[ Когда пушки молчат ]

12 ноября в Центральном Доме художника на Крымском Валу состоялось открытие выставки «Ковчег», на которой представлены работы осетинских, московских и дагестанских художников, принимавших участие во II Международном художественном симпозиуме «Аланика-2008». Дагестан на симпозиуме и на выставке в Москве представляли Зайнутдин Исаев и Апанди Магомедов.

То, что художники называют академичным словом «симпозиум», на самом деле происходило не в душном зале с трибуной, а в живописном, воспетом ещё Визбором горном ущелье Цей в Северной Осетии-Алании. Сюда в августе 2008-го съехались художники, скульпторы и эмальеры, чтобы преобразовать свою творческую энергию в конкретные произведения искусства на конкретную тему – «Ковчег».
Куратор Международного симпозиума «Аланика-2008» Владимир Мигачев называет его уникальным: «Сегодня проводится много подобных мероприятий и по всему миру, и у нас в России. В подавляющем большинстве случаев они организуются на средства частных спонсоров. Осетия единственная инициировала и профинансировала это масштабное культурное мероприятие на республиканском уровне. Правительство Северной Осетии-Алании терпеливо выстраивает среди непростой повседневности устойчивые островки гармоничного пространства в культуре, туризме, бизнесе…»
На открытии выставки «Ковчег» в ЦДХ выступал председатель правительства республики СО-Алания Николай Хлынцов. «Выдающийся дирижёр современности Валерий Гергиев и участники симпозиума «Аланика» показали всем, что именно культура, искусство необходимы человеку, когда хаос и безумие заволакивают тьмой вражды наше общее прошлое, настоящее и будущее», – сказал он. Присутствовала тут и солидная делегация Постоянного представительства Северной Осетии-Алании в Москве. Такое подчёркнуто уважительное отношение к искусству со стороны властей, готовность поддерживать и, что называется, вкладываться в арт-проекты у дагестанских художников вызывает изумление. Они невольно сравнивают и понимают, что современное искусство ещё не скоро станет визитной карточкой родного Дагестана.
«Атомосфера на симпозиуме была необыкновенно комфортной, дружеской, творческой, располагающей, – говорит Апанди Магомедов. – В те августовские дни, когда мы спокойно творили в ущелье Цей, произошли трагические события в Южной Осетии. И 9 августа «Аланика» провела художественную акцию «Искусство против войны». Все мы расписали яркими красками огромное количество калек и задрапировали ими артиллерийское орудие».
Фотодокументация этой акции впечатляет. Бесконечные простыни, заполненные орнаментами жизнерадостных цветов и сюжетов, бесконечные цепочки людей, которые их раскрашивают, а потом держат как транспаранты. И пушка, закамуфлированная художниками, которая даже на фоне грозных скал и тумана выглядит крайне дружественным и симпатичным арт-объектом.
Впечатляют и выставленные в Москве плоды усилий участников симпозиума. Кураторы утверждают: по его окончании выяснилось, что во многих работах, эскизы к которым были заранее оговорены, проступили символические тексты войны в Южной Осетии и Абхазии. «Современное искусство ещё раз доказало, что не сюжетная трактовка, а дух произведения откликается на окружающую реальность, передавая её сокровенные смыслы», –  констатирует роскошный буклет «Аланики-2008».
Зайнутдин Исаев, который в Осетии учился и чувствует себя там как дома, выставил в ЦДХ экспрессивную работу под названием «Ожидание». А Апанди Магомедов – рельефы из цикла «Фрагменты из воспоминания», совершенно необыкновенные «Чётки» (дерево, металл) и инсталляцию «Ковчег».
Номер газеты