Ночь длинных виражей

Во вторник, 7 июня, мэр Махачкалы Муса Мусаев сделал заявление по поводу нашумевшего в последние дни инцидента с участием своего сына. Тем самым градоначальник развеял сомнения вокруг причастности отпрыска к потасовке с сотрудниками полиции 31 мая.

Напомним, 22-летний сын Мусы Мусаева, Бадрудин, угодил в неприятную историю ночью на пересечении улиц Гамзатова (Ленина) и Ярагского. «Сотрудники полиции остановили автомашину «Мерседес-Гелендваген» для проверки документов. Водитель автомобиля отказался предоставлять документы, а находившиеся вместе с ним неустановленные лица спровоцировали конфликт с сотрудниками дорожно-патрульной службы и, применив насилие в отношении них, скрылись с места происшествия», – сообщило спустя почти неделю, 6 июня, Следственное управление СКР по РД. Эта сухая формулировка была переведена на обывательский язык после размещения любительской видеосъёмки в Интернете. Ночь, тем не менее, не скрывает реального конфликта группы молодых людей с полицейскими, тем более – шквала нецензурных слов. Явственно при этом, что дело периодически доходит до локальных стычек с применением рук, включая и в отношении сотрудников МВД.

Известно, что Мусаев-младший, управляя иномаркой, в которой находились и его друзья, позволил себе крайне рисковые виражи (дрифт – занос автомобиля на высокой скорости «ЧК»), чем и привлёк внимание правоохранителей. В ходе инцидента полицейские сумели посадить лихача в служебную машину, но подоспевшие друзья попытались вывести его оттуда, чем ещё больше накалили ситуацию. По некоторым сведениям, в результате потасовки один из полицейских даже сломал палец. Кроме того, отмечается, что разгорячённые ребята попытались отобрать у полицейского табельный пистолет. Тем не менее Мусаева доставили в отдел, однако через несколько минут отпустили. По неподтверждённым сведениям, задерживать сына мэра не стали после высокопоставленного звонка из МВД республики. С другой стороны, полицейские знали о родственной принадлежности Бадрудина ещё в момент инцидента, поскольку он несколько раз угрожающе повторял, чей он сын.

Материалы этого дела сейчас переданы в следственные органы, где решается вопрос, привлекать или нет участников конфликта к уголовной ответственности.

По всей видимости, предельная раскрутка темы в СМИ и социальных сетях, усиливающих девиантное поведение сына, вынудила Мусу Мусаева выступить с заявлением. Текст в первичной редакции: «В последние дни в социальных сетях активно обсуждается происшествие с участием моего сына. Мне, как и любому отцу, крайне неприятно осознавать вовлечённость своих детей в какие бы то ни было конфликты, тем более на территории моего родного города. Вдвойне неприятно видеть, как некоторая аудитория социальных сетей так и норовит пошить ткань белыми нитками, при этом не вникая в суть происходящего и даже не пытаясь установить причинно-следственную связь в этом конфликте. Каждый должен отвечать за свои поступки с позиции обычаев наших предков и устоявшихся в Дагестане принципов справедливой морали. Закон и правила поведения никому не дозволено нарушать, в том числе и представителям моей семьи. Инцидент будет рассмотрен правоохранителями с точки зрения существующего законодательства, и будет дана всесторонняя правовая оценка сложившейся ситуации. Я лично, а также никто из членов моей команды ни в коей степени не намерены вмешиваться в ход следственных мероприятий и препятствовать их объективным итогам. Перед Законом все равны».

Впрочем, маловероятно, что Бадрудин Мусаев и его друзья понесут сколь-нибудь серьёзное наказание. Правда, не менее очевидно и то, что полицейские при подобном конфликте с менее «статусными» лихачами действовали бы куда более решительно, вплоть до упредительного применения табельного оружия.Тем не менее следствие возбудило уголовное дело (пока только по факту) применения насилия в отношении сотрудников ДПС. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).

 

Ещё один сынок

 

Весьма показательный и в какой-то степени схожий дорожный инцидент с участием дорогостоящего «Гелендвагена» произошёл в Москве 23 мая. Сын старшего вице-президента «Лукойла» Азата Шамсуарова, Руслан, со своими друзьями на большой скорости двигался по городу, игнорируя требования сотрудников ГИБДД остановиться. Тем не менее полицейским удалось остановить хулиганов. Впоследствии в их отношении несколько раз возбуждалось и отменялось уголовное дело. История так нашумела, что отреагировал даже генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Выступая на заседании Государственной думы, он призвал изменить нормы Уголовного кодекса о хулиганстве. «Мы сегодня имеем такую норму статьи «Хулиганство», которую очень трудно применять на практике. Мы пытались формировать судебную практику ещё с 2013 года. По совершенно диким случаям суд оправдывал обвиняемых. Прокуроры действуют в рамках такого закона, который принят», – заявил прокурор.

 

Комментарий «ЧК»

 

Безусловно, подобное поведение людей, особенно если они являются отпрысками высокопоставленных чиновников и влиятельных политиков, вызывает куда большее общественное негодование, нередко даже на подсознательном уровне. В гонке, в которой все стремились получить быструю возможность накопить капиталы (и материальные, и политические) и обеспечить своих потомков раз и навсегда, разумеется, есть преуспевшие и запоздавшие. Быстрый рост имущества одних вызывает у остальных граждан ощущение собственного запоздания. Богатые и влиятельные родители ещё 10–15 лет назад не знали, что делать со своими детьми, как защитить их от всего окружающего мира, от бандитов, боевиков… Сначала их запирали за бронированными дверьми и высоченными заборами, однако позже пришло осознание, что такие дети отстают от своих сверстников в развитии, перестают быть конкурентоспособными, лишаются социального иммунитета. И именно опасения, что они не сумеют сохранить нажитые «папины» богатства, вынудили последних не замечать (и даже прикрывать) то, что все вокруг замечали, возмущались, но терпели: «еду как хочу», «отдыхаю как хочу» и «делаю что хочу». Как результат – выросло достаточное количество людей, которых в народе называют «золотая молодёжь», не умеющих что-либо производить и не замечающих взаимосвязи между объёмом работы, заработной платы и производительным трудом. Людей, не представляющих себе обычные, бытовые ценности и рамки социума… ]§[

Номер газеты