[ Час джихадов ]

(Окончание. Начало в №34) Наиболее экзотичным в череде федеральных джихадов считается объявленный главой так называемого Центрального духовного управления мусульман Святой Руси (бывшее Центральное духовное управление мусульман России и стран СНГ) Далгатом Таджуддином против США после вооружённой оккупации Ирака.

Часть религиозных лидеров тогда сочла Таджуддина психически невменяемым, другая высказала мысль, что это «согласованная с ФСБ провокация для выявления молодых радикально настроенных мусульман».

На таджуддиновский джихад последовали и другие реакции, в том числе и из муфтиятов бывшего СССР. К примеру, Председатель Управления мусульман Узбекистана муфтий Абдурашид Бахромов осудил призыв российского коллеги.

Ничего удивительного в поведении среднеазиатского муфтия не было, ибо Узбекистан в те дни являлся ближайшим союзником США по «антитеррористической коалиции» в Афганистане. От Бахромова досталось даже бывшему президенту Ирака, названному в интервью местным СМИ «жестоким и кровавым диктатором».

Впрочем, инициатива Таджуддина получила косвенную поддержку в северокавказском регионе. В тот период по всему Дагестану прошли проиракские митинги, где наряду с другими звучали лозунги о «всемирном военном джихаде против американцев, о гениальности и незаменимости Саддама Хусейна».

Не меньшие казусы вокруг объявления джихада встречались и встречаются в прочих мусульманских государствах. В частности, в Тунисе в своё время один из высокопоставленных руководителей, заявив, что «социально-экономическая отсталость государства может быть преодолена только путём джихада», умудрился предложить отмену поста в святой месяц Рамазан: мол, в голодном состоянии трудно строить «лучезарное будущее». Правда, из-за волны мощных протестов предложение так и осталось частной инициативой.

Достоинство джихада

Слово «джихад» в прямом переводе с арабского языка означает «усилие», «приложение всех сил». Оно – слово – в сурах Священного Корана упоминается 4 раза в форме существительного, а в форме глагола – свыше 20 раз.

Священный Коран подчёркивает, что «верующие только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и усердствовали своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они искренние» (сура ал-Худжурат, 15).

Совершающие джихад пользуются большим преимуществом перед Всевышним: «Те, которые уверовали и выселились, и боролись на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, – выше они степенью у Аллаха: они – получившие успех» (сура ат-Тауба, 20).

Также существуют многочисленные хадисы, подтверждающие аяты Священного Корана.

К примеру, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: однажды Пророка Мухаммада (мир ему) спросили: «Какое дело является наилучшим?» Посланник (мир ему) ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его вновь спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». Пророка (мир ему) снова спросили: «A после этого?» Он ответил: «Безупречный Хадж» (передан Бухари и Муслимом). Формы джихада

По мнению учёных, существуют 4 основополагающих и взаимодополняющих разновидностей джихада: «меча» (военный); «руки» (наказание преступников и нарушителей норм нравственности); «языка» (запрещение порицаемого и поощрение одобряемого, критические высказывания в адрес несправедливых правителей и т. п.) и «сердца» (борьба с собственными пороками).

Уже в наше время делается особый упор на джихаде «пера» (отстаивание общих интересов посредством массмедиа) и «ума» (рациональное использование богатейшего духовного и интеллектуального потенциала религии для преодоления социально-экономической и прочей отсталости).

Компетенция объявления двух первых разновидностей джихада полностью находится в руках законно избранного имама (халифа), который при этом рассматривает все возможные последствия и ресурсы и уммы (общины), и отдельных мусульман.

Прочие формы джихада вменяются последователю ислама в индивидуальной форме.

Таким образом, понятие «джихад» является многосоставным, комплексным, где есть место отличным друг от друга формам служения и поклонения Аллаху.

Вся история мусульманского мира показывает, что заинтересованные силы берут на вооружение те формы джихада, которые более всего соответствуют их интересам в каждом конкретном случае. Поэтому полного единства в толковании джихада и оснований для его провозглашения у религиозных и политических деятелей нет и быть не может вследствие многообразия социально-классовых и политических укладов государств.

Сегодня же идеологические и прочие баталии о джихаде повсеместно идут вокруг двух его разновидностей: «меча» и «сердца».

И это спор без правил, в котором истина перемешена с ложью, ненавистью, попытками примитивного восприятия и вульгарной политизации вероучения для достижения совершенно очевидных целей. Чтобы уяснить суть джихада «меча», необходим несколько утрированный анализ отношения мусульман как к окружающим народам, так и к феномену войны.

Ислам делит внешнее окружение на четыре своеобразные зоны: 1) зона Ислама; 2) зона мира и спокойствия. С её жителями заключаются любые договора. Если ожидается измена, то условия договора отвергаются, но сражение не начинают до тех пор, пока доподлинно не подтвердится факт нарушения двустороннего соглашения; 3) зона покровительства. В эту группу в основном входят монотеисты (люди Писаний), платящие подушный налог; 4) зона войны.

Сами войны делятся на агрессивные, наступательные, превентивные и оборонительные.

Основной целью джихада, по мнению подавляющего большинства учёных, является самозащита и оборона по принципу симметричного, адекватного ответа. В этом случае участие в войне становится обязанностью всех мусульман, независимо от возраста и материального положения. Некоторые религиозные комментаторы дают разрешение на участие в джихаде и женской половине. Исходя из данных предпосылок, почти весь исламский мир сейчас считает легитимным вооружённую борьбу в Афганистане, Ираке и Палестине.

Если же враг приступает к расчленению земель, то следует предпринять решительные действия по его изгнанию до появления желания о перемирии, которое в таких условиях будет навязываться противником.

С точки зрения объекта вооружённой борьбы, различают 6 видов джихада:

1) против явных врагов Аллаха (язычники и угрожающие существованию мусульман и преследующие их);

2) против агрессии извне;

3) против вероотступников таких как лже-пророк Мусайлама;

4) против притеснителей;

5) против разбойников;

6) против монотеистов-немусульман, отказавшихся платить налог в исламском государстве.

Ведение самой войны тоже включает в себя ряд жёстких гуманистических правил, таких как запрет на насилие над пленными, женщинами, детьми, стариками, монахами и т. д.

Гейдар о джихаде

Сама по себе тема военного джихада в настоящий момент не столь популярна в исламских странах. В силу ряда причин (в основном, давление со стороны силовых структур) более актуальным считается борьба индивидуума с собственными пороками.

Обоснование такому поведению найдено и в хадисах.

Считается, что Пророк Мухаммад (мир ему) после битвы у колодцев Бадр, где мусульмане одержали убедительную победу, сказал: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

Здесь под «малым» джихадом подразумеваются боевые действия, под «большим» – духовное самоусовершенствование.

Приведённый хадис очень существенен для немалой части мусульман, ибо показывает всеохватность понятия «джихад», включающий в себя различные способы услужения Всевышнему.

Весьма оригинальный и небесспорный взгляд на грани взаимоотношений джихада «меча» и «сердца» корреспонденту «ЧК» высказал тот же Гейдар Джемаль (Председатель Исламского Комитета России. – Прим. ред.): «Основная концепция джихада, сведённая к одной борьбе с внутренним «эго», оставляя в стороне прочие формы джихада – опасные идеи нынешних клерикалов, примитивных ритуалистов, конформистов всех мастей и властьпредержащих, ибо игнорируется активное начало в исламе. Эти люди упускают из виду, что в современном мире существует реальная борьба и реальная система угнетения и тирании, что везде льётся кровь мусульман.

А Священный Коран и Сунна призывают к борьбе против притеснения и деспотизма.

Достоверные религиозные источники красноречиво свидетельствует, что эксплуатация, угнетение является наихудшим проявлением неверия, и джихад есть противодействие именно насилию, но ни в коей мере не самоусовершенствование. Борьба со злом, по-моему, вне себя является приоритетной задачей любого последователя ислама.

Нужна революция. И она обязательно грянет, несмотря на провокации, репрессии, тотальную ложь, беззастенчивую дезинформацию, бомбардировки и расстрелы – все жёсткие меры, которые судорожно предпринимают «сильные» мира сего». ]§[

Номер газеты