[ Хроническая война или Проверка боем ]

В дни скорби – в семидесятую годовщину нападения фашистской Германии на СССР – в Кизлярском районе развернулись полномасштабные военные действия между группой боевиков и силовыми и специальными подразделениями МВД, ФСБ и Минобороны России. В результате трёхдневных боёв 21–23 июня республиканские силовые структуры и спецназ Внутренних войск МВД России понесли одну из самых крупных потерь за последние месяцы – 7 убитых и 16 раненых.

Впрочем, первый огневой контакт силовиков с боевиками в начале этой недели произошёл не в Кизлярском районе. Вечером 20 июня около села Ванашимахи Сергокалинского района группа боевиков из лесного массива обстреляла автоколонну с сотрудниками Внутренних войск МВД РФ. Ранив одного военнослужащего в бедро, боевики начали отходить, но ответным огнём (так утверждают в МВД РД) двое нападавших были убиты. Правоохранительные органы предположили, что в нападении участвовали боевики (от 5 до 10 человек) из непосредственного окружения лидера дагестанского подполья Ибрагимхалила Даудова. Аналогичный обстрел военнослужащих ВВ группа Даудова совершила 28 мая возле села Карабудахкент. Тогда в нападении принимали участие до 30 боевиков. По периметру четырёх сёл Сергокалинского района был введён режим контртеррористической операции (КТО), прибыла бронетехника. Прочёсывание лесного массива результатов не дало, и вечером следующего дня режим КТО был снят. И вот… полыхнуло на Кизлярщине.

В 7 часов утра 21 июня в лесном массиве, возле села Кузнецовка, завязалась перестрелка между группой боевиков и бойцами Центра специального назначения (ЦСН)УФСБ и ВВ МВД РФ. В ходе короткого боя смертельные ранения получили двое спецназовцев. Ещё три их товарища, а также шесть военнослужащих ВВ с ранениями были доставлены в больницу Кизляра. В окрестностях сёл Кузнецовка, Большаковка, Кохановка и Карабоглы был введён режим КТО. Подтянулась тяжёлая бронетехника (танки Т-90) и штурмовая авиация (вертолёты МИ-24 «Крокодил»), а также бойцы специальных огневых групп (СОГ) Кизлярского, Ногайского, Бабаюртовского и Тарумовского райотделов. На подмогу выдвинулись и подразделения внутренних войск, дислоцированные в Ханкале (Чечня). Общая численность задействованных в КТО силовиков – 2,5 тысячи человек. До наступления ночи блокированный квадрат обстреливали вертолёты и заградительные отряды автоматчиков, затем операцию приостановили до утра. Ночью заданный квадрат с разных позиций продолжали обрабатывать только танки и пулемётчики. В 01:30 прекратили огонь и они.

По строгим расчётам собеседника «ЧК» в Кизлярском районе, «двадцатьчетвёрки» совершили 47 боевых вылетов. Каждый МИ-24 несёт в себе 74 управляемые ракеты и 8 бомб малого калибра, 2 крупнокалиберных пулемёта (12,7мм) и 2 пушки (23 мм и 30 мм). То, что после такой огневой обработки окружённые не понесли серьёзных потерь объясняется вероятной выучкой и полевой подготовкой боевиков, наличием хорошо укреплённых блиндажей долговременного пользования. Придерживаются этой версии и сами правоохранители.

А в 2 часа ночи… боевики тремя группами пошли на прорыв блокады. По всей видимости, силовики не ожидали такого хода и были совершенно не готовы к нему: так на месте погибли ещё три спецназовца ВВ, столько же получили ранения.

К утру просочилась информация о том, что боевикам удалось прорвать кольцо оцепления и уйти, хотя до рассвета всю оцепленную территорию сканировали тепловизорами (прибор для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности).

По разным данным, в отряде от 12 до 30 боевиков во главе с лидером кизлярской диверсионной группы Ахмедом Идрисовым. Предполагается, что к группе Идрисова могли примкнуть и несколько боевиков из Чечни. В Введенском и Шалинском районах соседней республики в эти дни как раз проходят крупные контртеррористические операции. Возможно, в Кузнецовке заблокировали часть тех, кто полагал временно отсидеться на территории Дагестана. Данные о потерях боевиков противоречивы. По разрозненным сообщениям информационных агентств и пресслужб правоохранительных органов – от трёх до пяти человек, хотя обнаружить и вынести из леса силовикам удалось только тела двух из них. Личности пока не установлены.

Между тем жизнь нескольких сёл Кизлярского района (бассейн реки Таловка – левобережного рукава Терека) полностью парализована. Сразу после введения режима КТО, жителей сёл Кузнецовка, Кохановка и Большаковка спешно вывезли в чистое поле, где они продолжают ютиться третьи сутки. Житель Кузнецовки, представившийся Абдуллой, рассказал «ЧК» следующее: «Всё село выгнали в поле. Никто даже не спрашивает, как у нас дела. И глава села тоже. Мы ничего не успели взять с собой. В селе только силовики. Они мародёрствуют в домах. А тут даже детям есть и пить нечего». По оценкам местных жителей, под открытым небом сейчас находятся свыше 4 тысяч человек.

Отреагировали на происходящие в Кизлярском районе события и интернет-сайты, поддерживающие боевиков. Ресурс «Кавказ-центр» сообщает, что данные о потерях со стороны силовых структур сильно занижены. Собственных данных сайт, впрочем, не приводит.

Несомненно, боевики, отражающие (небезуспешно) в течение двух суток удары авиационно-бронированного кулака, хорошо подготовлены. Выявилось и то, что с ними трудно справляются даже самые натренированные спецназовцы ЦСН УФСБ и ВВ МВД.

На момент выхода номера в печать военные действия в Кизлярском районе не прекращались.

Номер газеты