[ У разбитого металла ]

Позавчера на сайте СКФО.РУ стартовала онлайн-конференция начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу Сергея Ченчика. Непосредственное общение с генерал-полковником состоится 27 сентября. Судя по всему, львиная доля вопросов жителей всех республик будет связана с оперативной обстановкой в регионе.

Предваряя общение с Сергеем Ченчиком, на этой неделе его подчинённые обнародовали статистику проведённых за 8 месяцев текущего года контртеррористических операций (КТО) на Северном Кавказе. По их данным, всего проведено 1604 спецопераций, в результате которых убито 279 боевиков, в том числе 37 лидеров. Задержано 317 активных членов подполья, из них – 4 лидера. Сдались властям 13 боевиков и их пособников. За тот же период в регионе произошло 275 происшествий, среди которых 174 обстрела, 88 террористических актов и 62 боестолкновения. В результате погибли 57 человек, более 160 получили ранения. Подразделениями прикомандированных федеральных сил при поддержке региональных силовых структур проведено 69 контртеррористических операций: в Дагестане – 43, Чечне – 7, Кабардино­Балкарии – 8, Ингушетии – 6, Карачаево­Черкесии – 3, Северной Осетии – 1 и в Ставропольском крае –1.

Тем временем статистам Главка придётся серьёзно подкорректировать количество проведённых КТО и, как следствие – жертв вооружённого противостояния. Далеко не спокойно и в соседних субъектах. 18 сентября в Сунженском районе Ингушетии прошла крупная спецоперация правоохранительных органов, в результате которой убито пятеро боевиков. Впрочем, как показывает практика, количество боестолкновений в нашей республике как минимум в два раза больше, чем во всех остальных соседних субъектах вместе взятых. 

Всю минувшую неделю в разных районах Дагестана проводились контртеррористические операции правоохранительных органов. По их итогам силовики объявили о нейтрализации восьми боевиков, в том числе и двух амиров.

Последний инцидент произошёл в Кизилюртовском районе в среду ночью. Четверо неустановленных лиц, угрожая оружием, остановили возле села Нечаевка автомашину Hyundai Accent, принадлежавшую местному жителю. Связав и пересадив его на заднее сиденье, они поехали в сторону Султанянгиюрта и на ходу из автоматов обстреляли контрольно­заградительный пост. Один полицейский получил ранение в ногу. Огонь в ответ и последовавшее преследование положительных для силовиков результатов не дали. Через полчаса иномарка с владельцем были обнаружены на берегу Сулака. Схожий с этим инцидент днём ранее произошёл и в Хасавюртовском районе. Как свидетельствуют местные жители, во вторник вечером недалеко от села Ичичали автомобиль «Приора», в котором находилось четверо молодых людей, врезался в дерево. Проезжавший мимо житель села Сивух остановился, чтобы оказать помощь. Как только он подошёл к разбитому авто, один из пассажиров, угрожая оружием, потребовал ключи от машины, после чего все четверо сели в неё и скрылись. Наш источник в районе говорит о ещё как минимум двух подобных эпизодах. Отметим, что два года назад в Хасавюрте уже был всплеск угонов «Приор», в основном – белых.

Очередная стрельба – в среду в Буйнакске. В микрорайоне «Дружба» застрелен рядовой контрактной службы, Тимурлан Арслангереев. По словам очевидцев, он был в гражданской форме и без оружия. По нашим данным, Арслангереев был близким родственником бывшего военного комиссара Буйнакска.

А накануне в Хасавюрте, на территории автовокзала, был застрелен Камалудин Хасаймирзаев, опознанный позднее как член местной диверсионной группы. Согласно данным сайта МВД РД, он открыл огонь по силовикам, когда те потребовали предъявить документы, но был убит ответным огнём. По словам очевидцев происшествия (дело было в 16:25), Хасаймирзаев начал отходить в сторону улицы, когда по нему начали стрелять. Стрелял ли он первым, источник не помнит.

 

Брат за братом

 

Боестолкновение между членами подполья и силовиками произошло в субботу в Цунтинском районе. В селе Хутрах, в подвале одного из домов, сотрудники пограничного управления ФСБ РФ и Внутренних войск МВД заблокировали группу боевиков. Они отказались сдаться. Бой начался практически сразу же после объявления режима контртеррористической операции. По данным Национального антитеррористического комитета (НАК), было убито пятеро боевиков: лидер цунтинской группы Гамзат Магомедов, Осман Алиев и братья, Малач, Асланбек и Магомед Магомедовы. Штурм вёлся со всех сторон дома, возможно, поэтому и силовики понесли большие потери – четверо полицейских получили ранения. Один из них, Артём Гармаш, сотрудник отряда особого назначения МВД из Адыгеи, позднее скончался в больнице. В самом подвале были найдены 6 самодельных бомб, 2 пояса шахида и 5 мешков с аммиачной селитрой. НАК предполагает, что убитые были причастны к посягательствам на жизнь правоохранителей, поджогу школы 31 мая в селе Цебари и убийству учителя физкультуры Заурбека Газимагомедова в тот же день. 

НАК на прошлой неделе доложил ещё об одной успешно проведённой спецоперации. 13 сентября в лесном массиве около сёл Шаумян и красный Восход Кизлярского района была обнаружена группа вооружённых людей в камуфляжной форме. Попытка блокирования квадрата спровоцировала перестрелку. В результате боя двое из них были убиты, остальным, по всей видимости, удалось уйти. Их опознали как Оки Нажмудинова (Билал), лидер кизлярской диверсионной группы, уроженец Хутраха и Алиасхаба Магомедова. Силовики убеждены, что они были причастны к двойному террористическому акту в Кизляре в мае 2010 года. Помимо этого, Нажмудинову инкриминируют убийство учителя школы­интерната села Черняевка, Абуталима Газимагомедова.

Напомним, что брат Оки – Сахратулла Нажмудинов (Пуштун) – также долгое время находился в лесу (убит во время спецоперации в Буйнакске, в прошлом году).

 

Не в этом беда…

 

18 сентября в Хасавюртовский РОВД с повинной явились трое молодых жителей села Бамматбекюрт, больше известный как Бандит­Аул. По данным силовиков, они с мая по июль текущего года пособничали активным членам подполья – Руслану Мусхаджиеву и Рустаму Хаманаеву: предоставляли информацию, помещение и покупали автомобили. Именно обстоятельство сдачи ребят стало поводом для проведения в селе выездного совещания руководства Хасавюрта и городских силовых ведомств. Однако после коротких выступлений родителей сдавшихся ребят приоритеты собравшихся людей резко изменились. На первый план вышли социально­экономические проблемы сельчан: нехватка социальных объектов, экология и дефицит земли. Мэру Хасавюрта Сайгидпаше Умаханову пришлось изрядно потрудиться, чтобы взять на карандаш все озвученные вопросы и уговорить электорат смело обращаться в правоохранительные и контролирующие органы. «Если бы решались наши социально­экономические проблемы, то не стоял бы вопрос с уходом молодёжи в лес», – резюмировал результаты встречи один из местных жителей…  

Номер газеты