[ Водка, проректор и менталитет ]

В среду, 12 ноября, под председательством президента РД прошло первое заседание Совета по противодействию коррупции. В заседании принял участие заместитель полпреда президента РФ по ЮФО Владимир Жуков.

После вступительной речи Муху Алиева, в которой он цитировал Дмитрия Медведева, началась серия докладов членов Совета. Сначала министр юстиции Азади Рагимов ознакомил присутствующих с проектом республиканской целевой программы (РЦП) по противодействию коррупции. В частности, среди её задач значились «оценка существующего уровня коррупции» и «формирование сознания нетерпимости по отношению к коррупции». Были предложены и способы достижения этих задач, такие как организация антикоррупционной пропаганды и принятие ведомственных антикоррупционных планов. Замполпреда поинтересовался у министра, оценивался ли уровень коррупции перед разработкой программы. Рагимов ответил, что нет, данные же, которые имеются у правоохранительных органов, – не систематизированы. А федеральный инспектор Василий Колесников возмутился сроком в полгода для создания внутриведомственных планов борьбы с коррупцией, посчитав, что для этого хватит и квартала.
В докладе председателя Счётной палаты РД Малика Баглиева было отмечено, что основные нарушения, выявляемые его ведомством, – это неэффективное использование бюджетных средств, но законом не предусмотрен возврат таких средств в бюджет, впрочем, как и ответственность за это должностных лиц. Поэтому СП РФ выступила с инициативой о введении такой ответственности. Изрядная доля критики досталась и муниципальным образованиям, которые не возвращают долги в республиканский бюджет и допускают нарушения в сфере землепользования, например, не взимая земельного налога. Баглиев заявил, что в качестве антикоррупционной меры в закон о Счётной палате РД будут внесены дополнительные ограничения для её председателя, заместителей и аудиторов.
Затем слово предоставили главе МВД Адильгерею Магомедтагирову.Он сообщил о создании спецотдела по борьбе с оргпреступностью и коррупцией и перечислил лиц, привлечённых к ответственности за получение взяток, среди которых были: проректор ДГСХА, замначальника межрайонной налоговой инспекции, декан факультета филиала ДГПУ, директор школы и начальник отдела Минсельхоза. Министр отметил некачественный сбор материала в отношении фигурантов этих дел. Также он посетовал на то, что граждане очень редко обращаются с заявлениями по поводу вымогательства взяток, и заверил, что все заведённые дела – это заслуга милиции. О высокопоставленных коррупционерах Магомедтагиров сказал, что они недосягаемы для правоохранителей. Муху Алиев поинтересовался, сколько нечистых на руку милиционеров задержано. Министр назвал цифру 45, но тут же сделал выпад в адрес судебной системы республики, пожаловавшись, что ни один из милиционеров-коррупционеров не осуждён: «Мы – задерживаем, суд – отпускает».
Президент, ссылаясь на ВЦИОМ, сказал, что, по мнению народа, наиболее подвержены коррупции работники правоохранительной, образовательной системы и системы здравоохранения. «Настоящей работы вы, Адильгерей Магомедович, не ведёте и никто не ведёт. Духу не хватает бороться с коррупцией в алкогольной сфере и сфере ГСМВинно-водочный завод работает: сколько свадеб в день бывает, и на каждой из них – неучтённая водка». Магомедтагиров пытался парировать слова президента, сказав, что проверки винзавода не выявили нарушений в его деятельности.
Премьер-министр Шамиль Зайналов говорил о махинациях во время выплат компенсаций ущерба вследствие чрезвычайных происшествий, сказав, что жертв стихийных бедствий становится всё больше.
Перед заключительной речью президента слово взял Владимир Жуков. Он выразил надежду, что коррупционеры будут найдены и среди высших должностных лиц республики, и удивился, почему в проекте РЦП по противодействию коррупции не указано ответственное лицо за её реализацию.
Итог заседанию подвёл Муху Алиев: «Прокурор республики говорил, и министр внутренних дел сегодня говорит, что у нашего народа менталитет коррупционный. Нет такого. Народ хочет справедливости, иначе на моё имя не приходило бы несколько тысяч писем в год. Хочу ещё раз сравнить Ставропольский край и Дагестан: при равных условиях у нас налогов в 10 раз меньше. Просто у нас нет таких хороших чиновников, как там. У нас нет ни одной чистой сферы»!
Номер газеты