Адвокаты экс-полицейских Ашиковых заявили отвод судье Роману Сапрунову

Адвокаты экс-полицейских Раипа и Зияводина Ашиковых и бывшего руководителя организации по доставке пенсий в Тарумовском районе Омара Абдурашидова заявили отвод судье Роману Сапрунову. По их словам, он превышает свои должностные полномочия.

Дело Раипа и Зияводина Ашиковых и Омара Абдурашидова рассматривается под председательством судьи Романа Сапрунова в Южном окружном военном суде Ростова-на-Дону. Он же – председательствующий в деле журналиста «Черновика» Абдулмумина Гаджиева.

Напомним, экс-начальника полиции УВД Махачкалы Раипа Ашикова задержали 31 марта 2019 года в аэропорту Махачкалы. По официальной версии, 1 декабря 2018 года Ашиков дал своему знакомому Абдурашидову 160 тыс. рублей для передачи их боевику Марату Алинчиеву (убит в спецоперации 7 декабря 2018 года).

Абдурашидов, считает следствие, добавил к этой сумме ещё 40 тысяч рублей. При обыске у него были обнаружены автомат, флешка с видеообращением Алинчиева, в котором он просит о помощи в финансировании.

Абдурашидов был задержан 28 марта 2019 года, обвиняется по этой же статье – финансирование терроризма. 31 марта 2019 года на процессе по избранию меры пресечения в Советском районном суде он заявил о том, что его пытали и требовали дать показания против Раипа и его брата Зияводина Ашикова. От этих показаний он отказывается.

1 апреля 2019 года задержали врио начальника ОМВД Каспийска Зияводина Ашикова. Его обвиняют в организации покушения на своего коллегу Анвара Шамхалова в марте 2012 года. Шамхалов был заместителем Ашикова, когда тот возглавлял УУР МВД по РД. Следствие считает Раипа Ашикова одним из организаторов этого преступления. Следствие основывалось на тех же показаниях Абдурашидова, который был одним из исполнителей.

Ашиковы на процессах по избранию меры пресечения заявили, что уголовные дела против них – это заказ бывшего руководителя пенсионного фонда по РД Сагида Муртазалиева, с которым у них сложились плохие отношения.

В ноябре 2020 года в отношении Раипа Ашикова возбудили новое уголовное дело по факту вымогательства у жителя Махачкалы 10 миллионов рублей, которые, по версии следствия, он планировал перевести боевикам. Затем 28 и 31 декабря 2020 года появилось ещё одно дело против него, брата Зияводина и Омара Абдурашидова.

Экс-полицейским предъявили новое обвинение по с. 3 ст. 286 УК РФ – за превышение должностных полномочий. Но связано с эпизодом с Умаром Хиндахским – боевиком, который был убит в спецоперации в Семендере в декабре 2012 года.

По версии следствия, в марте 2012 года сотрудники Гунибского района на посту остановили автомобиль, в котором находился вооружённый Умар Хиндахский, он показал им удостоверения сотрудника МВД по РД. Этот документ показался полицейским сомнительным, и Хиндахского хотели доставить в отдел. Но он, уверяет следствие, созвонился с Зияводином Ашиковым – заместителем начальника МВД РД для разрешения этой ситуации.

Кроме того, следствие настаивает на том, что Ашиков знал, что Хиндахский совместно с боевиками Багаутдиновым и Магомедовым по указанию Раипа Ашикова готовили покушение на Анвара Шамхалова. Вместо того, чтобы пресечь преступление, он ввёл в заблуждение замминистра МВД РД Василия Салютина, который по телефону дал указание сотрудникам Гунибского района пропустить машину Умара Хиндахского.

Адвокаты уверены, что новые обвинения следствию пришлось придумать, так как по двум раннее возбужденным уголовным делам уже не оставалось оснований держать их под арестом.

Не отвели

В среду, 7 сентября, на одном из судебных заседаний по делу Ашиковых и Абдурашидова адвокаты заявили председательствующему судье Сапрунову отвод.

Защита настаивала на том, что Сапрунов во время судебных заседаний в нарушение ст. 243 УПК РФ не обеспечивает состязательность и равноправие сторон.

«Кроме того, ваша честь, каждый раз при проведении судебного процесса, вы нарушаете наши права, в том числе Кодекс судебной этики. На прошлом судебном заседании вы начали материться. Во время допроса произнесли матерное слово и сказали: «Да что тут происходит?». Такое поведение не достойно судьи, вы не должны в таком режиме проводить судебное заседание. У меня лично складывается впечатление, что вы не заинтересованы в проведении объективного разбирательства по данному судебному заседанию. Вы заинтересованы в том, чтобы допросить побыстрее свидетеля, услышать от него то, что нужно лично вам. Вы не заинтересованы в проведении объективного судебного заседания», – сказал Сапрунову адвокат Али Гаджиалиев,  

Также он отметил, что Сапрунов игнорирует возражения адвокатов, которые должны быть занесены в протокол.

Сапрунов, сказала адвокат Сапият Магомедова, постоянно мешает адвокатам задавать свидетелям вопросы, ведёт процесс «необъективно, явно превышая свои должностные полномочия в угоду прокурору».

«Вы каждый раз не даёте мне в спокойной обстановке, без нервов, без стресса допросить свидетеля. Если вас не устраивает какой-то вопрос, вы приказываете свидетелю не отвечать на него. Это не предусмотрено, ваша честь, законом. Вы можете отвести мой вопрос, но не указывать свидетелю, отвечать на него или не отвечать. В судебных заседаниях допросить свидетелей подробно об обстоятельствах дела вы не даёте. Вы каждый раз, когда мы, я в частности, прошу занести в протокол возражения на действия председательствующего, не даёте мне даже заявить эти возражения», – отметила Магомедова.  

Сапрунов, также отметила она, удовлетворяет ходатайства прокурора, не спросив мнения участников процесса.

«Так нельзя вести заседание, – продолжала адвокат, – речь идёт о человеческой судьбе. Этим людям грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. А вы ведёте себя так поверхностно: «Суду всё понятно, суду всё понятно». Если понятно, для чего тогда процесс проводить? Давайте осудите их, отправьте... Для чего тянуть? За шесть месяцев мы допросили всего 4 свидетелей. Пока гособвинитель в отпуску, пока суд в отпуску, почему люди должны сидеть под стражей. Прошу вас отвестись».

Адвокаты заявили Сапрунову, что он ведёт дело с обвинительным уклоном. Но Сапрунова оставили. Судьи ушли в совещательную комнату для рассмотрения ходатайства об отводе. По словам Магомедовой, вместе с остальными ушёл и Сапрунов, хотя должен был остаться. 

«Судья, которому заявили отвод должен остаться в зале, а остальные двое должны уйти в совещательную комнату. Однако судья Сапрунов в зале не остался, ушёл вслед за судьям», - сказала «Черновику» Магомедова. 

Адвокаты собираются заявить отвод вторично, но уже письменно. «И будем заявлять ещё, если будет продолжать так вести процесс и нарушать», - отметила адвокат в комментарии.