[ И совсем не тупые ]

Существует такое мнение: человек молодец, если он родил сына (дочку тоже можно), посадил дерево и построил дом. Для многих – и плюс побывать в Америке.

Мой восьмидневный опыт общения с Америкой оставил в живых лишь одно ощущение: это другой мир! Американцы – нормальные и хорошие люди, и не прав Задорнов, что они тупые, – этого добра везде хватает. Тупые и ограниченные попкорном люди не могут быть щедрыми и великодушными, заботливыми и добрыми. Может, мне повезло, но это я испытала на себе. Да и каждый может испытать, если, приехав в Америку, вылезет на время из дома или магазинов и зайдёт в любой музей, библиотеку, культурный или детский центр. Практически всё это создано по частной инициативе конкретного человека и на его же деньги, которые, однажды вложенные лет 100–130 назад в дело, позволяют нам с вами вживую видеть редкого Фра Анжелику, Босха, Ван Гога и вообще почти всё, что создала мировая художественная культура. А библиотеки!.. Такого рвения государства, чтобы его народ читал, мы вряд ли где увидим. Да и не только его. Мало-мальски знакомый с Интернетом человек может сделать запрос на любое издание библиотеки – и ему вышлют всё в оцифрованном виде. Делаешь запрос, например, на «Культуру и искусство Дагестана» – и компьютер выдаст то, что даже мне как специалисту не было известно!
Но самое душераздирающее впечатление у меня как музейщика и галериста вызвали большие почётные доски, висящие на видном месте любого художественного общественного заведения, – поимённые списки граждан, внёсших и вносящих средства в поддержку музея или центра. Причём средства эти выражаются в суммах от 10 долларов и до десятков тысяч; и важен здесь поступок рядовых граждан. Деньги они, конечно, очень любят, но и себя не меньше! Америка, разумеется, разная: есть и инородный Техас, и пустынные глубинки, есть витринные Вашингтон и Нью-Йорк, есть и Чикаго – здоровый, рослый, умный, красивый и жизнерадостный организм. Город, в который нельзя не влюбиться, город, который любят его жители до безумия, который тебе всё время напоминает Махачкалу, но только упущенными возможностями. Оба города основаны практически одновременно (150 лет Махачкале, как и чикагскому Музею города), оба тянутся извилистой длинной полосой вдоль великих озёр – Мичиган и Каспийского, оба носят прозвище «ветреный». На этом сравнения переходят в противопоставления.
После пожара 1871 года жители этих городов стали восстанавливать заново город и строить первыми небоскрёбы не потому, что им так хотелось, а потому, что местный закон не позволял им менять планировку застройки. Каждому посетившему Америку бросается в глаза огромное количество парковых зон в любом городе. Чикаго если не переплюнул Вашингтон, то почти рядом, хотя там и тесновато. А всё почему? А потому, что с незапамятных времён здесь работает закон об «Общественных землях» и все земли вдоль озера Мичиган всегда были, есть и будут детскими площадками, спортивными полями, территориями для выгула собак, катками, аллеями, парками, садами. Хорошие они, эти американцы. Просто они – другие.

Номер газеты