Манхадж по духу или дух по манхаджу?

К сожалению, часто бывает так, что некоторые люди сначала действуют и только потом ищут основания для своих действий. Или же они пытаются найти оправдание своему поведению, вызванному складом собственного характера, натурой и нравом. Для этого такие люди цитируют хадисы, ссылаются на действия или слова учёных, во многих случаях просто нагло притягивая их за уши.

Недавно у кого-то из френдов в ФБ прочитал статус, где он задавался вопросом: «Человек выбирает манхадж (методология, путь) в соответствии со своим характером и натурой, или же их формирует сам манхадж?». Вопрос очень интересный. Практика и наблюдение показывают, что многие выбирают себе тот или иной манхадж, который ближе их натуре, характеру и внутреннему миру. Возможно, это происходит подсознательно, неосознанно и основывается больше на эмоциональной и психологической составляющих человека. Так сказать, что ближе по духу, то и берём, за то и бьёмся, то и отстаиваем...

 

Правильно ли это? Почему так происходит? В чём причина?

Ответы на вопросы, связанные с человеческой натурой, характером и поведением, всегда бывают неоднозначными и обобщёнными. Уж слишком сложное создание – человек: во многом он непредсказуем, изменчив, непостоянен, особенно в молодости. Многое из его поведения невозможно до конца понять и тем более подвести его под определённую категорию как целое. Одно и то же действие и поведение разных людей может быть продиктовано различными причинами и мотивами. Что-то из этих причин может быть и общим, но разнится по степени своего побуждения к действию. Остаются и другие, осознанные и неосознанные, рациональные и иррациональные причины и мотивы, толкающие людей на те или иные действия, поступки и поведение...

 

Но вернёмся к вопросу: правильно ли выбирать манхадж в соответствии со своим характером и натурой?

Однозначно, нет! Религия, то есть ислам, – это не кусок материи, из которой каждый шьёт себе рубашку по своему вкусу и фасону или по погоде и потом надевает её, когда ему хочется. Ислам – это всеобъемлющая система, контролирующая все сферы не только внешней жизни человека, но также и его внутренний мир. Ибо становление человека как мусульманина начинается в первую очередь именно изнутри, где в сердце не остаётся места сомнениям, в голове – невежеству, а в душе – беспокойству и тревоге. Мусульманин – это в первую очередь человек, думающий и размышляющий, а не просто слепо следующий за «модой» отпускать бороду или размахивать чёрными флагами. Его действия, слова и поведение должны быть продиктованы его вероубеждением и мировоззрением, которые, в свою очередь, основаны на правильных знаниях из Корана и Сунны, а не на домыслах и голых чувствах.

Человек, который уже достаточно созрел как физически, так и психологически, у которого уже сформированы характер и темперамент, убеждения, взгляды, стереотипы, восприятие мира и т. д., когда приходит в ислам (или возвращается к нему после долгой разлуки), ему следует предстать перед ним совершенно «голым», но не без одежды, а без всех пережитков прошлого. Он должен оставить всё, что с ним было там – в прошлой жизни. Избавиться от всех тех стереотипов, убеждений, черт характера, поведения и проявления нрава, которые не соответствуют исламу и его идеологии. Он должен предстать пред ним без этих «одежд», для того чтобы ислам одел его в благородные и чистые одежды своего учения и божественных заповедей. Чтобы ислам и только ислам контролировал и формировал заново его убеждения, взгляды и мировоззрение, снабдил его на жизненном пути биноклем, сквозь призму которого он будет смотреть далеко вперёд и на всё вокруг...

Если же человек приходит в ислам полуодетым в одежды своего прошлого, а из предложенного исламом выбирает только то, что «идёт к лицу» и подходит по вкусу, то тут-то и начинается отклонение и конфликт. Когда человек переносит из прошлого свои слабости, привычки, черты характера, стереотипы, убеждения и взгляды, вместо того чтобы избавиться от них, он начинает искать им оправдание и поддержку. И из-за этого, придя в ислам, слабый не становится сильным, трусливый – смелым, жадный – щедрым, грубый – мягким, высокомерный – скромным и т. д...

К примеру, вспыльчивый, быстрый и отважный по своей натуре всегда и во всём видит единственно верным решением применение силы и цитирует соответствующие священные тексты. Боязливый и трусливый по своей натуре всегда и во всём ищет оправдание своей трусости и, конечно, тоже цитирует священные тексты, но призывающие к терпению, добру и мягкости. И первый, и второй забывают, что всему есть своё место и время, как для применения силы, так и для проявления мягкости и терпения.

Третий, замкнутый и нелюдимый, найдя хадисы про уединение и отдаление от людей, подсознательно начинает успокаивать себя и оправдывать свою замкнутость этими хадисами.

Другой, ловелас и «красавчик», под предлогом «поиска жены» сватается (читать: бегает за) ко всем сёстрам в округе или в селе и никак не может найти ту единственную. А на деле – он тот же ловелас и бабник, что был и до ислама, только вот вкусы немного изменились – с «открытых» на «покрытых».

Причина всего этого, как было сказано выше, заключается в том, что человек не отдаётся полностью (и внешне, и внутренне) исламу, приходит к нему со своими сформированными вне ислама понятиями и взглядами и пытается вшить их в ислам, точнее, окрасить их в ислам и подать как исконно исламские понятия и взгляды. Вместо того чтобы, отдавшись целиком исламу, позволить ему сформировать себя, свой характер, свои убеждения и мировоззрение, он пытается слепить из него тот ислам, который подходит для него, который ближе ему с моральной и с физической сторон. Когда же человек находит «готовый» манхадж, идеи и методы которого близки к его собственной сущности, натуре и характеру, то он сознательно или бессознательно принимает этот манхадж как самый правильный и эффективный. Возможно, он и тешит себя иллюзиями, что это сознательный, основанный на изучении и правильном понимании выбор, но в большинстве случаев это бессознательный выбор, навязанный внешне и принятый собственной натурой.

Однако же нужно оговориться, что не всё и не всегда так, как описано выше, ведь, как мы уже сказали, человеческая природа слишком сложна и запутана, чтобы давать всему, что с ней связано, однозначную и окончательную оценку.

Также стоит заметить, что абсолютной победы в борьбе со своими слабостями достигают только пророки (мир им и благословение Аллаха), а все остальные если и достигают в этом каких-то высоких ступеней, то всё равно с ними остаются слабости, ибо сам «человек создан слабым».

Главное же в этой борьбе – непрерывно пытаться избавиться от своих слабостей или уменьшить их количество и ослабить их влияние на себя. И как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг» (Сура «Аль-Бакара», аят 208). И Аллаху ведомо лучше!

Номер газеты