[ Дагестанская primavera... Президент перебирает фигуры ]

Хорошее итальянское словечко – primavera. Именно им обозначают в кальчо (итальянский футбол) ближайший резерв, которым пополняется основной состав команды. В нашем «политическом футболе» это слово весьма точно отражает кадровую синергетику Правительства РД. «Премьеры» и «вице-премьеры» – не находите, это так созвучно слову primavera? Ведь прямой перевод этого слова звучит как «весна». Весна, с которой в природе начинается обновление…

Неуместно говорить «команда президента», «курс президента» до тех пор, пока не сформирован дееспособный исполнительный орган, проводящий в жизнь волю президента. Правительство Дагестана в его нынешнем составе трудно отнести к таковому в силу следующих обстоятельств. Во-первых, несмотря на то, что из четырнадцати министров кабинета всего четверо: министр финансов Абдусамад Гамидов, министр культуры и туризма Зумруд Сулейманова, министр ЖКХ Эсенбулат Магомедов и министр труда и социального развития Исмаил Эфендиев – занимали свои должности ещё при Магомедали Магомедове, эти четверо являлись как раз самыми яркими представителями кабинета министров предшествующего руководства республики. Заметим, что именно эта четвёрка осталась «при своих», пережив пересменки премьеров Мирзабеков– Шихсаидов – Алиев – Зайналов. Является ли это следствием их высочайшей компетенции либо профессиональной живучести – решит президент. То есть сохранение старых кадров никак не изменило работы министерств и министров в новых условиях, при новом руководителе республики. Кстати, два из четырёх вице-премьеров также проявили себя ещё при прежнем составе правительства: Гитиномагомед Гаджимагомедов и Низами Казиев. Каждый на свой лад.

Во-вторых, появление в правительстве свежих лиц также не означает качественной реорганизации правительства. Более того, отдельные выступления новых министров вызывают тревожные опасения в отсутствии у них сформировавшегося видения и, соответственно, плана действий по преобразованию ситуации во вверенной им отрасли. Эти люди мыслят, скорее, инерционно, нежели революционно или, на худой конец, эволюционно. Яркая иллюстрация: министр экономики Алавудин Мирзабалаев в телеинтервью каналу РГВК, отвечая на вопрос о том, как распорядиться «керимовскими» 100 млн долларов, полагает, что надо поддержать заводы оборонного комплекса с их морально и физически устаревшим оборудованием, хроническими убытками и долгами перед бюджетом. Да и механизм формирования предложений старый: правительство поручило Минэкономики, Минфину и другим структурам исполнительной власти подготовить предложения по использованию этих средств. Мы же полагаем, что в Правительстве Дагестана никто реально не понимает, что надо делать со свалившимися на голову деньгами. Такое ощущение, что никто не заглянул в основу целевого предназначения денег – «структурная реорганизация экономики». То есть, в правительстве не распознали глубинный замысел Сулеймана Керимова: сперва реструктуризировать экономику, сделать её максимально автономной, независимой от государственной опеки, а уж затем создать основу для её структурно-отраслевой модернизации. И это – ПРАВИТЕЛЬСТВО!

Перечисленные факторы только подтверждают то, что основную, «несущую» конструкцию в Правительстве Дагестана должна представлять группа ответственных лиц, состоящая из председателя правительства и его вице-премьеров. В идеале, за каждым из заместителей должен быть официально закреплён конкретный участок работы. На практике круг полномочий вице-премьера расширяется или сужается прямо пропорционально силе его неформального влияния. Ярчайший тому пример – Гитиномагомед Гаджимагомедов.

Ниже мы попытаемся «расшифровать», что есть у нас председатель правительства + вице-премьеры и что должно быть председатель правительства + вице-премьеры. Решим задачу через построение некоей виртуальной футбольной команды под названием «Дагестанская primavera».

В состав президиума ныне действующего правительства входят председатель правительства Шамиль Зайналов и вице-премьеры Гитиномагомед Гаджимагомедов, Низами Казиев, Джапарбег Шамхалов, Николай Чичварин. Последние два являются назначенцами Муху Алиева.

Начнём, естественно, с формально первого лица в правительстве.

Резервный голкипер

Резервный голкипер – это позиция, которая в команде вроде как и нужна, но толку от неё в реальной игре нет.

Председатель Правительства

Шамиль Зайналов Профессиональная биография Шамиля Зайналова весьма пёстрая. Он был и главой г. Кизилюрта, и директором завода фосфорных солей в том же Кизилюрте, и возглавлял коммерческо-посредническую компанию «Дагснабсбыт». Наивысшей ступенькой его политической карьеры в тот период являлась должность зампредседателя Верховного Совета ДАССР, затем он руководил секретариатом председателя Правительства Дагестана. Был министром промышленности и торговли РД. С 2001 по 2006 гг. он представлял Народное Собрание Дагестана в Совете Федерации.

Короткие (от года до 5 лет, за исключением завода «Дагфос», где он проработал директором с 1979 по 1990 гг.) сроки пребывания на одной должности стоит признать минусом при оценке его деловых качеств в силу хаотичности выбора им сфер занятости: от архитектуры до промышленного производства, от законодательной деятельности до торгово-посреднической. Ибо, в принципе, ни в одной из ипостасей профессиональной деятельности он не показал заметных достижений. Свидетельство тому хотя бы факт неоднократной публичной критики президентом затяжного документооборота в аппарате Правительства и между министерствами. И эта критика звучит в адрес человека, некогда руководившего секретариатом Правительства!

Учитывая совокупный стаж работы (20 лет) в государственных органах, Зайналова можно отнести к аппаратным функционерам.

За год премьерства ни громких заявлений, ни эффективных мер, ни ярких инициатив от Зайналова не последовало. Более того, деятельной поддержки президентских инициатив со стороны лично Шамиля Зайналова нам обнаружить также не удалось.

Как о премьер-министре для Дагестана, о Шамиле Зайналове нельзя сказать ни плохо, ни хорошо, что есть очевидный минус. Он исполнителен, но его исполнительность ориентирована не столько на вышестоящую инстанцию, сколько на более сильную и харизматичную личность. Поэтому он нередко попадает в орбиту влияния различных сил (мэр столицы, вице-премьер, главы муниципалитетов), что усугубляет его безынициативность и делает Зайналова непредсказуемым. Его лидерство в собственном аппарате формально.

Опорник Опорник – это амплуа игрока, основная задача которого – разрушать атаки соперника, быть первым помощником своим защитникам.

Гитиномагомед Гаджимагомедов

«Серый кардинал» правительства. Личность, несомненно, одиозная. Гаджимагомедов жесток, дееспособен, хваток, тонко чувствует конъюнктуру. Если в составе прошлого правительства его сдерживал энергичный Атай Алиев, то в действующем он укрепил свои позиции настолько, что его влияние стало работать против него самого как вице-премьера. Прибрал к рукам полномочия по кураторству всех наиболее доходных (в традиционно толкуемом смысле этого слова) сфер регулирования: земельные отношения, сельское хозяйство, виноградарство и производство алкогольной продукции, экономический блок в целом, переселение жителей Новолакского района и т. д. Такой широкий круг полномочий, сконцентрированный в одних руках, чреват параличом всего кабинета министров как такового и не может не вызывать опасений у президента республики. В принципе, его чрезмерная активность и предопределила его карьерную судьбу: по имеющейся у нас информации, Гаджимагомедову прочат тесноватое для него кресло министра сельского хозяйства. В этом назначении, если оно состоится, кроется, как нам видится, тонкая интрига. Гаджимагомедов сам занимался производством алкогольной продукции. В ранге вице-премьера он лоббировал интересы крупного алкогольного бизнеса, а также интересы комитета «Дагвино». При реорганизации правительства, проведённой президентом Муху Алиевым в марте 2006 года, комитет сохранил свой автономный статус исключительно благодаря протекции Магомедали Магомедова, несмотря на целесообразность его включения в состав Министерства сельского хозяйства РД (как случилось, например, с комитетом по ветеринарии, минмелиорации и т. д.).

Вместе с тем в бюджете на 2007 год расходы на реализацию республиканской целевой программы «Развитие виноградарства и виноделия в РД» были урезаны с 200 до 100 млн рублей. Не стоит забывать, что виноградарство с этого года включено в приоритетный национальный проект «Развитие АПК», что означает новый поток финансирования отрасли. Для руководителя «Дагвино» Мухтара Халалмагомедова это равноценно приговору: вчерашний союзник Гаджимагомедов мёртвой хваткой вцепится в комитет, подчинив его министерству. Воистину волки – санитары леса.

VIP-болельщик

Почётный гость всех мероприятий. Обладатель заветного пропуска от президента клуба, который открывает перед ним все двери любых мероприятий.

Низами Казиев

«Свадебный генерал» дагестанского правительства. Он часто выступает на разного рода торжественных мероприятиях (будь то открытие больницы, выставки и т. п.) с «приветственными адресами от лица Правительства РД», за что и получил своё прозвище. Как правило, заседает на мероприятиях, посвящённых проблемам наркомании, образования и т.п., которые республика, хоть и объявляет в качестве приоритетных, но задвигает на второй план и в полной мере не реализует. Скорее всего, наделение Казиева полномочиями по курированию вопросов образования связано с его министерским прошлым (Казиев в 2000 г. возглавлял Министерство образования Дагестана).

Единственный ответственный участок, на который был брошен Казиев, – это вопрос организации хаджа. Но и там он особых успехов не добился. Конформист. Уютно чувствовал себя в правительстве как при Магомедали Магомедове, так и при Муху Алиеве. Если считать, что на него в Правительстве РД (вероятно) негласно возложены «презентативные» функции, то он целиком и полностью оправдывает своё пребывание там. Однако сводить полномочия вице-премьера к представительским функциям означает дискредитировать сам вице-премьерский статус.

Администратор команды

Администратор команды – это должность в футбольном клубе, на которую возлагают самую чёрную работу. Эдакий завхоз в стиле «подай-принеси».

Джапарбег Шамхалов

За последний год «сделал» головокружительную карьеру: член комитета НС по бюджету – председатель комитета НС по бюджету – вице- премьер. Сфера полномочий Шамхалова не очевидна. Если в НС он часто выходил на трибуну, высказываясь по самым различным поводам, то в непубличном по сути деятельности правительстве он «потерялся». Склонен разбираться понемногу и во всём. Для него характерно стремление отличится перед начальством. Судя по всему, вице-премьерская должность в его карьере пиковая.

Тренер-методист

Тренер-методист – человек, на которого главный тренер команды возлагает всю рутинную работу по сбору статистики и изучению соперников.

Николай Чичварин

До назначения вице-премьером был заместителем министра финансов. Назначен курировать, соответственно, финансовый блок. Однако не сумел подчинить себе вверенную ему сферу. Реально существуют два центра принятия финансовых решений: Министерство финансов в лице таких профи, как министр Абдусамад Гамидов и его заместитель Антонина Идрисова, и контрольно-финансовое управление президента.

Разрушить социальную базу религиозного экстремизма, о чём регулярно повторяет президент, означает разработать и провести курс на оздоровление экономики, её реструктуризацию. Соглашение по «керимовским» миллионам как раз предусматривает их использование на «реструктуризацию экономики». Посему мы вводим в состав нашей виртуальной сборной ещё двоих игроков: члена Совета Федерации Ильяса Умаханова и главу Каякенсткого района Мурада Шихсаидова. Их выбор обоснован тем, что эти личности соответствуют формату требований, которым должен отвечать председатель Правительства Дагестана (их формальный статус в правительстве будет корректироваться поправочным коэффициентом на «пятую графу» - национальность) в самых что ни на есть современных условиях.

Уровни их ответственности несопоставимы, плоскости их профессиональной деятельности не пересекаются. Как ни покажется читателю странным, у них немало общего. Обоих отличает предприимчивость, разнообразие сфер приложения сил, публичность деятельности. Оба конвертируют преимущества служебного положения и связи в экономическую выгоду в широком смысле, понимают, как использовать государственное регулирование для развития частной инициативы.

Плеймейкер

Эдакий плеймейкер-призрак. Условно говоря, Андреа Пирло («Милан») нашего виртуального правительства. Ключевой игрок, систематизирующий игру команды и делающий её бесконечно разнообразной.

Мурад Шихсаидов

Шихсаидов – фаворит правительства Дагестана в среде глав районов. Возглавляемый им район считается одним из самых благополучных. Заметим, однако, что большинство инициатив Шихсаидова предполагает бюджетное финансирование, либо же он умело и рачительно пользуется уже существующими механизмами государственной поддержки отраслей экономики. Так, в качестве приоритета он уделяет большое внимание виноградарству. Едва ли не половину из 100 000-тонного урожая даёт Каякентский район. В рамках ПНП «Развитие АПК» администрация района приобрела 78 единиц сельхозтехники. Шихсаидов сумел сохранить побережье моря, прилегающее к району, для потенциального освоения как туристической зоны. Кстати, приведённые выше примеры характеризуют Шихсаидова скорее как социалиста в вопросах собственности, нежели как капиталиста.

Помимо того Шихсаидов выступал с идеей создать некий социально-рекреационно-виноградаркий кластер на территории района, затем филиал Челябинского тракторного завода, теперь предлагает отстроить «немецкую деревню» на побережье.

В общем, Шихсаидов старается использовать любую возможность выдвинуть свой район в число бенефициаров выпадающих на республику «презентов», что говорит о нём как о консервативном руководителе, ориентированном на традиционные взгляды и заданные подходы к решению проблем.

Если отталкиваться исключительно от футбольных терминов, то плеймейкер – это некое промежуточное звено между опорником и фантазистой. Человек, который первым получает мяч, отобранный линией обороны у соперника и волен распорядиться им по своему усмотрению. Он может не только сыграть в паре с «фантазистой», но и развить атаку самостоятельно, без участия последнего.

Фантазиста

«Свободный художник», магистральный путь развития атаки. У этой дороги есть множество ответвлений. Едва ли не самый разносторонний, одарённый игрок в команде. Умеет быть и изысканным, и парадоксальным, и быстрым, и мощным. И если надо – где-то даже прямолинейным. Человек, от которого зависит весь креатив в атакующих действиях команды. Сильная самостоятельная фигура, практически равная по своему значению тренеру.

Ильяс Умаханов

В принципе, большего, чем написано выше, применительно к Ильясу Умаханову добавить трудно.

Во что играем?

Всё вышеописанное наталкивает нас на два системных вывода:

а) Мы до сих пор не имеем чёткого представления о том, какая именно игровая модель сложилась в голове нашего главного тренера (президента Муху Алиева). Что в его предпочтениях приоритетнее: рост или закрепление на текущих позициях? Что собирается делать наш главтрен – готовить качественный рывок вперёд или консервативно пожинать плоды предыдущих «наставников»? Пока никто из нас не готов дать однозначную оценку происходящим процессам.

б) Какова бы ни была выбранная президентом игровая модель, мы можем констатировать, что исполнителей для реализации планов нашего коуча () явно не хватает. Команда есть симбиоз людей, готовых на высоком профессиональном уровне воплощать в дело идеи и задумки своего наставника в жизнь. Вы можете сказать, что Муху Алиев имеет возможность полностью укомплектовать основной состав проводников своей концепции? МЫ, если честно, не нашли в имеющемся наборе исполнителей сколь-нибудь цельной команды. МЫ пока лишь видим разрозненные личности, которых трудно двигать в цельной композиции магнитных фишек на железной модели поля. Но МЫ верим, что слово primavera всё же не зря обозначает «весна». Весна, с которой в природе начинается обновление… ]§[

Номер газеты