Вчера, 26 ноября, в Махачкале прошла 51-я сессия Народного собрания Дагестана. Среди 28 вопросов повестки дня нашлись и генераторы интересных дискуссий и споров. Остановимся на этих...
Если персонализировать эту сессию парламента, то на ней из-за заражения коронавирусной инфекцией отсутствовал врио главы Дагестана Сергей Меликов и впервые в ранге врио председателя правительства присутствовал Абдулпатах Амирханов.
Первым после утверждения кандидатур нескольких мировых судей приступили к обсуждению главного вопроса – принятие в первом чтении проекта закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
С докладом о проекте выступил и. о. министра финансов республики Юнус Саадуев. По его оценкам, доходы бюджета прогнозируются в общем объёме 134 092 504 тыс. рублей, или 112,6 процента к бюджету 2020 года. А общий объём расходов республиканского бюджета предусмотрен в сумме 137 328 645,9 тыс. рублей. Дефицит при этом, отметил Саадуев, составляет свыше 3,2 млрд рублей. Объём налоговых и неналоговых поступлений на будущий год предусмотрен в сумме 37,4 млрд рублей (112,6% к плановым назначениям текущего года). В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – около 45%.
Кроме того, было отмечено, что доходы на новый период увеличены более чем на 4,1 млрд рублей за счёт собственных налоговых и неналоговых поступлений.
Чиновник также отметил, что в республике будет продолжена практика стимулирования доходной части бюджетов городов и районов. В частности, за муниципалитетами сохранится транспортный налог в виде субсидий на финансовое обеспечение дорожной деятельности.
Основное бремя расходов, продолжил и. о. министра, приходится на три сферы: «Образование» (30,8%), «Социальная политика» (26,5%) и «Национальная экономика» (13,2% ).
Данный проект бюджета предполагает дополнительное увеличение фонда оплаты труда работников этих сфер на 3,3 млрд рублей. Помимо этого, доложил Саадуев, на реализацию Республиканской инвестиционной программы на 2021 год предусмотрено 12,9 млрд рублей, из которых средства федерального бюджета составят 3,4 млрд рублей.
По этому же вопросу следом выступил председатель Комитета НС по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков. В целом он остался доволен содержанием законопроекта, поскольку считает, что документ социально ориентирован, а на приоритетные направления – «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика» и «Национальная экономика» – приходится более 84% всех расходов.
Из его доклада также стало ясно, что предусмотрены дополнительные расходы на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, а также учтены индексации всех социальных выплат на 3%. Планируется продолжить реализацию проекта «100 школ», на эти цели заложено 200 млн рублей. Ещё 600 млн рублей дополнительно предусмотрено на укрепление материально-технической базы медицинских организаций и их оснащение современным оборудованием и 382 млн рублей – на ремонт сети медучреждений.
Тем не менее видит Исаков и обратную сторону. По его подсчётам, порядка 600 школ в Дагестане находятся в таком состоянии, что нуждаются в решительных мерах бюджетного реагирования. Парламентарий хотел бы конкретной финансовой помощи этим школам.
Проект бюджета, как правило, не остаётся без соответствующего заключения Счётной палаты республики, и об этом докладывал её руководитель Билал Джахбаров.
Законопроект, по его словам, в целом соответствует требованиям Бюджетного кодекса: «Объём прогнозируемых доходов с учётом имеющихся резервов в полной мере позволит обеспечить финансирование всех планируемых расходов. Проект закона о республиканском бюджете соответствует бюджетному законодательству».
Но для пополнения доходной части бюджета, знает он, имеются значительные резервы, в том числе за счёт налоговой недоимки, а также эффективного управления государственным и земельным имуществом.
Уже когда Джахбаров завершал доклад, ему поступил вопрос от спикера парламента Хизри Шихсаидова. Его интересовало, как обстоят дела с реальными доходами от плана приватизации в регионе. В ответ Билал Джахбаров заметил, что тут не всё гладко и проблемы зачастую возникают на ровном месте – несоответствующем и неправильном оформлении необходимых пакетов документов объектов приватизации.
Шихсаидов включился вновь, но уже более категорично. «За два года мы не получили ни одного рубля по плану приватизации. Зачем строить такие планы?» – возмущался спикер. Джахбаров понимал, что претензии адресованы не к нему, и, спокойно сказав, что все замечания и предложения отражены в выводах Счётной палаты, передал папку Шихсаидову. Однако это был только разогрев перед подробным разговором.
Докопались до ГУПов
Следующим на трибуну вышел и. о. министра по земельным и имущественным отношениям Агарагим Кагиргаджиев. Он представил «Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2021 год и основные направления приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2021 год».
Отметим, что накануне на заседании президиума НС РД одним из остро обсуждаемых вопросов был план приватизации, и часть участников встречи предлагали подходить к приватизации таких объектов как государственные унитарные предприятия (ГУП) очень обдуманно. А Шихсаидов там же предложил встречаться с людьми, работающими на этих предприятиях, доводить до них позицию государства, объяснять, что хорошего они получат от их преобразования.
Кагиргаджиев начал с информации о том, что сейчас предлагается преобразовать в акционерные общества 4 ГУПа и одно акционерное общество с ограниченной ответственностью. Два предприятия, названные и. о. министра, в Буйнакском и Карабудахкентском районах депутаты будто и не заметили. Но почти все споткнулись на двух других указанных ГУПах в Каякентском районе: «Каспий» и «Кировский».
Выступивших на эту тему было немало, желающих – ещё больше. Депутат Магомед Садулаев справедливо недоумевал. ГУПы «Каспий» и «Кировский», подчёркивал он, ещё нормальные предприятия, которые хотя бы приносят прибыль, тогда как авторы приватизации не замечают множество предприятий, которые абсолютные банкроты. Кагиргаджиев не хотел сдаваться и, хотя признал, что эти два ГУПа едва ли не единственные живые среди остальных мёртвых, тем не менее, сказал, что их прибыль не столь значительная.
Депутат Мурзадин Авезов пошёл ещё дальше, вовсе назвав происходящее приватизацией-прихватизацией. «Не надо вот так механически к этому вопросу подходить», – призвал он и предложил исключить оба ГУПа из плана приватизации. Для пущей убедительности Авезов указывал, что директором ГУПа «Каспий» является действующий депутат НС РД, его однопартиец-коммунист Курбан Габибов.
После долгого обсуждения Хизри Шихсаидов внёс предложение до следующего обсуждения исключить оба предприятия из плана приватизации и разобраться во всём детально. Так и было сделано по итогам голосования.
Депутат-коммунист Махмуд Махмудов во время выступления традиционно охватил круг проблем более масштабно. Он сразу дал понять, что коммунистам не нравится проект бюджета в нынешнем виде.
«Бюджет не в полной мере соответствует потребностям республики, поэтому в первом чтении наша фракция не может его поддержать, поэтому будем голосовать против», – сказал он.
Что касается в целом жизни, то первым делом Махмудов призвал коллег обратить внимание на обрушившийся в последнее время средний и малый бизнес в республике. «За последнее время в Дагестане прекратили своё существование пять тысяч предпринимателей. Республику покинули крупные застройщики, способные осваивать инвестиционные проекты. А Дагестан остаётся на последних местах в стране по уровню заработной платы, – констатировал он, рассуждая, что им стало невыгодно оставаться в нашем регионе. – Наши строители сегодня работают в Крыму, Ставропольском крае, Осетии... А военное строительное управление, которое работает в Дагестане, платит все налоги в Краснодарский край и Санкт-Петербург, где оно состоит на учёте».
Остановить Махмудова смог только жёсткий регламент, периодически выключавший микрофон. ]§[
- 26 просмотров