[ Панисламизм в политической жизни Дагестана начала ХХ века ]

С началом первой мировой войны Россия, вступившая в неё совместно с государствами Антанты – Англией и Францией, преследовала и свои интересы на Чёрном море, что неизбежно сталкивало её с Турцией.

Большая политика Турции

Без объявления войны Турция, выступившая на стороне Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и стремившаяся вернуть утраченные позиции на Кавказе и в Крыму, совершила нападение на черноморские порты России. Используя пропаганду пантюркизма и панисламизма, которую Турция проводила на Востоке, Германия, выдававшая себя за «выразителя дум и чаяний мусульманских народов», стремилась вызвать волнения мусульман Кавказа против российской администрации. Накануне войны Кавказ и, в частности, Дагестан был наводнен агентами Германии и Турции.

Находясь в союзе с Германией, Турция имела и свои планы в отношении Кавказа. В высших турецких кругах «надеялись, что им удастся с помощью пантюркистской и панисламистской пропаганды поднять мусульман России, прежде всего Кавказа, на «священную войну» и добиться присоединения к Турции мусульманских провинций Российской империи. С этой целью глава мусульманского духовенства в Турции Хейри Эфенди 11 ноября 1914 г. в мечети «Фатих» в Стамбуле в своих пяти фетвах призвал «весь исламский мир подняться на священную войну против государств Антанты». В этих же целях на Кавказ были тайно переправлены 60 турецких офицеров». Царские власти были явно обеспокоены подобным «вниманием» и «интересом» Турции к Кавказу.

Начало войны и турецкую пропаганду в Дагестане встретили по-разному. Активность проявляли местные пантюркисты, но в целом призыв протурецких элементов выступить в защиту единоверной Турции был встречен без особого энтузиазма. Даже власти вынуждены были признать: «В широких мусульманских массах сочувствие» к Турции «чисто идейное, среди некоторой части интеллигенции и духовенства сочувствие это практически выражается».

В итоге попытки турецкого командования достичь успехов, настроив мусульманское население Дагестана против России, потерпели неудачу. К тому же, в 1915 г. русская армия начала успешные наступательные действия на Кавказском фронте, нанеся ряд поражений турецким войскам.

Тем не менее, внимание к настроениям мусульманского населения Дагестана со стороны царской администрации на Кавказе продолжало быть повышенным. Властями проводилась определённая работа по сбору сведений о настроениях мусульман данного региона. Полиция в Дагестанской области установила строгую слежку за деятельностью местного мусульманского духовенства, религиозных школ, отдельных деятелей.

Стандартная форма – «панисламизм»

В российских архивах сохранилось довольно большое количество документов, свидетельствующих о панисламистской пропаганде на Кавказе в 1-й трети XX века. Любому движению кавказских горцев (национально-освободительное, крестьянское, революционное и др.) российские спецслужбы приписывали стандартную форму – панисламизм. Каждого иностранца, прибывавшего в Россию из мусульманских стран, охранка подозревала в пропаганде панисламизма. В деле того или иного «турецкого эмиссара» описывались все его действия и передвижения по территории Российской империи. Подобные эмиссары являлись проводниками панисламизма, пропагандирующего объединение всех мусульман под эгидой турецкого султана. После низложения последнего (апрель 1909 г.) подобная политика Турции продолжалась пришедшими к власти младотурками, которые «выдвинули великодержавную идеологию «османизма»: всё население Османской империи, без различия религии и национальности, в силу своего якобы равноправия будто бы составляет «единую османскую нацию». В чём же заключается суть панисламизма вообще?

«Панисламизм – религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце XIX века. В панисламизме отразились попытки соединить освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл. В Османской Турции и некоторых других странах, население которых исповедует ислам, правящие феодальные и буржуазные круги использовали панисламизм как орудие своей реакционной политики…» Некоторые данные по существу вопроса можно получить в одном из дел охранного отделения Туркестанского края, где говорится, что «строго определённой программы и тактики панисламисты не выработали. Ближайшая задача их – политическая борьба с ныне существующим в империи государственным строем, который является в глазах панисламистов главной препоной к национальному самоопределению магометан».

Кроме того, «панисламистское движение среди тюрко-татарских народов в России на некоторых этапах своего развития влияло, а иногда и определяло пути и характер панисламизма других, так называемых мусульманских стран». Особенно пристальное внимание царской охранки было к прибывшим «эмиссарам» на Кавказ, в Среднюю Азию, в татарские регионы. Нижеприведённый документ из собрания Центрального государственного архива Республики Дагестан представляет непростую политическую ситуацию в Дагестане и нескрываемую озабоченность со стороны властей.

Совершенно секретно Записка №1 Сведения начальника Бакинского губернского жандармского управления.

Агентура «Омар». Дата получения сведений 3 января. Кто принял сведения от агентуры – ротмистр Матегорин.

Сущность сведений

По поводу настроения в настоящее время мусульман Кавказа необходимо отметить, что внимание их главным образом сосредоточено на вопросе о проведении в жизнь распоряжения о призыве мусульман на военные работы.

В этом направлении особенно остро реагируют мусульмане Северного Кавказа, в частности мусульмане Дагестанской и Терской областей. По сведениям, между последними состоялось соглашение, по которому они обязались ни в коем случае людей на работы не давать, и в случае насилия со стороны властей оказать вооружённое сопротивление, взаимно поддержав друг друга.

Особенно тревожное состояние отмечается в Терской области. На почве призыва на работы среди мусульман Терской области наблюдается особенная ненависть к русским, характерным показателем коей является ходячее среди мусульман выражение, что они готовы даже «сосать кровь русских».

По сведениям, в Терской области якобы имеется комитет по организации восстания, который субсидирует всех мусульман деньгами для приобретения оружия. При выдаче этих денег отбирается присяга, что ни на какие другие нужды эти деньги не будут израсходованы. Спокойствие в Терской области, по сведениям агентуры, «висит на волоске».

По тем же сведениям, настроение Дагестана менее острое и таковое могло бы свестись даже к полной лояльности, если бы препятствием к этому не служила местная администрация. Вся почти администрация Дагестана, начиная с низших чинов и кончая самим губернатором, князем Георгием Дадешкелиани, занимается в самых широких размерах взяточничеством, и широкие поборы в этом направлении, развившиеся за время состояния в должности губернатора князя Дадешкелиани, крайне возбуждают коренное население Дагестана. В связи с этим имя бывшего губернатора генерал-лейтенанта Вольского Сигизмунда вспоминается теперь мусульманами с особой любовью и уважением, и управление его областью ставится ныне как пример справедливости и заботливого отношения к нуждам местного населения. Означенное обстоятельство в связи с ожидаемым призывом на военные работы является одним из главных подспорьев к возникновению брожения среди мусульман.

Самыми влиятельными и популярными деятелями мусульманского движения в Дагестане считаются Нажмуддин Эфенди (известный также под фамилией Гоцинский), Таджаддин Эфенди (правильно: Джамалуддин Хаджи Мамаев (?-1947). – Д.Х.М.) – житель селения Карабудахкент и некий Мулла Али Лау в Акушах (правильно: Акушинский Али Хаджи (1847-1930). – Д.Х.М.). К голосу их прислушивается весь Дагестан, и от решения их главным образом зависит то или иное направление политических воззрений местных мусульман. В настоящее время наиболее назревшими вопросами жизни, в смысле чаяния мусульман, являются следующие:

1. Уравнять мусульман во всех правах гражданства с русскими.

2. Преподавание в школах на родном языке.

3. Открытие средне-учебных заведений на родном языке.

4. Изъятие «вакуфных» сумм (суммы по различного рода завещаниям) из ведения МВД и передача их в руки местных Шейх Уль Ислама и Муфтиев.

5. Назначение всех духовных мулл, кадиев, муфтиев и Шейх Уль Ислама по выбору.

6. Иметь представителей мусульман в Государственном совете.

7. Иметь депутатов от мусульман Туркестана и Киргизов в Государственной Думе.

8. Предоставить всем русско-подданным мусульманам приобретать недвижимость в туркестанском крае.

9. Возвратить все земли, отобранные в пользу русских поселенцев у туркмен, обличённых в минувшем году в мятеже против правительства.

10. Предоставить широко пользоваться разрешениями для поездок на богомолье, т. к. в Коране сказано, что «иннемель муг минуне их увэ тунь», т. е. в переводе: «действительно все правоверные братья».

Начальник Бакинского губернского жандармского управления полковник Сергей Северитовский.

Что сделано

Означенные сведения при совершенно секретном письме донесены Помощнику по гражданской части Наместника Его Императорского величества на Кавказе и директору Департамента полиции по особому отделу от 12 января 1917 г. за №1-2.

Сведения препровождены для разработки помощнику начальника Бакинского губернского жандармского управления в Дагестанской области от 19 января 1917 г. за № 402. (ЦГА РД Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. С. 71, 71 об., 72.) ]§[

Номер газеты