Заряженная обойма

 

Новая формула оправдала себя. Вместо скучных, малоинтригующих, а главное, безальтернативных схваток зрители увидели традиционный турнир, в котором сила и успех борца зависят от него самого, а не от партнёров по команде… В Хасавюрте завершился Межконтинентальный кубок по вольной борьбе.

Отбороться в течение одной недели сразу на двух представительных турнирах – роскошь. Роскошь для здоровья. Каждая схватка – это не только опустошение «бензобака» борца, это вдобавок масса микротравм. В прошлом номере «ЧК, в статье «Разрыв… мышечных волокон», я писал о причинах неожиданных поражений фаворитов различных турниров. Напомню, тогда речь шла о злоупотреблении чрезмерными нагрузками в финальном этапе подготовительного периода атлета. Продолжая тему, замечу, что чрезмерное усердие в погоне за выносливостью борца в преддверии турнира не только понижает его скоростно-силовое и выносливое состояние, но и способствует накоплению микротравм. Допустим, на протяжении двух недель борец проводит спарринги или попроще – отрабатывает комбинации с высокоамплитудными бросками. При каждом падении на ковёр в теле спортсмена образуются травмы. Их борец может даже не чувствовать, не замечать. Но с каждым днём степень их тяжести из-за постоянных нагрузок будет увеличиваться. После двух недель таких занятий атлету необходимо сделать паузу, сменить тип нагрузок, полностью прекратив на несколько недель практиковать боевые ситуации на ковре. Неизвестно, сколько борцов после турнира в Грозном получили травмы и, несмотря на желание проверить себя и  в Хасавюрте, всё же не смогли приехать на соревнования в Дагестан. Но кому-то это удалось. И, как ни парадоксально звучит, лидеры  в этом деле – легковесы. Наверное, ответ в их физиологии, типе строения, силе… Дагестанская сборная завоевала три первых места. Чеки на $5000 получили Азамат Булатов (66 кг), Расул Расулов (74 кг) и Залимхан Парангаев (84 кг). В других весовых категориях звания лучших застолбили Азамат Тускаев (55 кг), Опан Сат (60 кг), Юрий Белоновский (96 кг) и Георгий Саканделидзе (120 кг). Золотых медалей у Дагестана могло быть и больше, но, как было отмечено выше, из-за определённых проблем со здоровьем не все борцы после участия в «кадыровском» турнире смогли заявиться в Хасавюрте.
Зато смогли увидеть в Хасавюрте президента РД Магомедсалама Магомедова. После недавнего покушения на мэра города Сайгидпашу Умаханова некоторым зрителям и вовсе предвиделось, что в зале не будет даже его. Но был и он, и президент. Интересно, что после окончания торжественной части – официального открытия турнира – весь политический бомонд покинул дворец спорта. Кажется, не осталось даже фотографов. Спасибо, что хоть борцы не последовали их примеру. Шутка… Хотя…

 
Челентано не голубой…
 
Результативный камбэк с лихвой удался Азамату Булатову. Финалист чемпионата страны 2010-го года был одним из реальных претендентов на поездку в олимпийский Лондон. После той памятной серебряной медали дела у  хасавюртовца пошли не так, как ему хотелось бы. И, Булатов ненадолго выпал из когорты борцов-претендентов на медали любых турниров. После побед над такими борцами как: победитель Гран-при «Иван Ярыгин» Расул Муртазалиев, бронзовый призёр чемпионата России-2011 Джалалудин Курбаналиев, участник Олимпиады-2012 Андрей Квятковский, Азамат вновь в ней. И ожидать от него в январе в Красноярске в самой нестабильной весовой категории можно чего угодно. Другой победитель Межконтинентального кубка – Расул Расулов – не рассматривался как фаворит весовой категории до 74 кг. Как минимум в предстартовых раскладах таковым считали Камала Маликова. Но призёр чемпионата страны, обладатель Кубка мира споткнулся на Ахмеде Гаджимагомедове, а затем в схватке за третье место – на призёре молодёжного чемпионат мира Шамиле Катиновасове. Последнего, кстати, по ходу турнира одолел всё тот же Гаджимагомедов, вышедший на пару с Расуловым в финал соревнований. Увлекательной борьбы в этом поединке зрители не увидели – оба атлета были очень уставшими и действовали в острожной манере, которая более удачной оказалась для Расула Расулова. Свою удачу поймал на этом турнире и «международник» Залимхан Парангаев. ШВСМовец, примерно как и Азамат Булатов, на какое-то время выпал из обоймы топовых борцов страны. Связано это было с акклиматизацией в новой, более тяжёлой весовой категории. Без участия в турнире признанных фаворитов в этом весе, к примеру, Анзора Уришева или Альберта Саритова, трудно судить о силе и потенциале борца. Но, беря в расчёт богатый опыт и достаточно приличную физическую и технико-тактическую форму борца, можно с уверенностью задуматься о перспективе Парангаева  в новом олимпийском цикле. Этот самый момент, когда «сейчас или никогда». И это «сейчас» начнётся в январе… Победители турнира в Красноярске получат шанс выступить на чемпионате Европы. Для борцов это не венец карьеры, но всё же возможность заявить о себе на более высоком уровне. Старт нового олимпийского цикла – это шанс молодых, менее титулованных борцов продвинуться в очереди по раздаче олимпийских путёвок. Не совсем правильно выжидать два года и за оставшийся промежуток времени до Олимпиады вклиниваться в отбор. Хотя свежи и такие примеры – гроссмейстерская во всех смыслах победа Ширвани Мурадова над Хаджимурадом Гацаловым перед Олимпиадой-2008. Но это единичные случаи. В основном ситуация бывает обратной. Нехватка соревновательного опыта может стоить одного проигранного балла в самой решающей в карьере схватке. А затем никакое лоббирование главного тренера не поможет… У Магомеда Гусейнова при назначении на должность и. о. главного тренера сборной России спросили:
– Вы дагестанец. Окажете протекцию своим землякам – борцам – на поездку в Лондон?
– Зачем так говоришь? Я всю жизнь в вольной борьбе. Мне нужны золотые олимпийские медали. России нужны. Есть тренерский совет нашей федерации, он решает, кто поедет в Лондон. В совете россияне, армяне, чеченцы, осетины. Кодекс чести горца превыше всего. Как я буду в глаза смотреть тем, кого незаслуженно «отцепил» от Лондона? Осетины первыми были довольны моим назначением. Сказали: очень уважаем справедливого Магомеда.
– Что вы изменили в сборной России?
– Я пять человек выгнал со сборов в Адлере перед Белградом. Один подрался, двое сачковали якобы по травме. Двух осетин выгнал, трёх дагестанцев. Для спаррингов их пригласили, а они меня подвели.
– У вас в Хасавюрте богатый дом?
– Средний, хотя есть возможности. Я независимый тренер, меня деньгами не купишь. У меня свой бизнес, я владелец рынка в Хасавюрте, который сам построил (600 человек у меня там работают). Это один из лучших рынков в городе. Деньги не главное: сегодня есть, завтра – ноль. Важно, какую память человек о себе оставил, сколько ты, как тренер, олимпийских чемпионов воспитал. Ведь я даю детям больше, чем их родные отцы. Даже школьные дневники проверяю…
– Прозвище Челентано не задевает?
– Меня так 20 лет называют. А чего обижаться? Ведь Челентано не голубой…
 
Хватит бегать…
 
Турнир в Хасавюрте не собрал полных трибун. Вид спорта, который является символом города, республики, постепенно утрачивает болельщиков. Это вина FILA. Игра в «изменим ещё раз правила» уродует восприятие этого спорта. Длительность схватки, аттракцион с шарами, наложение бессмысленности на культовые некогда приёмы или их полный запрет оказали борьбе медвежью услугу. Как вольной, так и классической… «За свою бытность в команде и за шесть лет, что я вне сборной, правила в спортивной борьбе претерпели 20 радикальных изменений, включая форму судей, форму поединка, критерии оценки.  Зачем эти пиджаки, в которые обрядили борцовских рефери? С чего это было скопировано? С дзюдо. Хороший вид спорта, но другой. Когда телевидение стало активно вмешиваться в спорт, его роль оказалась очевидной: в том же дзюдо, для того чтобы ввести синие кимоно вместо второго белого, дискуссия велась несколько лет. Настолько консервативен этот вид спорта и дорожит традициями. А в борьбе всё безалаберно и безответственно. И этим мы убиваем борьбу, интерес зрителя к ней. Я лично считаю, что всё делается для того, чтобы убедить всех, как мы хороши. Измениться до неузнаваемости, чтобы быть кому-то приятными, стать милыми, не показать красоту нашего вида спорта в его первозданности, а укоротить брючки, покрасить носочки. Угодить публике, при этом абсолютно не учитывая её интересы. Все те решения, которые сейчас принимаются ФИЛА, – это умозрительные вещи, оторванные от повседневности, от реальной жизни. Вы знаете, к примеру, что в Германии, единственной стране, где существует борцовская бундеслига, проводится регулярный чемпионат по борьбе, на детских и юношеских турнирах отказались от новых правил ФИЛА, потому что они опасны и губительны для детского спорта», – рассказывает о своём видении международной политики FILA трёхкратный олимпийский чемпион Александр Карелин. И он абсолютно прав. Но не только чехарда с правилами проблема борцов, есть и другие, более насущные….
Одна из них – выносливость.
Борец на соревнованиях проводит все свои схватки за один день. Вернее, в течение нескольких часов. Это колоссальные энергозатраты. Атлеты ошибочно полагают, что пройти на одном дыхании всю турнирную дистанцию можно, имея звериную функционалку, а точнее, хорошую выносливость. И ключ к ней, по мнению многих, кроится в беге трусцой или езде на велосипеде. Это и есть, на их взгляд, тот самый аэробный тренинг1… Ошибка. При таком типе нагрузок как бег или езда на велосипеде в работе участвует несколько групп мышц. В основном это ноги. Но для повышения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем этого мало. Более того, это может привести к травме, такая работа активирует одни группы мышц, но полностью исключает другие, приводя скелетно-мышечную систему в дисбаланс. Невозможно повысить выносливость и общее физическое состояние, включая в работу только ноги. Необходим иной подход. Короткая, интенсивная работа с отягощениями, затрагивающая все группы мышц спортсмена. Например, 10 упражнений (каждое по 3 подхода до «отказа») на все группы мышц 3 раза в неделю. Следуя этой программе, можно повысить не только силу, но и выносливость. Бегом это сделать невозможно…
Когда «бензина в баке» ни грамма...

Отбор!
 
Работая по старинке, следуя принципу «чем больше, тем лучше», мы не добьёмся успеха. Тренироваться нужно коротко и  интенсивно. Весь Запад тренирует спортсменов через тренажёрные залы. Необходимо просто правильно выбрать тип нагрузок. Даже в Азербайджане в распоряжении атлетов имеется шикарный спортзал, но это не просто место «качалки», это целая лаборатория, в которой специалисты из Германии моментально тестируют борцов, на месте расписывая индивидуальные виды нагрузок. Без науки в современном спорте делать нечего. Кто-нибудь слышал о селекции в дагестанских районах, городах, да и вообще в России? Вряд ли. Но она нужна. Поиск спортсменов с выдающимися способностями по перекачиванию крови. С большим сердцем. К примеру, с возможностью потреблять 5 литров кислорода. А при правильной тренировке, когда будет  «удалено лишнее мясо» и мышцы станут сухими, это количество возрастёт ещё больше. Это даст сумасшедший результат, с таким показателем спортсмен будет работать на ковре, как робот. Так же и с возрастом атлетов. В России «пенсионный возраст» – 26–28 лет. Это очень грустно. Ведь сила-то растёт до 50–60 лет. До 20–22 лет мышцы растут на естественном тестостероне – работает генетика. Но после этого периода прекращение естественного развития можно компенсировать силовой работой. Она увеличит и скорость, и силу, и гибкость, и выносливость. Тогда процесс подготовки спортсменов высочайшего уровня будет носить системный характер. Не только индивидуальный…
(В будущих номерах «ЧК» читайте о тренировке быстрых и медленных мышечных волокон спортсменов.)


 
1 Аэробный тренинг – любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной деятельности. Аэробный означает «с кислородом», подразумевая, что одного кислорода достаточно для адекватного удовлетворения потребности в энергии во время физического упражнения. 

Номер газеты