Синдром «ложного» премьера

В минувшую субботу, 29 января, глава Дагестана Сергей Меликов провёл совещание, на котором подвёл предварительные итоги социально-экономического развития республики за 2021 год. Судя по краткому сообщению, размещённому на сайте главы Дагестана, на этом мероприятии блистал своими докладами врио министра экономики и территориального развития РД Руслан Алиев, а и. о. республиканского премьер-министра Абдулмуслим Абдулмуслимов молчал…

Абдулмуслим Абдулмуслимов может стать премьером, если кое-кто с этим согласится...

Важность этого совещания, в принципе, заключается в том, что согласно ст. 29.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов в государственной власти субъектов Российской Федерации» региональные руководители несут ответственность за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

В том числе и за установленные государственными программами субъекта страны показатели эффективности их реализации.

Возможно, поэтому из текста сообщения так и не стало ясно, какие властями Дагестана были запланированы социально-экономические показатели и достигла ли их республика к концу 2021 года.

Вместо этой конкретики официальное сообщение гласит, что «участники совещания обсудили… что сделано и что предстоит сделать для того, чтобы более эффективно задействовать потенциал республики».

Там же как некое героическое достижение преподносится взятие Дагестаном инфраструктурного кредита в размере 10,5 млрд рублей. Эти меры должны помочь выйти республике на некий новый уровень развития…

В статье «Бремя бюджета» («ЧК», №50 от 24.12.2021 г.) мы рассказывали, что взятие Сергеем Меликовым инфраструктурного кредита привело к увеличению государственного внутреннего долга Дагестана.

«Расходы на обслуживание государственного долга в 2022, 2023 и 2024 годах увеличиваются соответственно на 85 484,4 тыс. рублей, 290 520,3 тыс. рублей и 315 735,9 тыс. рублей (выплата процентов по бюджетным кредитам из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов)», – гласит пояснительная записка к бюджету РД на 2022 год.

 

К прорыву!

 

Но исстари дагестанское руководство создавало проблемы для того, чтобы успешно их решать, поэтому вопрос о том, «как должок отдавать будем», на совещании не возникал.

Из достижений: больше 1 млн туристов приехали в прошлом году в Дагестан. Среднемесячная зарплата, по официальным данным, увеличилась на 6,6% и составила 31 тысячу рублей (остаётся одной из самых невысоких в стране). Также, по официальным данным, количество безработных в Дагестане сократилось со 106 тыс. до 34 тыс. человек (безработные в основном – молодёжь).

Сельское хозяйство и промышленность показывают неплохую статистику, в частности, по производству риса, но нет предприятий полного цикла по производству и переработке баранины. Недоволен Меликов и индексом выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности. Он (индекс) составил 102,2%, но глава РД не считает это развитием.

Из недостатков: в 2021 году профинансировано 389 объектов, а построили 47 объектов. Счётные палаты России и Дагестана, доложил Руслан Алиев (у него был основной доклад), работают над тем, как сократить объём незавершённого строительства. Всего таких объектов на 1 января 2021 года было 1 604 (на сумму 45,4 млрд руб.), из них инвентаризацию провели по 1 542 объектам. Из отчётности исключили 588 объектов незавершённого строительства: 500, оформив правоустанавливающие документы на ранее завершённые объекты, а 88 – списав.

Главную проблему дагестанской политики и экономики – своевременное неосвоение бюджетных средств – в той или иной форме озвучивали разные докладчики. К примеру, врио руководителя Комитета по госзакупкам РД Джафар Гаджибеков сообщил, что города и районы в прошлом году заключили свыше 15,5 тысяч контрактов на сумму 67,4 млрд рублей. Но несмотря на это среднероссийский показатель роста конкуренции так и не достигнут. При этом общая экономия составила в истёкшем году 2,46 млрд рублей.

Неосвоение средств Гаджибеков объясняет так: «Из года в год заказчики основной объём закупок осуществляют во втором полугодии. На низком уровне качество планирования закупок государственными муниципальными заказчиками. В планы-графики не включается вся информация по закупкам и многократно вносятся изменения».

Предположим, что изменения в документации напрямую связаны с другой озвученной Гаджибековым проблемой – формированием заявок под определённого поставщика. Он же предлагает выход из ситуации: контрактоваться в первом полугодии.

Об этом говорит и Руслан Алиев: «Хочу обратиться ко всем ответственным исполнителям федеральных и региональных программ: бюджетные средства, предусмотренные в текущем году, должны быть законтрактованы до 1 апреля этого года, если графиком финансирования и реализации мероприятий не предусмотрено иное. Также они должны быть освоены в полном объёме, а запланированные мероприятия необходимо реализовать в установленные сроки».

Громким, но, на взгляд автора, малоперспективным было обещание Меликова создать некую кадровую комиссию, которая будет определять степень пригодности и компетентности управленцев, а также прекратит назначение некомпетентных людей на должности…

Вероятно, желание создать такую комиссию вызвали не только доклад Гаджибекова, но и заявление Алиева, что города и районы часто ошибаются, когда речь идёт не только о документации для торгов и закупок, но и в других случаях, к примеру, когда представляют неправильные реквизиты для перечисления средств из республиканского бюджета в муниципальный.

По итогам совещания, сообщает сайт главы РД, Сергей Меликов положительно оценил работу МЧС, Минмолодёжи, Минспорта, Минкультуры, Минэкономразвтия и Минимущества. Он же потребовал от Минюста РД исправить имеющиеся в их работе недостатки.

«Прошлый год, в силу предыдущих упущений, только определил основные направления социально-экономического развития, к которым мы переходим в 2022 году. Этот год, как я уже не раз говорил, должен стать прорывным для Дагестана. Исходя из этого, мы очень плотно работаем с федеральным центром, с корпорациями. Но делать это мы должны все вместе, помогая друг другу. Установки даны, дальше работаем в режиме их исполнения», – цитирует пресс-служба главы РД Меликова.

 

Структура и… премьер?

 

Мы не зря начали статью с того, что обратили внимание на активность Алиева и молчание Абдулмуслима Абдулмуслимова. Последний по своему статусу второе лицо республики, хоть и в качестве и. о., проводил 26 января совещание по вопросу реализации Нацпроектов в Дагестане. И тоже выяснял, почему республика не осваивает миллиарды из года в год… И, наверняка, ему тоже было что сказать.

В целом, в Дагестане сложилась уникальная ситуация: в республике юридически есть премьер-министр, но в тоже время фактически его нет. Этакий премьер-министр Шрёдингера.

В конце октября 2021 года Народное собрание РД единогласно согласовало кандидатуру Абдулпатаха Амирханова на должность премьер-министра. Появился соответствующий указ (за подписью Меликова) о назначении Амирханова председателем кабинета министров. И с этого момента начали идти прописанные в Конституции РД сроки, требующие от премьер-министра РД представить главе республики структуру будущего правительства, а также предложения по конкретным кандидатурам на соответствующие должности.

Однако этого не произошло. Примечательно, но до октября месяца шли активные разговоры (в первую очередь в кругу дагестанских политиков и чиновников), о том, что на должность премьер-министра Сергеем Меликовым лоббируется кандидатура министра экономики и территориального развития Руслана Алиева. (После неудач с лоббированием на эту должность вице-премьера Батыра Эмеева.) Но, как показало время, этого не произошло: негласное согласование кандидатуры премьер-министра региона на уровне Администрации президента России показало, что Алиева во главе исполнительной власти РД в «москвах» видеть не хотят.

Начался хаотичный подбор новых кандидатов на этот пост. Амирханов, как часть команды Керимова-Абакарова, видимо, уже принципиально не рассматривался руководством РД как премьер-министр.

В таких поисках пролетели ноябрь-декабрь-январь… К этому времени в качестве потенциального кандидата в премьер-министры стали рассматривать Абдулмуслимова. (Говорят, определяющим фактором в его назначении было то, что «он тоже из МВД»…) На носу февраль, а официальных сведений о структуре правительства как не было, так и нет. И, как показывает развитие событий, уже актуальным и важным является процедура согласования в НС РД нового премьер-министра. Соответственно, нынешний визит Меликова в Москву, на встречу с президентом Путиным, можно считать попыткой пролоббировать на эту многострадальную должность хоть кого-то…

Однако вопрос структуры правительства РД не стоит на месте: информация, сформированная телеграм-каналами и источниками в органах власти, показывает, что в структуре правительства произойдут следующие изменения:

В структуре будет, как и сейчас, два первых вице-премьера, одним из которых будет Руслан Алиев. Чьё место он займёт – Батыра Эмеева или Нюсрета Омарова – покажет время. Если вину за уход из РД «ЭКО-культуры» не возложат в конечном итоге на Эмеева (он курирует инвестиции в том числе), то он устоит, и у него будет уже меньше времени на посещение зала дзюдо.

Отметим, что Эмеев курирует и дорожное хозяйство, а в этой сфере обещают прямо революционные перемены: на должность министра транспорта и дорожного хозяйства прочат главу Хасавюртовского района Джамбулата Салавова. (Вместо него район готов возглавить начальник местного РОВД Арсланбек Алибеков.)

Салавова прочили на должность спикера НС РД, обещали Махачкалу, но… пока не сложилось. Должность министра, как понимаем, должна компенсировать моральный ущерб главе района за большие надежды. Тем более что на носу строительство объездных дорог в Хасавюрте и Дербенте. Эти дороги, в частности, должны пройти по землям Новолакского и Хасавюртовского районов, а также Дербентского района и Даг. Огней. Каждый объезд обойдётся бюджету страны более чем в 40 млрд рублей.

Куда денут авторитетного Ширухана Гаджимурадова – большой вопрос. Он, в принципе, может быть поднят на уровень курирующего дорожное хозяйство вице-премьера, но, как поговаривают, его привычка говорить своё мнение и отстаивать его в ходе ВКС не совсем понравилась Меликову, поэтому…

Изменения обещают и среди простых вице-премьеров. Нужно экстренно искать вице-премьера, который будет курировать сельское хозяйство (если Абдулмуслимова утвердят в Москве). Кроме этого, не исключено, что вице-премьер Манвел Мажонц или уйдёт вниз, на какую-либо должность в АГИП РД или министра, или вовсе покинет республику, так как слуховая среда принесла известия, что в качестве вице-премьера, курирующего вопросы энергетики и строительства, будет назначен экс-вице-премьер Ризван Газимагомедов. (Кстати, тоже хороший кандидат в премьер-министры «ЧК».)

Наконец-то, как обещают, прекратится чехарда с перекидыванием полномочий в сфере строительства, архитектуры и ЖКХ между министерствами и ведомствами. Молодой министр Артур Сулейманов соберёт, наконец, под собой все эти три направления, что приведёт к ликвидации Комитета по архитектуре и градостроительству РД (Незир Гусейнов) и переформатированию работы Министерства энергетики и ЖКХ РД (Ризван Мурадов). За последним оставят только энергетику.

Министр труда и соцразвития РД Изумруд Мугутдинова, скорее всего, не удержится в должности. Ей в сменщики прочили экс-депутата НС РД Наримана Темуркаева и начальника Управления социального развития Правительства РД Рашию Алиеву. Первый, по разным данным, близок к Муфтияту РД и депутату Госдумы Абдулхакиму Гаджиеву, вторая – руководителю АГИП РД Алексею Гасанову. Но не факт, что они имеют шанс быть назначенными на такую хлебную должность.

На уровне ведомств тоже прочат перемены. Ожидается, что Хаджи-Мурад Абашилов всё же оставит Агентство по предпринимательству и инвестициям. Кто будет вместо него – неясно. Пока же слуховая среда сообщает, что депутат НС РД Осман Булатов (племянник сенатора Ильяса Умаханова) согласование на эту должность не прошёл.

Руководитель Управления по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района Гаджи Султанов, как обещают, уступит своё место главе Новолакского района Магомед-Гаджи Айдиеву.

По данным «ЧК», внезапно слабыми стали позиции министра здравоохранения РД Татьяны Беляевой. Уход её заместителя Мазая Рамазанова, которого почему-то называют близким к «конторе», может быть связан с расследованием закупочной деятельности министерства по приобретению различных диагностических аппаратов в период пандемии. Сама же она, как сообщают источники, имела неприятный разговор с Меликовым, связанный с другими делами, имеющими перспективы стать уголовными…

…Вопросы согласования кандидатуры премьер-министра откладывают необходимость оглашения структуры нового правительства: новое, амирхановское правительство не успело устареть, а супер-новое правительство – не успело сформироваться и пройти необходимые утверждения и согласования. Поэтому необходимо ждать конца февраля, пока Меликов встретится с Путиным, а затем депутаты НС РД согласуют кандидатуру нового премьер-министра. И снова единогласно…  ]§[

 

Номер газеты