Время двух друзей

Визит главы Дагестана Сергея Меликова во Владивосток, на Восточный экономический форум-2022, удался во всех смыслах. Его увидел Владимир Путин, похвалил и даже пообещал поддержать в республике развитие туризма. Это позволит Меликову свободно выдохнуть и считать, что свои позиции в качестве генерал-губернатора он укрепил и пока что менять место работы необходимости нет.

Почти в это же время мэр Махачкалы Салман Дадаев, благодаря саратовской судебной системе, внезапно получил 356 объектов, некогда принадлежавших Саиду Амирову и его ближайшему окружению, но… это не упрочило его позиции, а, наоборот, усилило желание отдельных политиков забрать город себе.

 

Убеждая Путина

 

Восток – дело… тонкое. В том числе в вопросах развития Дагестана. Сергей Меликов, по сообщениям официальных СМИ, был единственным, кто представлял республики Северного Кавказа на этом форуме. Однако было бы ошибкой считать, что он туда поехал как рядовой участник форума.

С 2021 года Меликов является членом Госсовета России, заседания которого проходили в рамках работы форума. И Меликов, как оказалось, был там кстати и даже успел прогреметь на всю страну своими предложениями.

Так, 5 сентября он предложил создать в городах-курортах, где бывает большое количество туристов, туристическую полицию.

«Нам необходимо думать над созданием туристической полиции. Это очень важный аспект, пока у нас этот институт не работает. Это не функция Росгвардии, это охрана общественного порядка, которой занимается патрульно-постовая служба МВД. Такой институт нужен особенно там, где большой наплыв туристов», – заявил Меликов.

Не все его коллеги поняли, для чего это делать и почему этот вопрос нельзя решить уже имеющимися силами МВД, но прокомментировали в том духе, что этот вопрос связан «с креативностью руководства внутренних дел» и может потребовать регионального финансирования (собственных средств туристического региона).

На следующий день уже в рамках заседания президиума Госсовета по туризму Сергей Меликов попросил президента России Владимира Путина поддержать идею создания современного курорта федерального уровня на Каспийском побережье.

По мнению Меликова, нахождение курорта всего в 60 км от южной границы страны даёт возможность «создать настоящую витрину экспортных возможностей нашей страны» для прикаспийских стран, которые «не присоединились к недружественным действиям Запада в отношении России».

Как сообщает ТАСС, для такого курорта, заявил Меликов, необходима финансовая поддержка республики в части финансирования начальной стадии проектирования (включая мастер-планирование) курорта, проработка всех механизмов создания курорта с привлечением институтов развития и госкорпораций, а также обеспечение комплексного подхода для создания курорта с 2023 по 2030 годы.

Хоть первые туристические объекты, по оценке Меликова, смогут принимать туристов только через три года, а сам курорт может дать 110 тысяч (!) рабочих мест, сама идея Путину понравилась. Более того, если верить Меликову, то на первых же минутах своего выступления Путин упомянул Дагестан и высоко оценил перспективу возродить курортную зону «Каякент» на Каспии.

В СМИ сложилось мнение, что Меликов и Путин говорят об одном и том же…

Были у Меликова и другие предложения, например, по строительству автодороги, которая проходит далеко от Дагестана, но ведёт к развитию туризма. Его предложение построить дорогу, которая свяжет Кавказские Минеральные Воды (как поговаривают, это зона интересов спикера СФ Валентины Матвиенко), Лаго-Наки, курорты горного кластера Сочи и Архыз показало, что Меликов не только глубоко погрузился в вопросы развития туризма, но и свою работу в качестве полпреда президента в СКФО он помнит хорошо. Возможно, президент это учёл на будущее. На политическое будущее Сергея Алимовича.

Оценка позиций Меликова после этого мероприятия меняется. Если до форума превалировало мнение о том, что генерал-губернатор может в ближайшее время сменить работу, направившись служить снова в Росгвардию, или в составе какой-либо структуры выполнять приказы Верховного главнокомандующего на территории Украины, то теперь… Уже видно, что Меликов показал себя Путину крепким хозяйственником. А если так, что его (пока) перемещать?

Заметим, что не только Меликов был в размышлениях о своём будущем, но и другой северокавказский лидер, глава Чечни Рамзан Кадыров. Заявление Кадырова о том, что его уже считают «долгожителем» среди глав регионов (15 лет у руля своей республики) и он может покинуть свою должность, вызвало шквал комментариев и прогнозов.

Одни комментаторы предполагали, что если Рамзан Кадыров и уйдёт, то только в руководство какой-либо федеральной силовой структуры. Другие – что Кадыров, если пойдёт на такой шаг, может просто исчезнуть как политическая величина, так как будет оторван от своих корней – Чеченской Республики.

Сначала по этому поводу высказался пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков, сообщивший, что заявления Кадырова в Кремле видели, но они (заявления) ещё не материализовались.

После довольно громкой шумихи и пересудов, Кадыров снова выступил с заявлением, теперь уже другого рода: «На самом деле просто так уйти я, конечно, не имею права. Народ доверил мне руководство регионом. И оправдать это доверие — моя святая обязанность. Уйти могу, только спросив народ и президента России. Поэтому разговоры о бессрочном отпуске оставим на будущее. Сейчас же я не возьму даже положенный ежегодный отпуск».

Информационный шум, связанный с Рамзаном Кадыровым, как мы полагаем, должен сейчас немного утихнуть, ведь он (шум) начался с разговоров о том, что глава Чечни уйдёт в федеральные силовики, затем усилился резкими заявлениями Кадырова, направленными на защиту сборника хадисов «Сахих аль-Бухари» и достиг своего пика заявлениями, что вовсе покидает должность.

Так или иначе, в дни Восточного экономического форума Владимир Путин позвонил Рамзану Кадырову и поздравил его со 100-летием Чеченской Республики…

 

Горячая Махачкала

 

Новость о том, что Махачкала благодаря иску Генеральной прокуратуры смогла вернуть себе более трёхсот объектов недвижимости, показывает, что борьба за наследие экс-мэра дагестанской столицы Саида Амирова всё ещё продолжается.

Наследие Саида Амирова оказалось богатым. И делится до сих пор...

Напомним, что в августе этого года издание «Новое дело» обнаружило, что в Кировском районном суде города Саратова идёт судебный процесс по возврату Махачкале 356 объектов, в первую очередь всю водопроводную и канализационную системы.

Так, «НД» рассказывало, что Генпрокуратура требовала от ОАО «Махачкалаводоканал», ООО «Коммунсервис», ООО «Теплостройсбыт», ОАО «Махачкалатеплоэнерго», ООО «Махачкалинская городская электросетевая компания», ООО «Теплоэнерго», ООО «Дагестанэнерго» вернуть в доход Российской федерации многочисленные земельные участки, здания, строения, сетевое хозяйство. Кадастровая стоимость всего этого имущества – свыше 10 млрд рублей. Основная причина обращения Генпрокуратуры в суд заключается в том, что с 2007 по 2011 год все эти объекты приватизировались незаконно и на подложные документы.

Заметим, что после задержания и осуждения в 2013 году Саида Амирова операции с его недвижимостью не прекратились. Как сообщает издание «Молодёжь Дагестана», семья Амирова «предпринимала попытки передать часть имущества компании «Махачкалаводоканал» республике, получив взамен землю, выделенную ранее под строительство города-спутника Махачкалы “Лазурный берег”».

Можем предположить, что вся эта история с возвратом махачкалинского имущества сказалась в своё время на политике высокого уровня. Так, если вспомнить дружеские взаимоотношения главы Дагестана Сергея Меликова с теми или иными влиятельными лицами, то… мы увидим интересную картину: Меликов ссорится с командой сенатора Сулеймана Керимова и идёт на тесное сближение с влиятельным бизнесменом и политиком Магомед-Султаном Магомедовым и представителем семьи Амировых – Джамалдином Гасановым.

Обострения в вопросах сетевого хозяйства Махачкалы, произошедшие в прошлом году, возбудили разговоры о необходимости сменить мэра города Салмана Дадаева, а последний, в свою очередь, стал атаковать сетевые структуры, требуя предоставлять качественные услуги населению.

Ссора Меликова с известным олигархом происходит настолько сильной, что даже примирительные визиты премьер-министра РФ Михаила Мишустина не помогают сторонам сблизиться. Тогда же наблюдаются некоторые кадровые перестановки: керимовский Абдулпатах Амирханов покидает должность премьер-министра РД, вместе с ним уходит и ряд его помощников. Керимовский Хизри Абакаров покидает должность Госсекретаря РД и уходит в депутаты Госдумы. На должность Госсекретаря РД приходит Магомед-Султан Магомедов.

Сближение Меликова и Гасанова завершилось в тот период предсказуемо: Гасанов был избран в Госдуму, но не по спискам, а по одномандатному округу. В информационном поле возникли намёки на возможность развития старого амировского проекта – «Лазурного берега», а потом… случилась метаморфоза: появился иск Генпрокуратуры с претензиями к амировскому наследию…

Сейчас, по слухам, очередная метаморфоза: Меликов, как говорят наблюдатели, осознал, что лучше старый друг Керимов чем те у кого можно забрать имущество по иску прокуратуры, поэтому… мы будем наблюдать некоторые перемены. Керимов, судя по всему, помог Меликову ярко показать себя во Владивостоке («отмазал от армии»), поэтому в дагестанский Белый дом вернутся старые лица.

По одним данным, Хизри Абакаров, который сильно скучает в Госдуме, может снова вернуться в госсекретари: Керимов, по-крупному, доверяет только ему, а других людей в республиканской власти у него нет.

Ожидается, что Абакаров от имени Керимова будет выстраивать горизонтали: лоббировать представителей команды Керимова в территориальные органы федеральной власти в РД. В УФК по РД – свои. Возможно, республиканская налоговая тоже будет под ними.

А что же влиятельный и состоятельный Магомед-Султан Магомедов? Ведь он, снова по слухам, очень сильно вложился в команду Меликова, и ему якобы предложено добыть себе… Махачкалу! Меликов от борьбы с Дадаевым, судя по картинке в официальных СМИ, тактично отходит, но другим бороться с ним (судя по активности анонимных телеграм-каналов) мешать не будет…

На кону у убитой в инфраструктурном плане Махачкалы примерно 20 млрд руб. – это кадастровая стоимость земельных участков (возвращённых Генпрокуратурой и имеющихся в доступе) – поэтому борьба за столицу Дагестана только начинается… ]§[

Номер газеты