[ Тень на плетень? ]

В прошлом номере «Черновика» (№15 от 13.04.07) была опубликована редакционная статья «Качество образования не терпит компромиссов». Высказаться по фактам, изложенным в публикации, пожелали сторонники декана юридического факультета ДГУ Шихтимера Магомедова. В соответствии со ст. 46 «Право на ответ» Закона РФ о СМИ, редакция даёт им возможность выразить свою точку зрения.

Интерес нашей общественности к государственным вузам поддерживается в круглогодичном режиме, но в ожидании резонансных событий, типа предстоящей смены их руководства, он начинает буквально зашкаливать. Нынешний год в этом отношении особенный: не успели отшуметь нешуточные страсти в ДГПУ и вокруг него, как они начались в ДГУ. Педуниверситетский марафон, как известно, закончился триумфом кандидата, который подвергался публичному шельмованию на страницах некоторых местных газет. Черный пиар против этого кандидата дал противоположный эффект: абсолютное большинство делегатов конференции трудового коллектива проголосовало за него.

Теперь на всю мощь заработала слухмейкерская машина, по-своему обслуживая интерес людей к предстоящим выборам ректора ДГУ. Она же успела произвести продукт сомнительного характера. Более того, он растиражирован "Черновиком" и уже потреблен тысячами читающих граждан республики и, весьма вероятно, кое-где за ее пределами.

Мы понимаем, что публикация таких материалов повышает покупаемость газеты и, поскольку им приходится работать по законам нашего специфического рынка, к ним претензий у нас нет. Но с другой стороны, мы не можем пройти мимо сплошных инсинуаций, касающихся юридического факультета и его декана, одного из реальных кандидатов на должность ректора ДГУ, профессора Магомедова Ш.Б. Они содержатся в редакционной статье "Черновик", озаглавленной "Качество образования не терпит компромиссов" (№15 от 13.04.07).

Откровенных выпадов в адрес нашего факультета и его декана в этой публикации немало, но, что характерно ни один из них не основан на чем-либо, хотя бы отдаленно напоминающем истинное положение вещей.

Из статьи выясняется, что юридический факультет за период работы нынешнего декана стал производить большое количество некачественных специалистов.

Автору и невдомек или ему просто не хотелось знать, что Магомедов Ш.Б. был выдвинут на должность декана в 1995 году, когда "некогда очень сильный факультет" стал практически неуправляемым, когда во время занятий большая часть студентов либо отдыхала, либо устраивала в соседнем парке массовые драки между собой и со студентами других факультетов. В коридорах факультета постоянно шастало городское хулиганье, принуждая преподавателей методом запугивания ставить положительные оценки своим знакомым из числа академических бездельников. Преподавателям и руководящим работникам факультета было просто опасно делать замечание этой публике.

От хорошо отлаженного учебного процесса оставались одни воспоминания. Именно в это критическое для факультета время Магомедов Ш.Б. был избран деканом юридического факультета. К этому времени его организаторские способности и профессионализм были проверены на ответственной должности проректора по учебно-воспитательной и социальной работе университета. Журналист, конечно, об этом просто забыл. Первое, что Магомедов Ш.Б. в качестве декана сделал - довольно быстро вернул студентов в аудитории, хотя тогда эта задача казалась невыполнимой. Вторая немаловажная в те времена задача, которую он быстро решил - сделал учебный корпус безопасным для работы и учебы.

Одним из абсурднейшим является следующее утверждение автора редакционной статьи: "Сохранив преподавательский состав, доставшийся ему в наследие, Магомедов практически провалил работу по "выращиванию" своих кадров и привлечению специалистов со стороны". Что тут раньше прокомментировать: логический нонсенс или голословное утверждение о нехорошей кадровой политике декана? Логический выкрутас автора столь специфичен, что лучше с него и начать. Получается так: если сохранить преподавательский состав, "доставшийся в наследие" от предшественников, у нового декана нет иного пути, кроме как провалить работу по "выращиванию" своих кадров … (?!). Скажите на милость, сохраненный преподавательский состав факультета - это "свои кадры" или со сменой декана они становятся чужими и их надо разогнать?

Теперь несколько слов о том, что сделал декан Магомедов Ш.Б. и заведующие кафедрами с "сохраненным преподавательским составом, доставшимся в наследие". Мы можем продемонстрировать это на фактах и нескольких цифрах, поскольку слухам можно противопоставить только их, да и распространение слухов - не наше занятие.

В 1995 году, когда Магомедов Ш.Б. стал деканом факультета, доля преподавателей с учеными степенями и званиями была такова, что неудобно было даже в отчетах приводить, было 4 профессора, доктора наук и 10 доцентов, кандидатов наук. В результате целенаправленной работы декана и заведующих кафедрами процент "остепененных" кадров на юридическом факультете значительно повысился, в настоящее время образовательный процесс на факультете обеспечивают 20 профессоров, докторов наук и 96 доцентов, кандидатов наук. Такая динамика стала возможной в немалой степени и благодаря жесткому прессингу на неостепененных преподавателей и активному применению моральных и материальных стимулов со стороны декана и кафедр. Таким образом, декан Магомедов Ш.Б. добился опережающего решения поставленной перед собой задачи - абсолютное большинство "доставшегося ему в наследие преподавательского состава" сегодня имеют ученые степени и звания.

Теперь относительно "привлечения специалистов со стороны", поскольку с "выращиванием своих кадров", кажется все понятно. Если автор имеет в виду привлечение специалистов, работающих в РД, то автору рекомендовали бы придти на факультет и поинтересоваться, сколько преподавателей пришло на кафедры юрфака со стороны за период работы проф. Магомедова Ш.Б. деканом факультета. Что касается приглашения специалистов из профильных организаций в качестве совместителей, едва ли осталось хоть одно профильное учреждение и представителей силовых структур, чей ведущий специалист не читал или не читает спецкурсы на нашем факультете. Правда, не знаем, считает ли автор публикации в "Черновике" такое сотрудничество привлечением специалистов со стороны. Нам временами даже казалось, что декан слишком усердствует в привлечении к учебному процессу специалистов-практиков со всех трех ветвей власти, в том числе из московских и санкт-петербургских юридических вузов и научных учреждений. Время показало, что он был прав.

Особо хотим остановиться на одном оскорбительном для одиннадцати кафедр факультета (из двенадцати кафедр) обобщающем выводе из цитируемой публикации. Оказывается единственным структурным подразделением, не дискредитировавшим себя слухами о взятках, является кафедра гражданского права. Следовательно, остальные одиннадцать заведующих кафедрами только тем и заняты, что компрометируют себя и свои кафедры или в лучшем случае понятия не имеют о том, чем занимаются преподаватели. Язык, конечно, без костей, но даже он, кому бы не принадлежал, не должен делать столь низкопробные пируэты. Кстати сказать, если чем и выделяется кафедра гражданского права, возглавляемая Умупазиль Омаровой, то тем, что всячески пытается воспрепятствовать внедрению модульно-рейтинговой системы обучения студентов. Подтверждение этому служат неоднократные выступления членов кафедры на методологических семинарах, посвященных этому вопросу. Но это еще не все. В небольшой газетной колонке, посвященной декану юридического факультета проф. Магомедову Ш.Б. в связи с его баллотированием на должность ректора ДГУ и положению дел на нашем факультете, содержится очень высокая концентрация признаков свойственных дурно пахнущему пасквилю.

Посмотрите, к каким приемам прибегает автор редакционной статьи в стремлении создать проигрышный фон за фигурой проф. Магомедова Ш.Б. "заочно окончил юридический факультет", означает ли это, что автор допустил оплошность, граничащую с невежеством (т.к. в соответствии с ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об образовании" и Уставом ДГУ получить второе высшее образование возможно лишь в заочной форме обучения) или же, таким образом, намеренно пытался принизить декана юридического факультета. Заказчику пасквиля видите ли не нравится тот факт, что проф. Магомедов Ш.Б. защитил докторскую диссертацию в одном из ведущих вузов России правоохранительного профиля (г. Санкт-Петербург, Институт МВД РФ), в этом же вузе блестяще защитили докторские диссертации - заместитель Председателя Конституционного суда РД Акутаев Р.М., член Центральной Избирательной комиссии РФ Шапиев С.М., руководитель Управления федеральной регистрационной службы РФ по РД Шапиева О.Г. и многие другие известные ученые и практики всех ветвей власти и представителей силовых структур РФ и РД. Здесь на лицо известный прием заурядного клеветника: "я тебя обмазал, а ты теперь отмывайся, как хочешь". Иначе как абсолютно безграмотными нельзя назвать следующее рассуждение: "Для привлечения к себе внимания властного родителя Магомедов искусственно мог создавать проблемы для его ребенка. А иногда даже мог отчислить студента из университета без соответствующего приказа ректора, чем выводил факультет из подчинения ректора". Мы не знаем, носителя какой должности называют "властным родителем". Еще не знаем, что делает ребенок в высшем учебном заведении? Там дети из детсада или младших классов школ не учатся. Зато хорошо знаем, что великовозрастные чада многих высокопоставленных и состоятельных дагестанцев и без помощи декана и коллектива факультета создают себе сколько угодно проблем. Любой первокурсник, в отличие от отдельных журналистов некоторых газет, хорошо знает, что отчислить студента из вуза без приказа ректора - это все равно, что зачислить его туда приказом вахтера учебного корпуса или общежитий ДГУ.

Другая излюбленная тема "друзей" проф. Магомедова Ш.Б. - его личные отношения с депутатом Государственной думы РФ Махачевым Г.Н. и попрекать Магомедова Ш.Б. Гаджи Махачевым - это сомнительный прием и несолидное занятие. Тем более, что нынешнее признание как талантливого организатора образования Магомедова Ш.Б. заслужил без помощи влиятельных родителей, протекции высокопоставленных чиновников и полной поддержке руководимого им коллектива.

Нельзя пройти мимо еще одного выпада на проф. Магомедова Ш.Б.: автор редакционной статьи назвал его карьеристом. Не хочет ли он, повесив этот ярлык на одного из реальных претендентов на должность ректора ДГУ, сказать, что остальные пять претендентов делают то же самое, будучи полностью лишенными карьерных амбиций и идя навстречу коленопреклоненным просьбам многочисленного коллектива ДГУ?

Совсем нелепо звучит прогноз автора относительно развития университета в случае избрания проф. Магомедова Ш.Б. Оказывается в этом случае "возможно качественное улучшение инфраструктуры университета с целью придания элитного статуса не пользующимся популярностью факультетам". Интересно, о каких "не пользующимся популярностью факультетах" идет речь? Более того, поражает узость мышления автора, а именно - понимание "элитного статуса" исключительно с точки зрения развития инфраструктуры. Да, проф. Магомедов Ш.Б. и не будучи ректором, сумел создать комфорт для студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей факультета (что, к слову будет сказано, отмечено автором публикации), однако это лишь составная часть элитного статуса юридического факультета. Поскольку именно с приходом проф. Магомедова Ш.Б. подготовка будущих специалистов-юристов стала базироваться на "трех китах":

1) Определение приоритетов в образовательном процессе, с учетом динамично развивающихся процессов, происходящих в обществе и в государстве, и соответственно формирование новых требований к будущим специалистам, в профессиональном качестве которых, как специалистов-практиков никто, не должен усомниться;

2) Адаптация науки - на сегодняшний день образовательный процесс на факультете органично переплетается с наукой, этому способствует и то, что на факультете успешно функционируют: НИИ права, научно-исследовательские лаборатории, Дагестанское отделение Российского историко-правового общества, Дагестанское отделение Российской криминологической ассоциации, научно-учебная библиотека факультета, пятнадцать учебно-научно-методических кабинетов кафедр со спецпериодикой, научной, учебной литературой, наглядными пособиями, аудио и видеоматериалами, 20 студенческих научных кружка. Имплементация научных достижений в учебный процесс достигается с использованием как традиционных методов преподавания юридических дисциплин, так и внедрением интерактивных методик обучения, позволяющих свести к минимуму разрыв между теорией и практикой.

3) Технологии. На факультете функционирует электронный читальный зал, где каждый преподаватель, аспирант, студент может получить интересующую его научную информацию (аналога нет ни на одном факультете университета).

В настоящее время наш коллектив, сохраняя преемственность в развитии лучших традиций, сложившихся в течение многих десятилетий, плодотворно работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса, повышая качество подготовки специалистов, развитием научных исследований, создавая научные школы, известные во всей стране, укреплением материально-технической базы, внедряя в образовательный процесс новые информационные технологии.

Проф. Магомедов Ш.Б. действительно не терпит непрофессионализма, некомпетентности, лжи, убожества, грязи и запущенности там, где он является руководителем. Таков у него характер. Но в его характере есть еще одна особенность: при всей своей кажущейся суровости, жесткости, требовательности к себе и к подчиненным, он никогда не забывает о радостном или горестном событии в личной жизни каждого преподавателя и сотрудника юридического факультета.

И последнее. Автора публикации очень смущает число научных публикаций, учебно-методической литературы, автором или соавтором которого является проф. Ш.Б. Магомедов. По этому поводу можем сказать, во-первых, не 350 научных трудов, а 137, и, во-вторых, он не теряет времени на застольные мероприятия, досужие разговоры, собирание и обработку слухов, плетение интриг и тому подобное времяпровождение.

Конечно, автор статьи мог этого и не знать, но должен был это узнать, хотя бы для того, чтобы не выпячивать так явно заказчика публикации, не говоря уже о профессиональной этике.

У проф. Ш.Б. Магомедова есть недруги из числа лиц, не сумевших решить свои личные вопросы сомнительного характера (…). Есть и дополнительные обстоятельства начавшейся жесткой борьбы претендентов и их "крыш" за штурвал одного из ведущих вузов республики. Весьма высока вероятность того, что источником вышеуказанной информации о личности декана юридического факультета проф. Магомедова Ш.Б. редакционной статье "Черновика", является кое-кто из таких людей. Поэтому, все, что мы написали, в конечном итоге адресовано этим нашим коллегам, которые свое бессилие компенсируют грязным предвыборным пиаром.

Выборы ректора являются важным и ответственным этапом в жизни университета. Их результат зависит от объективности и непредвзятости всех, кто участвует в этом процессе, понимания, что будущее университета важнее групповых и частных интересов.

Подписали:

Зав.кафедрой теории государства и права, заслуженный деятель науки РД, проф. Муртазалиев А.М.;

Зав. кафедрой истории государства и права, заслуженный деятель науки РД, проф. Рамазанов А.Х.;

Зам.зав.кафедрой конституционного и муниципального права, доц. Беджанова Т.Е.;

Зав.кафедрой административного и финансового права, депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, первый зам. председателя Комитета государственной Думы по делам общественных и религиозных организаций, доц. Махачев Г.Н.;

Зав.кафедрой международного права, доц. Сулейманов А.Л.;

Зав.кафедрой гражданского процесса, заслуженный деятель науки РД, проф. Кострова Н.М.;

Зав.кафедрой трудового права и основ правоведения, заслуженный юрист РД, доц. Алиев В.Д.;

Зав.кафедрой уголовного права и криминологии, заслуженный работник МВД СССР, заслуженный деятель науки РФ, зав. лабораторией уголовно-правовых и криминологических исследований, проф. Астемиров З.А.;

Зав.кафедрой уголовного процесса и криминалистики, почётный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный юрист РФ и РД, проф. Рамазанов Т.Б.;

Зав.кафедрой правовой информатики и естественнонаучных дисциплин, почётный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный учитель РД, проф. Эмиров М.Б.;

Зав.кафедрой русского и иностранных языков, заслуженный учитель РД, доц. Байрамова Ж.А.;

Зав.лабораторией обычного права, проф. Исмаилов М.А.;

Зав.лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения, доц. Алиева З.А.;

Зав.межфакультетской кафедрой философии, заслуженный работник образования РД, проф. Яхъяев М.Я.;

Зав.межфакультетской кафедрой отечественной истории нового и новейшего времени, заслуженный учитель РД, доцент Беджанов Н.М.;

Зав.межфакультетской кафедрой социологии и политологии, заслуженный деятель науки РД, заслуженный работник высшей школы РФ, проф. Гусейнов О.М.;

Зав.межфакультетской кафедрой экономической теории, заслуженный деятель науки РД, проф. Казиханов А.М.;

Зав.межфакультетской кафедрой физического воспитания, мастер спорта по вольной борьбе СССР, доц. Рамазанов А.Ш. ]§[

Номер газеты