Бюджетный бумеранг

Конец года в Дагестане традиционно сопряжён с большими сложностями с бюджетом. 2022 год не стал  исключением. На неделе министр финансов республики Юнус Саадуев забил тревогу: исполнение расходной части республиканского бюджета составило 63,4%.

«Это очень плохое освоение. Имеются значительные остатки бюджетных средств в размере 11 млрд 3 млн рублей, из которых порядка 8 млрд рублей – это остатки по межбюджетным трансфертам. Пока есть ещё возможность – впереди 2,5 месяца – прошу, обратите внимание на исполнение муниципальных бюджетов», – призывно обратился Юнус Саадуев к главам городов и районов.

Юнус Саадуев готов называть виновных  только в рабочем порядке...

Попытка выяснить подробности того, о чём говорил министр, ничего не дала: в Минфине Дагестана практически никак не комментируют заявление министра, подчёркивая, что «к сказанному нечего добавить». Данные о том, какие министерства и в каких объёмах не смогли освоить средства, Минфин РД также предлагает собирать у них же.

С тезисом, что «краткость – сестра таланта», редакция, в принципе, согласна, но не в том случае, когда Минфин РД отказывается раскрывать данные о том, что происходит с деньгами налогоплательщиков.

Но, с другой стороны, такая дозированная (острожная) подача информации лишь оттеняет тот масштаб тревоги, который испытывают ответственные за исполнение бюджета персоны. Осторожность тут тоже понятна: возможно, это связано с нежеланием Минфина обидеть коллег…

 

Напоминание бюджета

 

Прежде чем углубляться в тему исполнения доходной и расходной частей бюджета Дагестана, напомним его основные параметры:

доходы бюджета Дагестана – 196,7 млрд рублей (по данным Счётной палаты на сентябрь 2022 года);

расходы бюджета Дагестана – 217,5 млрд рублей (по данным Правительства РД);

государственный долг республики – 8,5 млрд рублей (по данным Счётной палаты на сентябрь 2022 года).

(В приведённых цифровых данных могут быть ошибки, так как сведения о доходной и расходной частях бюджета РД, а также госдолге в различных источниках разнятся, на просьбу к Минфину РД сообщить актуальные сведения последовало предложение прислать официальный запрос.)

В прошлом номере «Черновика» (см. «Без паники! Всё вернётся в бюджет», №39 от 14.10.2022 г.«ЧК») мы уже писали о том, что в руководстве Дагестана растёт тревога. И эта тревога напрямую связана с тем, что ответственным чиновникам практически нечего сообщить главе Дагестана Сергею Меликову о том, почему и в этом году значительная часть средств, выделенных на нацпроекты, снова вернётся в федеральный бюджет.

 

Мы писали: «Присутствовавшие на заседании правительства официальные СМИ рассказали своей аудитории, что основным вопросом, всей своей тяжестью повисшим в воздухе, был только один: сможет ли республика освоить выделенные на реализацию нацпроектов федеральные средства?

Собравшиеся констатировали, что выделено на реализацию нацпроектов почти 30 млрд рублей, а освоено где-то 17 млрд рублей. Премьер-министру Абдулмуслиму Абдулмуслимову, как показала камера, приходилось сдерживаться, выбирать выражения. Поэтому в адрес министра финансов РД Юнуса Саадуева прозвучала сдержанная критика.

«Нужно указывать (в представляемых документах) конкретные министерства и конкретных министров, которые срывают исполнение плановых показателей», – говорил Адулмуслимов. Ему по-военному отвечали: «Есть!» – но ситуацию объясняли по-дагестански: дескать, такие вещи лучше озвучивать в «рабочем порядке».

Абдулмуслимов терпеливо объяснял в ответ, что заседания правительства – это и есть рабочий порядок, а в докладах должны быть не только констатации фактов, но и предложения.

Предложения прозвучали, но… они были несколько паническими. Министр финансов заявил собравшимся, что в реализации нацпроектов есть контракты с огромным неосвоением федеральных средств.

«У нас есть некоторое время, чтобы поработать с федеральными министерствами и вовремя вернуть им неосвоенные средства, чтобы их в этом году могли получить (освоить) другие регионы, а эти средства уже в следующем году (для Дагестана – «ЧК») будут предусмотрены», – заявил Саадуев…»

 

Отметим, что после этого совещания Абдулмуслим Абдулмуслимов ушёл в отпуск, и, как мы понимаем, вовремя: ему не пришлось докладывать 18 октября главе Дагестана Сергею Меликову о ситуации в финансово-бюджетной сфере и, возможно, выслушивать критику в свой адрес…

Сам Сергей Меликов 14 октября встречался с вице-премьером правительства России Татьяной Голиковой. Несмотря на то, что визит главы региона к высокопоставленному лицу был обставлен официальными медиа-ресурсами как обсуждение подготовки празднования юбилея поэта Расула Гамзатова (Голикова возглавляет соответствующий оргкомитет), беседа, судя по всему, была и о реализации нацпроектов.

Голикова курирует проекты «Образование» и «Демография». В прошлом году на нацпроект «Образование» Дагестану было выделено 7,866 млрд рублей, из них к концу 2021 года было освоено 28,8%, или 2,262 млрд рублей. На реализацию нацпроекта «Демография» в 2021 году было выделено 7,82 млрд рублей, было освоено 5,425 млрд рублей (71,7%).

По состоянию на 18 августа 2022 года пресс-службой Правительства РД сообщалось, что большинство контрактов в рамках этих нацпроектов было заключено.

Не исключено, что предложение о возврате средств «пока не поздно», которое озвучивал коллегам Саадуев, объяснял курирующему вице-премьеру РФ и Меликов… понимая бесперспективность ситуации. С учётом тех же самых внешнеполитических факторов, сложностей в экономике, огромных расходов на оборону и атаку, твёрдых гарантий, что средства, которые Дагестан возвращает Москве, вернутся снова, нет.

К моменту написания статьи (20 октября 2022 года) стало известно не только то, что в ряде территорий России объявляется военное положение, но и то, что председатель правительства России Михаил Мишустин распорядился направить 1 триллион рублей из ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета в 2022 году.

В следующем году дефицит федерального бюджета, не исключено, будет покрываться за счёт сокращения расходов, в том числе за счёт тех регионов, что неспособны (интеллектуально и физически) осваивать щедро выделенные федеральные средства.

И как тогда дагестанскому чиновнику смотреть в глаза дагестанскому предпринимателю, который ждал эти средства и, возможно, где-то де-факто даже совершил кое-какие работы?

 

Не опять, а снова

 

…Заявления Саадуева о том, что исполнение расходной части республиканского бюджета составило 63,4%, прозвучало в ходе заседания Оперативного штаба по обеспечению устойчивости развития экономики РД с учётом внешних факторов. Оно прошло 17 октября под руководством первого вице-премьера РД Руслана Алиева. (Подробно на 2 и 6 стр.«ЧК».)

На этом совещании министр финансов сообщил, что по основному (для собственных доходов Дагестана) виду налога – НДФЛ – за 9 месяцев недопоступило более 100 млн рублей, а по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц суммарно недополучено 394 млн рублей.

И хоть деньги в тех количествах, что было изначально запланировано, не собраны, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, их смогли собрать больше!

«Или в абсолютной сумме мы получили против прошлого года больше на 1 млрд 373 млн рублей. По всем видам налоговых и неналоговых доходов обеспечен прирост», – окрылял успехами Саадуев. Но этот успех был не единственным: заявлено, что за 9 месяцев этого года муниципальные бюджеты исполнены на 102,9%. В переводе на общепонятный язык это означает, что города и районы быстро, опережая график, тратят полученные из республиканского бюджета деньги.

Так или иначе, общая тревога тем, что неисполнение расходной части бюджета составляет 63,4%, была озвучена. Расходная часть бюджета, говоря предельно простым языком, – это средства, которые есть или предусмотрены в бюджете республики и их надо правильно и полностью освоить.

На фоне вопросов, связанных с освоением средств федерального бюджета, выделенных на реализацию нацпроектов на территории Дагестана, неосвоение ещё и средств республиканских вызывает много вопросов.

На них, судя по настроениям в руководстве Дагестана, ответов дать никто не желает. Это и понятно: одно дело, когда тебя ругает начальник, другое дело, когда это выходит на суд общественности, и тогда трудно объяснить, почему, если ты такой умный и высококвалифицированный менеджер-руководитель, то у тебя вот такие проблемы…

18 октября, на следующий день, совещание, также посвящённое бюджету Дагестана, провёл глава республики. Как сообщает официальный сайт главы РД, совещание открылось ставшим дежурным заявлением Сергея Меликова о том, что новый бюджет будет планироваться с оглядкой на Стратегию социально-экономического развития Дагестана до 2030 года.

С учётом того, что под конец года исполнение расходной части Дагестана составляет только 63,4%, заявления о Стратегии и бюджете напоминают анекдот советских времён: «На повестке дня два вопроса: строительство сарая и строительство коммунизма. Ввиду отсутствия досок и гвоздей сразу переходим ко второму вопросу…»

Но в любом случае пожелаем удачи исполнителям. Может, хоть в будущем году у них всё получится…

Судя по тому, как и что об этом мероприятии сообщил общественности официальный сайт главы РД, желанием докладывать неприятные новости, связанные с исполнением бюджета, Руслан Алиев не горел.

Руслан Алиев умеет преподносить неприятные  новости из жизни дагестанского бюджета

Как это принято в чиновничьих кругах, в воздух, как тепловые ловушки от неприятных вопросов, ушли сообщения о том, что отдельные показатели, несмотря на препятствия, превышают 100-процентные метки. Этот риторический приём применяется, чтобы сгладить последующие новости, которые носят не столь радужный характер.

«Несмотря на внешнее давление как на отдельные компании, так и на экономику всей страны, результаты исполнения доходной части бюджета за 9 месяцев 2022 года составляют 102,5%, то есть в бюджет дополнительно поступило 905,5 млн рублей», – сообщил Меликову врио премьер-министра Руслан Алиев.

Там же сказано, что по пяти налогам бюджетные назначения перевыполнены на 815 млн рублей. Это налог на прибыль, акцизы на ГСМ, транспортный налог, госпошлины и «прочие налоговые доходы».

«Также наблюдается двукратное увеличение поступлений по неналоговым доходам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – приводит официальный сайт доклад Алиева, но не озвучивает эти данные в натуральных цифрах и в сравнении с прошлыми периодами. Алиев слегка огорчает Меликова и общественность сведениями о том, что «не выполнены бюджетные назначения по налогу на доходы физических лиц, акцизам на алкоголь, налогу на имущество организаций и налогу на добычу полезных ископаемых».

Вызывает удивление, почему, говоря о налогах и неналоговых доходах за 2022 год, никто в правительстве так и не озвучил хотя бы примерных данных о том, какую прибыль в денежном выражении принёс в бюджет Дагестана минувший туристический сезон.

Руслан Алиев объяснил, что в структуре расходов республиканского бюджета более 67% составляют расходы по разделам «Образование» (34%), «Социальная политика» (27,7%) и «Здравоохранение» (6%). Он же констатировал «недостаточные темпы исполнения бюджета по ряду государственных программ».

Видимо, в ходе совещания Руслан Алиев сумел преподнести тревожную и неприятную новость о (не)исполнении расходной части бюджета так, что, судя по официальным данным, Меликов отреагировал на это спокойно и, как в прошлом году, не обещал никого уволить.

Меликов, по официальным данным, заявил, что «главы министерств и ведомств в своей работе должны руководствоваться планами реализации бюджетных обязательств», а налоговые органы должны пересмотреть своё отношение к работе, так как, несмотря на растущий налоговый потенциал региона, налоговые поступления в республиканский бюджет не увеличиваются.

«Не препятствуя при этом работе системообразующих предприятий излишними проверками», – заявил Меликов.

Других каких-то подробностей происходящего с бюджетом официальные медиа-ресурсы не представили.

…Год назад Сергей Меликов возмущался цифрам освоения республиканского бюджета: «Это общее освоение бюджета на 1 августа (2021 года). И на фоне этого потом мы будем говорить, что в Дагестане нет денег. Меньше 50% освоения средств! Когда мы будем принимать бюджет на следующий год, должны быть и планы по его реализации. Бюджет – это не только цифры. Министерство экономики должно сопрягать плановость с наличием финансов».

 

Тихая динамика…

 

Отметим, что 16 сентября в Народном собрании РД прошло заседание парламентского комитета по бюджету, финансам и налогам. Там было озвучено, что кассовые расходы республиканского бюджета по состоянию на 1 августа составили 125,98 млрд рублей, или 59,5%.

По состоянию на 1 октября, по данным сайта Минфина РД, расходы бюджета составили 143,5 млрд рублей, или 67,6% «к уточнённому годовому плану в сумме 212,3 млрд рублей». Если этот процент расходов соотносить с уточнёнными общими расходами бюджета (217,5 млрд рублей), то картина становится печальной: освоение за указанный период было незначительным…

Из доклада министра финансов, сделанного им 7 октября, видно, что по пяти нацпроектам освоение низкое.

«На реализацию в Дагестане одиннадцати нацпроектов выделено 27,5 млрд рублей. Профинансировано за 9 месяцев 16,4 млрд рублей, кассовые расходы составили 13,6 млрд рублей, или 49,5% от назначений», – заявлял Юнус Саадуев в начале этого месяца.

Тогда же было заявлено, что по пяти нацпроектам уровень освоения ниже 65%. В частности, на проект «Образование» выделено 11,4 млрд рублей, освоено – 3. «Здравоохранение» – выделено 2,9 млрд рублей, а освоено 1,2 млрд. «Культура» – из 746,8 млн рублей освоено 414,4 млн рублей. «Жильё и городская среда» – из 327 млн рублей освоено 210 млн рублей. «Цифровая экономика» – 201 млн рублей выделено, а освоили 130 млн рублей.

Другими словами, есть риск возврата в федеральный бюджет от 11,1 млрд рублей до 13 с копейками… В 2021 году Дагестан не освоил 12,5 млрд рублей.

Кстати, на совещании у Меликова свой доклад «О результатах мониторинга реализации нацпроектов в республике за январь – сентябрь 2022 года» сделал и председатель Счётной палаты РД Билал Джахбаров. Он призвал к эффективному и своевременному использованию бюджетных средств.

Заметим, что в сентябре, на коллегии Счётной палаты РД, где обсуждалось исполнение бюджета за первое полугодие, было, в частности, озвучено, что «недостаточные темпы строительства наблюдаются в рамках национального проекта “Современная школа”».

Счётная палата РД выявила, что из 16 объектов общего образования, которые строит ГВСУ №4, на 1 июля 2022 года завершено строительство только 5 объектов…

Акцент на этом строительном предприятии делается только потому, что оно ответственно за строительство большей части объектов социальной инфраструктуры, которые проходят через нацпроекты. И, судя по решениям арбитражных судов, где ГВСУ №4 проходит в качестве ответчика, со строительством и качеством построенного у военных проблемы. Как и с освоением денег…

P. S. Издание «Коммерсантъ» 17 октября сообщило, что «в связи со специальной военной операцией на Украине и объявленной частичной мобилизацией внутриполитический блок Кремля пока не планирует традиционную осеннюю ротацию губернаторского корпуса».

Издание ссылается на источники, близкие к администрации президента, которые заявляют, что «главам регионов поручено работать над исправлением эксцессов мобилизации, и те, кто справится с этой задачей, скорее всего, сохранят свои посты как минимум до конца этого года».

Отметим, что с этой точки зрения Кремля Сергею Меликову будет очень непросто доказать свою эффективность: антимобилизационные митинги в Махачкале, провалы в самой мобилизации (чего стоит один скандал с добровольцами-казаками), очередное неосвоение федеральных средств, непонятное возвышение различных кланов под предлогом… сохранения семейных династий. И многое другое.

Москва дала генерал-губернатору передышку, чтобы исправить положение. Исправит? ]§[

Номер газеты