«Лиричный» приговор

В понедельник, 10 октября, Хасавюртовский городской суд приговорил к 3,5 годам лишения свободы двух сотрудников полиции: Шамиля Алиева и Рамазана Сайпулаева. Они обвинялись в пытках жительницы Хасавюрта Юлдуз Курашовой и фальсификации доказательств. Ещё одна оперуполномоченная Майя Ахмедова получила условный срок по этому же делу. Это первый обвинительный приговор сотрудникам правоохранительных органов за применение насилия в отношении задержанных в Северо-Кавказском федеральном округе.

Историю жительницы Хасавюрта Юлдуз Курашовой «Черновик» рассказывал два года назад. Нападение на неё произошло 26 марта 2020 года, когда она ехала на такси вместе с подругой. Примерно в 22:00 полицейские остановили машину, насильно её вытащили, посадили в свой автомобиль, где один из них ударил женщину кулаком по затылку.

По её словам, она была знакома с оперуполномоченными уголовного розыска Хасавюрта Рамазаном Сайпулаевым и Шамилём Алиевым.

«Шамиль ударил меня несколько раз ногами и руками по голове. А Рамазан ударил меня по лицу внутренней частью кисти руки, так как я сказала, что буду обращаться в соответствующие правоохранительные органы.

Меня доставили в отдел полиции Хасавюрта, где полицейские угрожали убить и подбросить наркотики для фальсификации уголовного дела, если я не заплачу 450 тысяч рублей», – вспоминает Курашова.

Она рассказала, что 150 тысяч руб. у неё были дома, она собирала их на операцию сына. Остальную часть заняла у родственников и знакомых. После того как деньги принесли, женщина подписала признательные показания, и её отпустили утром следующего дня, но на неё всё равно составили материал по сбыту препарата «Лирика».

По данным «ЧК», претензии к Курашовой возникли после того, как она отказалась работать на полицейских и отдавать им проценты с продаж запрещённого препарата.  Женщина подтвердила, что ранее работала в аптеке Хасавюрта и продавала «Лирику», но на тот момент не занималась незаконной деятельностью. 

28 марта 2020 года она обратилась в хасавюртовскую больницу. По заключению врачей, у неё выявили множественные кровоподтёки, закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Женщина сообщила, что в этот же день написала заявление в УФСБ по РД и Прокуратуру РД о незаконных действиях сотрудников и обратилась за юридической помощью в Комитет против пыток (признан иноагентом).

 

Обвиняемые и посредник

 

5 июня 2020 года следователь Хасавюртовского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по РД Абдулкадыров возбудил уголовное дело по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК («Превышение должностных полномочий с применением насилия») в отношении полицейских Алиева и Сайпулаева.

Затем полицейских задержали и поместили под домашний арест. В последующем они были уволены и отпущены под подписку о невыезде. В этом же году они пытались в судебном порядке восстановиться на прежние должности в МВД Дагестана.

По версии следствия, Сайпулаев и Алиев превысили должностные полномочия с целью создания видимости благополучия служебной деятельности и завышения положительных показателей, заведомо осознавая, что Курашова не причастна к преступлению.

Впоследствии обвинение было дополнено статьями о фальсификации доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности в деле о сбыте запрещённых веществ. Кроме того, в уголовном деле появилась ещё одна обвиняемая – оперуполномоченная Майя Ахмедова. Она сфальсифицировала документы: провела личный досмотр Курашовой по уголовному делу о сбыте и незаконном обороте рецептурного медпрепарата. Но понятые сказали, что они при досмотре не присутствовали и подписи на протоколах не их.

Кроме того, по словам потерпевшей, в передаче 250 тысяч рублей участвовал посредник – родственник полицейских. Он забрал деньги из квартиры Курашовой и привёз Сайпулаеву и Алиеву. Также он оказывал давление на женщину, чтобы она забрала заявление из прокуратуры и УФСБ РД.

В отношении него было заведено уголовное дело, он признал свою вину и раскаялся, возместил ей финансовый вред в 250 тысяч рублей. Суд назначил ему штраф в 50 тысяч рублей. Это дело рассматривалось отдельно и послужило доказательством на рассмотрении по существу в отношении оперуполномоченных уголовного розыска Хасавюрта.

 

«Тебе конец!»

 

Летом прошлого года Курашовой предоставили госзащиту во время следственных действий.

«После того, как я написала заявление и началось расследование, мне постоянно писали угрозы в социальных сетях родственники полицейских. Мне пришлось несколько раз менять место проживания, поскольку обвиняемым полицейским заменили домашний арест на отдельные ограничения. Даже под домашним арестом они нарушали условия этой меры пресечения. Я опасалась и за своих родственников. Их представители подходили к моим знакомым и требовали, чтобы это дело приостановили», – рассказала потерпевшая. Она добавила, что в рамках первой госзащиты было установлено видеонаблюдение, а также каждый её выход сопровождали сотрудники МВД. За это время атака со стороны полицейских прекратилась, Курашова подумала, что всё нормализовалось, и решила отказать от госзащиты. Но, как оказалось, Сайпулаев и Алиев не успокоились и продолжили угрожать даже в суде.

В мае прошлого года в Хасавюртовском городском суде началось рассмотрение дела по существу. Подсудимые свою вину не признали, а когда потерпевшая сторона начала представлять доказательства, угрозы стали усиливаться.

«На первых же процессах подсудимые вели себя агрессивно, а Рамазан Сайпулаев сказал Курашовой: ‘‘Тварь’’.  Это слышал прокурор, который сделал ему замечание и пригрозил изменением меры пресечения, если такое же поведение продолжится», – рассказал представитель потерпевшей Магомед Аламов.

12 мая 2022 года один из полицейских повернулся к ней и прошептал: «Тебе конец!» – а второй сказал ей: «Ты мне за это ответишь».

«Я лично слышал, как они это сказали, и поэтому от имени потерпевшей подал ходатайство о применении мер государственной защиты в отношении неё, которое было удовлетворено в ходе заседания 24 мая. Мы всерьёз опасаемся за жизнь и здоровье нашей заявительницы из-за агрессивного поведения обвиняемых в зале суда», – отметил юрист.

Суд в результате принял решение о предоставлении госзащиты Курашовой.

7 октября потерпевшей была присуждена компенсация за незаконное уголовное преследование в размере 50 тысяч рублей. А 10 октября Сайпулаева и Алиева приговорили к 3,5 годам лишения свободы. Они будут отбывать наказание в колонии строго режима.

«Суд учёл все обстоятельства, оценил все доказательства, на наш взгляд, в строгом соответствии с законом. Наша доверительница и мы удовлетворены приговором, даже несмотря на то, что в качестве дополнительного наказания просили суд лишить Алиева и Сайпулаева специальных званий ‘‘капитан полиции’’ и ‘‘лейтенант полиции’’, чего сделано не было», – прокомментировал приговор Магомед Аламов.

 

Ещё случаи

 

Напомним, что в 2020 году была серия подобных задержаний сотрудников полиции, которые использовали недозволенные методы следствия ради повышения положительных показателей  раскрываемости дел.

Так, в ноябре 2020 года были задержаны двое сотрудников Хасавюртовского районного отдела полиции Али Магомедов и Рамазан Сулейманов. В отношении них возбудили уголовное дело после заявления в Генпрокуратруру от жителя села Муцалаул Хасавюртовского района Мусы Алиева. Мужчина пожаловался на то, что 6 сентября 2019 года его незаконно удерживали в отделе полиции, избивали и пытали с целью выбить из него признательные показания  об изнасиловании несовершеннолетней девушки. Данное дело рассматривается в Хасавюртовском городском суде.

Ещё один судебный процесс начнётся в ближайшее время над полицейскими из Ахтынского районного отдела полиции. В феврале 2020 года участковый по делам несовершеннолетних Гаджи Мусаев составил на местного жителя Магомеда Яхьяева фиктивный протокол об административном правонарушении за мелкое хулиганство, а затем более трёх часов удерживал в здании отдела до передачи его в дежурную часть.

Согласно материалам дела, всё это время Яхьяев подвергался пыткам со стороны сотрудников полиции, его били электрошокером, а также руками и ногами по телу и голове. От него требовали признаться в хищении телефона у гражданина Джавида Яхьяева, который якобы заявил об этом в полицию в устном порядке, а также в хранении наркотических веществ. ]§[

Номер газеты