[ Нелегальное искусство ]

Пожалуй, из всех модных течений изобразительного искусства, которые подарил нам двадцатый век, граффити – самое яркое, эпатажное и… массовое.

У многих из художников граффити нет за плечами ни академии искусств, ни даже школьного кружка рисования. И вряд ли вы встретите райтера – а именно так называют их, – на какой-нибудь светской вечеринке. Райтеры – простые мальчики и девочки с улиц больших городов. И пусть кто-то спорит о том, стоит ли называть наскальную живопись каменных джунглей искусством. Граффити завоевало миллионы поклонников по всему миру. Мне кажется, это даёт ему право быть вписанным в историю городской культуры.

Рисунки граффити появились и в Махачкале. Я видела их и на проспекте Ленина, и в пятом посёлке, на улице Ярагского напротив «Пассажа». Правда, они, на мой взгляд, ощутимо отличаются от райтеровской «классики». Что ж, дело практики.

Те, кто полагает, что граффити появилось и сформировалось одномоментно, ошибаются. В большинстве справок по нему время и место старта течения обозначены как Нью-Йорк, конец шестидесятых. Говорят, именно тогда тинэйджер Деметривс стал изрисовывать стены нью-йоркского метро своим творческим псевдонимом TAKI 183. Вскоре у Деметривса появились последователи. Вначале их «произведения» не отличались ни оригинальностью подписей, ни пристойностью содержания. Затем первая волна этих новоявленных райтеров сошла на нет, остались лишь энтузиасты. Энтузиасты наводнили городские подземки и нищие окраины городов в поисках каменных «полотен» для своих рисунков. В их среде начинает приобретать особую важность цвет, размер букв, а также степень их «закрученности». Они же устраивали между собой своеобразные стилевые войны. Говорят, в них ломались не только пластиковые баллончики с краской, но и райтеровские носы. Модным стало выписывать свои имена в 3D, проще говоря, делать их трёхмерными. Причём часто в буквы «вставлялись» какие-либо предметы, а то и просто фантастические закорючки. 3D-граффити считаются самыми сложными в исполнении, и пока я таких в Махачкале не видела. А когда граффити заявило о себе в полную силу, был снят фильм о райтерах и выпущены буклеты. Их и сейчас можно встретить на прилавках.

Граффити стало частью культуры больших городов мира. И всё же бывало не раз, когда полицейский или милиционер, хозяин стены или просто отец граффитимана ловили его «на месте преступления».

Как правило, для представителей закона – и государственного, и домашнего, – граффити есть искусство нелегальное, но сами райтеры называют его способом выражения, или даже лучше – обнародования своих мыслей. Как и у всякого течения, у граффити тоже есть свои «теоретики». Они выделили три основных стиля написания своих мыслей на стене:

1. Wild Style – в этом стиле значение фразы или слова – не самое главное, как правило, граффити трудно читаемо. Главное здесь – красота.

2. Bubble Letters – наиболее простой и наиболее распространённый стиль. Часто буквы похожи на пузыри.

3. Ex/Daim Style – считается самым сложным стилем. Буквы трёхмерны, и создаётся ощущение, что ты можешь потрогать их. Три стиля нелегального искусства… Не мной замечено, что больше всего граффити-рисунков в крупных или растущих городах, а не в провинции. Быть может, это связано с тем, что в них люди более разобщены. Мне интересно, знают ли в Махачкале друг друга семьи, живущие на соседних улицах. Пожалуй, пока да. Но наш город тоже растёт. А в толпе большого города всегда хочется выделиться. Думаю, Деметривс это знал.

Так что же есть граффити? Только ли это попытка выразить самое себя, казаться как можно более импозантным? А может, это вызов молодого всему легальному, приторно-правильному, просто чёрствому миру?… Если бы я была райтером, то видела бы в зажатом в руке баллончике с краской возможность хотя бы чуть-чуть сделать ярче окружающий меня мир. Наверное, правы те, которые говорят, что граффити-рисунку не место на центральных улицах города. Но как много хотя бы в нашей Махачкале скучных серых дворов, унылых и грязных улиц, ржавых составов, убогих, по-сиротски неприбранных стен… И, возможно, это запретное искусство даже желаемо для них?! Думаю, дворнику стоит подумать, прежде чем изгонять бедного райтера из махачкалинских окраин. И потом, как знать, может тот изобретёт новый стиль. Что-то вроде Dagi-town. ]§[

Номер газеты