут контролировать ход работы конкурсных комиссий, да, вы забрали все значимые рычаги, но, позвольте нам использовать маленькие уцелевшие шансы …» – вот примерный посыл буйнакской районной оппозиции.    

Казалось бы, назначенный в конце минувшего января исполняющим обязанности главы района Уллубий Ханмурзаев (на фото в анонсе), должен был извлечь из этого максимум целесообразности. Он выходец из крупнейшего села района Нижнего Казанища, человек тоже из силовых структур (бывший следователь) и как никто другой должен был бы понимать, что, если создаются причины, то неминуемо бывают и их следствия. Взаимосвязь двух этих факторов понятна даже не для следователя.  

Относительный штиль в политической жизни Буйнакского района длился едва ли месяц. Практически до третьей декады февраля, как нам известно, Ханмурзаев пытался беззаботно договориться и выстроить выгодную цепь из местных политических звеньев.

Процедура в принципе характерная для каждого соискателя кресла руководителя района или города, и ничего удивительного здесь нет. Но то, что зачастую проходит гладко и без шума во многих муниципалитетах, в Буйнакском районе вновь налетело на риф.

Первым не выдержал председатель районного собрания, кстати, также представитель села Нижнее Казанище Зайнутдин Шихов. 21 февраля он написал заявление в адрес собрания депутатов Нижнего Казанища с просьбой отозвать его из состава районного собрания депутатов по собственному желанию (копия заявления имеется в редакции). И уже 28 февраля собрание депутатов Нижнего Казанища вынесло решение (копия также в распоряжении «ЧК») «Об отзыве делегированного депутата от МО «село Нижнее Казанище» Шихова Зайнутдина Салахбековича из состава собрания депутатов ИР «Буйнакский район» Vll созыва».

Данное решение в соответствии с порядком было направлено в территориальную избирательную комиссию Буйнакского района и вступило в силу в день своего принятии.

Но накануне своего заявления, 20 февраля, Шихов успел издать распоряжение о возложении обязанностей председателя районного собрания депутатов на Сайпуллу Гебекова, а 1 марта полномочия последнего были подтверждены официальной справкой главного специалиста райсобрания М. Курбанова.

А что касается Зайнутдина Шихова, то он, по некоторым сведениям, вообще выехал за пределы республики и осознанно дистанцировался от политической суеты. Видимо, довели. Устал.

Здание под контролем

А уже спустя несколько дней в холодное течение новой власти окунулся и исполняющий обязанности председателя Собрания депутатов Буйнакского района Сайпулла Гебеков. В разговоре с корреспондентом «ЧК» он заявил, что уже который день администрация района препятствует его работе. А 1 марта, Гебекова, ссылаясь на приказ и.о. главы района Уллубия Ханмурзаева, и вовсе не допустили в здание администрации. Депутат написал заявление в полицию. 

«Они требовали у меня документы, распоряжение о моем назначении. Спрашивали, на каком основании я здесь нахожусь. Забрали со стола документы. Но это были копии. Через пять минут снова заходят из отдела охраны. Они думали, что оригиналы забрали. Снова потребовали показать, на каком основании я здесь. Я вытащил оригинал распоряжения – показал. Прям 90-е», – с отсылкой на беспредельное лихолетье рассказывал изданию Гебеков.

Охрана при этом (это зафиксировано на видео) прямо сослалась на устный приказ и.о. главы района Ханмурзаева.

В тот же день, после публикации в «ЧК», в социальных сетях, указывающих их близость к администрации Буйнакского района, появился небольшой текст под заголовком «опровержение», в котором утверждалось, что «председателем районного собрания является Шихов, и он ни в отпуск, ни на больничный не уходил». О наличии официальных документов о возложении обязанностей спикера на Гебекова и отзыве Шихова из состава собрания, в этом тексте, не, разумеется, говорилось.

Как показали последующие дни, это было только начало «работы» с депутатами.

Уже 4 марта, в другом крупном селе Чиркей, как сообщали наши источники, была предпринята попытка давления на нескольких местных депутатов, делегированных в районное собрание. По оценкам собеседников, их в течение нескольких часов обрабатывали на предмет проявления лояльности, а если это удастся, то и последующей поддержки кандидатуры Ханмурзаева. Насколько нам известно, ни в тот день, ни в другие, чиркейские депутаты не подписались на такой компромисс по принуждению.  

В тот же день, напомним, произошел еще один вызывающий случай. Депутат сельского собрания Верхний Каранай Ибрагим Сайгидов, делегированный в районный представительный орган заявил о попытке неизвестных людей оказать на него давление. Как рассказывал Сайгидов, после того, как глава села сообщил ему о том, что его вызывает исполняющий обязанности главы Буйнакского района Уллубий Ханмурзаев, он в сопровождении еще одного депутата поехал туда.

«Когда я туда приехал, меня окружили четыре человека и потребовали подписать какую-то бумагу. Я отказался и ушел оттуда. Когда я в центре города зашел покушать в столовую, туда  пришли эти ребята, стали на меня наезжать с требованием подписать бумагу. Они еще говорили, что, если я подпишу, то руководитель района все сделает для Караная. Я не знал, что там написано, был без очков и не мог даже нормально прочитать. Когда я вышел на улицу, они  посадили меня в машину и сказали, что отвезут на автостанцию. Но поехали совсем в другую сторону. Но я смог выскочить из автомобиля и уехал в сторону Караная», – говорил депутат.

Писем невпроворот

Несмотря на нервозность обстановки, 1 марта Гебеков официально уведомил Уллубия Ханмурзаева о том, что очередная 18-я сессия районного собрания состоится 30 марта с обозначением предварительной повестки дня.

Но ровно через сутки в районное собрание поступило требование от инициативной группы депутатов и и. о. главы района о проведении внеочередной сессии, назначив её уже на 6 марта. А 5 марта Гебеков обратился с письмами генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, продублировав их и прокурорам Дагестана – Алексею Ежову и Буйнакска – Макашерипову. Аналогичные письма были направлены и в адрес директора ФСБ России Александра Бортникова и руководителя УФСБ по РД Алексея Егорова. В них он оповещает их о том, что группа депутатов райсобрания в нарушение закона пытается провести внеочередную сессию, на котором намерены принять незаконные нормативно-правовые акты.

Гебеков не без оснований сообщает в письмах о том, что никто не правомочен созывать сессию, кроме как председатель собрания, и он, являясь сегодня законным спикером, подобного решения не принимал.

Тем не менее, сессию 6 марта с участием Ханмурзаева провели, но вместо 18-й очередной, её переформатировали в организационную. Однако, в соответствии с требованиями регламента, такую сессию должен открывать и вести старейший депутат,  но, как рассказывают наши собеседники, ключевым спикером был исполняющий обязанности главы района. Соответственно ни один вопрос указанной повестки дня там обсужден не был, вместо этого был сформирован новый состав конкурсной комиссии и избран её председатель Али Ибрагимов. В руки Ханмурзаева это дает первую существенную карту – возможность официально вступить в борьбу за власть путем подачи документов и регистрации кандидатом на пост главы района. Теперь дело за малым: в слаженной работе уже лояльного состава конкурсной комиссии. Однако нитки, которыми сшит этот эпизод также явно выделяются, и для установки их цвета даже лупа не нужна.  

Дело в том, что определением буйнакского городского суда от 2 марта этого года был наложен запрет на проведение второго этапа конкурса по отбору кандидатов на должность главы района. Председатель конкурсной комиссии Али Ибрагимов был об этом извещён. Несмотря на это, на 16 марта, по нашим сведениям, было запланировано проведение второго этапа конкурса. Вооружившись очередным заявлением несогласные депутаты попытались подать его прокурору Буйнакска, но там его не приняли. В тот же день они направили его в прокуратуру Дагестана.

Лояльность не проходит

Все эти события, заметим, произошли еще до по-настоящему горячей фазы предвыборной гонки, и нетрудно представить ее накал, когда политическая температура в Буйнакском районе возрастет. Однако очевидно, что ситуация развивается ни по сценарию Уллубия Ханмурзаева, ни, тем более, республиканского центра.

Почему тот же наделенный огромным кредитом поддержки и доверия Белого дома Карчигаев пришел, увидел, но не победил, при всем его недоразумении, объясняется просто. На самом деле, даже с учетом серьезных изменений в муниципальном избирательном законодательстве, по сути, позволяющим провести нужную кандидатуру, мало одной только поддержки центра. Откровенно говоря, от такого кандидата требуется лишь одно – суметь сплотить вокруг себя основных представителей местных политико-управленческих сил. А уж как он это будет делать – другой вопрос, важно только, чтобы споры и противоречия купировались и не дай бог, не выходили за пределы. Но именно с этой задачей Карчигаев, на наш взгляд, не справился, что стала сначала раздражать руководство республики, а затем и принимать решение о свертывании продвижения его кандидатуры.

Уллубий Ханмурзаев, надо понимать, появился на муниципальной политической арене, также не случайно. Он, безусловно, имеет поддержку влиятельных представителей республиканского центра (наиболее влиятельным из них называют госсекретаря РД Магомедсултана Магомедова). И, если, одним из негласных пунктов недовольства оппозиции Абидином Карчигаевым были его не буйнакские корни, то с Ханмурзаевым эта тема вообще не актуальна. Он местный, молодой, энергичный, но это ведь не главное. После двух месяцев руководства Буйнакским районом, он пока не смог снять вопросы с поддержкой населения и, самое главное, замкнуть на себя непосредственных участников избирательного процесса – депутатов районного собрания. Большинство из них, как нам известно, не выказывают поддержку кандидатуре Ханмурзаева. А попытки их спешной лоялизации, как нам видится, и привели к вышеуказанным действиям, могущим привлечь внимание правоохранительных органов.

В таком развороте событий руководство республики, по нашим сведениям, совершенно не заинтересовано.