Бразилия. Версия 2.0

 

Эти выходные станут во многом определяющими для карьеры Азамата Гашимова. Дагестанский боец после поражения в дебютном поединке в организации UFC попал в список неблагонадёжных бойцов, с которыми матчмейкеры компании могут без угрызений совести расстаться. Дело не в том, слабый он или сильный атлет. Скорее во внутренней политике компании. Поглотив организацию Strikeforce, UFC заключила контракты с большинством её бойцов, тем самым увеличив конкуренцию за место под солнцем до заоблачных величин.

Сейчас на контракте в организации порядка 500 спортсменов. По подсчётам боссов UFC, это слишком большая цифра, и всех их попросту не вместить в 33 турнира компании, намеченных на 2013 год. По некоторым данным, около 100 бойцов будут уволены в этом году. Естественно, эта участь коснётся именно тех атлетов, стабильность которых вызывает опасения. В первую очередь, бойцы, проигравшие подряд два поединка. Отныне это автоматическое увольнение. Исключением могут стать лишь какие­то особенности спортсмена. Типа человек компании, который, засучив рукава, с радостью примется спасать организацию – работодателя, – согласившись за неделю до эвента заменить получившего травму спортсмена. Или боец, проигравший несколько схваток в очень упорной борьбе топовым атлетам. Например, Фрэнки Эдгар, уступивший аж в трёх подряд боях (дважды – Бенсону Хендерсону и Жозе Альдо«ЧК»). Правда, все они были титульными. Или Чейл Соннен, проигравший два поединка подряд, но опять же в борьбе за титул и действующим чемпионам (Андерсон Сильва, Джон Джонс«ЧК»).

Так называемый дамоклов меч навис над частью не самых культовых бойцов UFC не только по причине уничтожения ростера1 Strikeforce, но и открытия двух дивизионов – до 57 кг у мужчин и 61 кг у женщин. Именно в самой лёгкой весовой категории дебютирует ранним воскресным утром Азамат. Предыдущий поединок против ветерана ММА Ивана Менживара состоялся в весе до 61 кг. Напомню, та схватка завершилась в первом раунде – сальвадоро­канадский боец поймал Гашимова на рычаг локтя, заставив тем самым постучать по настилу в знак сдачи. «Проблем со сгонкой веса у меня никогда не возникало. Знаю, что многие спортсмены с этим сталкиваются. По своей системе я начинаю гонять вес за два­три дня до взвешивания. На последней России пришлось согнать 6 кг. Проблем не возникло, спокойно сгонял. За трое суток до процедуры взвешивания практически перестаю есть, употребляя лишь фрукты и воду. Получив необходимый вес, очень быстро восстанавливаюсь, и во время поединка каких­то физических проблем из­за сгонки не возникает, чувствую себя хорошо. Такого не бывает, чтобы тошнило или был истощённым», – рассказывал «ЧК» Азамат.

Соперником подопечного Абдулманапа Нурмагомедова станет бразильский файтер Джон Линекер. Что о нём можно сказать? Прекрасный ударник, отлично, как и все бразильские бойцы, знаком с партером, высокая скорость, хорошая выносливость. Молодой боец (1990 г. р.) предпочитает агрессивный стиль ведения боя, постоянно поддавливает. На стороне Джона и родные стены – этот турнир пройдёт именно в Бразилии, главным событием которого станет бой Витора Белфорта и экс­чемпиона Strikeforce Люка Рокхолда.

Линекер провёл в UFC на один бой больше, чем Гашимов. Дебютировав в схватке против Луи Годинота, Джон вынужден был вспомнить поговорку «первый блин комом», уступив гильотиной за шесть секунд до окончания второго раунда. Впрочем, это не помешало обоим бойцам стать обладателями номинации «Бой вечера», обогатившись, не считая гонорара за сам поединок, на $65 000. Также Джон запомнился в этой схватке тем, что нанёс по противнику порядка 240 ударов.

В следующем бою бразилец закрыл досадное поражение единогласной победой над чемпионом Shooto Ясухиро Урушитани. Переломным стал второй раунд, в котором японец, пропустив удар с разворота ногой по печени, стал думать, как бы не уступить досрочно. В этом боец Джон запомнился серийной работой по корпусу соперника. В целом Линекер официально провёл по правилам ММА 26 поединков, одержав победы в 20 из них. Нокаутом – 8 (40%), сабмишн – 3 (15%), решением судей – 8 (40%). Есть в его активе и одна победа, добытая иным путём (5%), но как именно, неизвестно…

Родные стены и темперамент перспективного бразильца будут его гнать вперёд, но для Азамата есть хороший пример, что эти нюансы ровным счётом не значат ничего. Как, например, схватки Хабиб НурмагомедовТиаго Таварес?.. И молчание трибун, не поверивших, что это произошло. Так быстро. И с их бойцом. В Бразилии…

 

Не только дикие обезьяны

 

Бразилия. Эта страна давно уже наладила бесперебойный выпуск высококвалифицированных бойцов. Бразилия находится в совершенно ином, в отличие от России, уровне развития смешанных единоборств. Конечно же, это связано с историей. Первые турниры по ММА состоялись ещё в 20­х гг. прошлого века. Ареной сражений по традиции были городские пляжи. И, надо признать, это были действительно бои без правил. Интерес был в том, что никуда атлеты не уезжали – самые значимые битвы проходили между местными бойцами. Конкуренция повышала класс спортсменов. Доминирующие позиции стали занимать две школы: лута ливре2 и джиу­джитсу, ведшие кровопролитные сражения. С годами это перейдёт в противостояние Chute Boxe и Brazilian Top Team. Неизменной останется одна деталь – бразильское ММА зародилось из борьбы. И неважно, как она называлась. А теперь призадумаемся, проведём параллель. Разве в Дагестане не то же самое? Смешанные единоборства сейчас если не на пике популярности, то очень близки к этому. Множество школ, обучающих ММА. Нельзя их назвать кланами, но… Многие из них разрознены по национальным признакам. Чиновники, бизнесмены один за другим открывают подобные клубы. А самое главное – стиль. Он похож на бразильский. Зародившийся из борьбы, он сейчас приукрашен ударной техникой муай тая. Местные бойцы на доминирующих позициях в России, так же как бразильские – в Америке. Не хватает лишь массовости. Но знаете, в чём разница между уровнями смешанных единоборств двух стран? В отсутствии инфраструктуры, а самое главное – больших перспектив. Несмотря на намёки Дэны Уайта, что он подумывает проводить эвенты организации в России, он вряд ли придёт в нашу страну. Возникает вопрос: почему? Ведь грандиозные турниры с участием Фёдора Емельяненко всегда собирают более 10 000 зрителей на трибунах. Всё очень просто. В России иной часовой пояс. Когда у нас вечер, в США раннее утро. А это, согласитесь, вряд ли сулит организации UFC возможность продать большое количество трансляций – один из основных источников дохода компании. В Бразилии часовой пояс идентичен американскому. Поэтому в южноамериканской стране сейчас самый настоящий бум и солидный бизнес. Не только хорошие бойцы… Но ведь ММА – это не только UFC. И мы это поймём, как только деньги в нашей республике начнут работать по­другому. Тогда и бойцам не надо будет улетать, а их родственникам – нервно просыпаться в 6 утра («ЧК» №3 от 25.01.2013 г.). И ведь действительно напрашивается вопрос: если Бразилия смогла превратиться в одну из сильнейших бойцовских держав мира, то что мешает это сделать Дагестану? Отвечу: модель управления большим спортом в нашей стране. А именно…

 

Что делать со спортом?

И с «Домом­2»...

 

В России нет чёткого разделения на профессиональный и любительский спорт. В обоих случаях именно на плечи государства ложатся проблемы по содержанию атлетов, их подготовке, да и вообще жизнедеятельности. Не признавать этого невозможно. Неправильно, когда страна, находящаяся в тяжёлом экономическом положении, отхватывает себе подряд два дорогостоящих, изначально убыточных мероприятия – Олимпиаду и чемпионат мира по футболу. Не секрет, что затраты по возведению спортивных комплексов не окупаются, а после эти объекты пылятся без дела, вдобавок пожирая деньги на своё существование. Именно после таких «праздников спорта» страны­хозяйки впадают в удручающее финансовое состояние. Так будет и в России… Но даже не это важно. А то, что спорт никак не хотят отделить от государства и отдать на попечение бизнесменам, людям, имеющим чёткое представление, что с ним делать, какую бизнес­модель взять при его ведении за основу. А что же об этом думают сами бойцы? К примеру…

– Азамат, в нашей стране пока профессиональный спорт находится в тени любительского. У нас множество чемпионов Европы, мира по различным дисциплинам. Но многие из них не видят дальнейших перспектив в спорте, покидают его в самом расцвете сил. Чем можно заинтересовать бойцов? Или в нашей стране профессионального спорта как такового нет и просто необходимо уезжать за рубеж?

– В первую очередь необходима организованность на соревнованиях. Я рассказывал про так называемый профессиональный турнир в Краснодаре. Конечно, такие турниры только отталкивают бойцов от спорта. Но в нашей стране есть примеры более­менее достойного подхода к организации чемпионатов. Например, М­1. Деньги там, конечно, платят не такие большие, как в Америке, но хоть что­то. Правда, там нет лёгких весов: ни 66, ни 61 кг. Поэтому меня никто и не знает. Конечно, большинство бойцов мечтает уехать за границу, в Америку. И дело даже не в деньгах, не в финансовой стороне. Там совсем другой подход – другая методика, другие тренировки.

Подводя итог, можно сказать, что мы до сих пор не научились зарабатывать на ТВ, мы также не знаем, что делать со спортом (спортсменами). Платить им баснословные гонорары или научить их зарабатывать самим. Не только их, но и всех, кто ответственен за результат. А ведь всё не так уж и сложно. ТВ – самый главный рычаг управления страной. И пока у нас эфиры забиты «Домом­2» и прочим ...ядством, спорт будет где­то там далеко. Не здесь...

(Читайте в следующем номере анализ поединка Азамата Гашимова с Джоном Линекером, а также продолжение темы сдерживающих факторов развития профессионального спорта.)



 

1Ростер – список бойцов организации.

2Лута ливре – с португальского языка дословно – «вольная борьба». На самом деле имеет гораздо больший арсенал приёмов и является прототипом грепплинга. При этом в ней исключены удары.

 

Номер газеты