[ Невозвратимость ]

Меньше чем через месяц страна отметит пятнадцатилетие первой российской Конституции. В министерствах и ведомствах пройдут праздничные совещания и конференции, а простые люди будут удивляться разноцветным флагам на улицах и спрашивать друг у друга: «Что за праздник?»

Я написал «первая Конституция», потому что в истории Советского Союза конституций было несколько. Тогда они не просто корректировались, как это делается сегодня, а именно принимались заново.
Когда россияне голосовали за действующую Конституцию РФ, мне было 9 лет, и по закону я не имел права участвовать в референдуме, да и, в принципе, не понимал его значения. За меня Основной закон выбирали мои родители, а может быть, и не выбирали. А есть ещё люди, которым в 93-м было 17 лет, и они тоже не были допущены к голосованию за эту Конституцию.
Сегодня те, которым от 22 до 35 лет, – это наиболее дееспособное настоящее России. И все эти люди не голосовали за Основной закон, в соответствии с которым им приходится координировать свои действия и вообще жить. Есть среди них даже министры.
Эти люди не выбирали существующую систему власти. Не голосовали за действующую систему судебных органов. Не одобряли разграничение полномочий между федерацией и субъектами. Некоторые из них, может быть, совсем иначе представляют себе государство, в котором им хотелось бы жить и работать.
Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что Конституция эта плоха, так что, работники прокуратуры, не обольщайтесь и не отправляйте эту колонку на исследование господину Федяеву. Я просто констатирую факт некоей несправедливости.
Согласитесь, в 93-м году у власти в стране были совсем не национальные герои. Многих из них и по сей день проклинают в народе и вспоминают недобрым словом в официальных кругах. Но они, такие нехорошие, получается, разработали документ, к которому как бы нет никаких претензий.
В современной России просто так уже повелось, что по документам у нас всё чисто. Знаем все, например, что такой-то чиновник – вор, но документы в порядке, так что, пусть себе продолжает работать, а значит, воровать. Поэтому Россия и похожа на старую иномарку, которую хорошо покрасили, поставили красивые колёса, подделали документы и продают нам (народу) как новую.
Номер газеты