Право на молитву

3 ноября в редакции «ЧК» состоялся круглый стол, посвящённый защите прав верующих в местах лишения свободы. Позволяют ли мусульманам молиться, держать пост? В каких условиях им приходится совершать намаз? Не противоречит ли это внутреннему распорядку тюремных учреждений? Сегодня эти вопросы остро стоят во многих регионах России. Рабочая группа Максима Шевченко решила нормализовать ситуацию в колониях и запустила проект «Чистая вера – добрые дела». Отправной точкой была выбрана республика Дагестан, где на самом деле оказалось не всё так плохо…

Поводом послужило происшествие в исправительной колонии №11 в Шпаковском районе Ставропольского края. 5 октября при проведении массового обыска местным спецназом УФСИН были жестоко избиты ребята из Чечни и Ингушетии. В ответ на издевательства с 20 октября осуждённые, находящиеся в ШИЗО, объявили сухую голодовку. Лишь спустя пять дней конфликт удалось уладить. Подобные столкновения на межнациональной почве, как рассказала руководитель рабочей группы Лариса Гогуева, происходили в Омске, Томске, Иркутске.
Вернёмся в Дагестан. Представители Максима Шевченко побывали в девяти колониях республиканского УФСИН. С итогами этого рейда ознакомили присутствующих на круглом столе Лариса Гогуева и руководитель УФСИН по РД Муслим Даххаев.

«В Дагестане, как нам удалось убедиться, молельные комнаты существуют, и есть мечети при тюремных учреждениях. Сейчас нужно только улучшить  условия в этих комнатах. А так, каждый осуждённый может беспрепятственно молиться. Кроме того, в равной степени созданы условия и для православных осуждённых», – пояснила руководитель рабочей группы и проекта «Чистая вера – добрые дела».
Муслим Даххаев поблагодарил организаторов встречи и проекта за внимание к этому вопросу и тоже заявил, что никаких проблем с удовлетворением духовных потребностей осуждённых не возникает. Руководство  дагестанского УФСИН, наоборот, за то, чтобы отбывающие наказание соблюдали правила ислама. Как говорит Даххаев, это их дисциплинирует. «Заключённые не пьют алкогольных напитков, они не наркоманы, не религиозные фанатики. Мы ставим во главу угла в своей работе равенство и взаимоуважение людей различных национальностей и конфессий. Причём у нас здесь не только лица, исповедующие ислам. Хотя их преимущественное большинство – 80 процентов. Из 3 400 заключённых – 500 православных и 50 калмыков­-буддистов. Для всех созданы условия: есть и молельные комнаты, они оснащены кондиционерами, всё чисто, аккуратно, имеется необходимая литература, одобренная  Духовным управлением мусульман Дагестана (ДУМД)», – добавил руководитель УФСИН республики. Помимо этого, каждую неделю колонии посещают Духовные руководители и проводят работу с заключёнными.
Гасан Айгунов: «...Но оценку такой литературе должен давать независимый экспертный совет»
Однако, как заметил член Общественной палаты РД Гасан Айгунов, нельзя перекладывать функции отбора религиозной литературы на лиц из УФСИНа или Духовного управления. Оценку такой литературе должен давать экспертный совет. Как выяснилось, такой совет есть. Более того, официальный список  размещён на сайте Минюста РФ, который основывается исключительно на решениях суда.
На фоне складывающейся положительной картины в дагестанских тюрьмах есть вопросы, на которые пока невозможно получить однозначные ответы. Главный редактор газеты «Черновик» Биякай Магомедов высказал свою точку зрения: «К нам в редакцию приходит очень много обращений от родственников и самих осуждённых. В том числе обнаруживаются такие проблемы, которые нужно решать законодательным образом. Например: как регулируется в колониях время намазов? не мешает ли это другим осуждённым, которые не молятся? как заключённые верующие соблюдают пост?
Кроме того, в СИЗО нет условий для совершения намаза, так как в камерах находятся туалеты. Как соблюсти этот баланс?».
Даххаев отметил, что эти вопросы являются ключевыми сегодня для исправительной системы. Согласно ст. 14 Уголовно­-исполнительного кодекса РФ осуждённым гарантирована свобода вероисповедания. Но при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения. Несколько лет назад было недовольство среди заключённых неверующих и принадлежащих другой религии. Нашлась возможность разместить тех, кто молится, в одном помещении. А вот проблему с туалетами можно решить только при строительстве новых камер СИЗО. Что сейчас и делается. Уже к новому году завершится реализация федеральной программы реконструкции тюрем и СИЗО. Что касается поста, руководство дагестанского УФСИН пошло навстречу и в этом вопросе. В месяц Рамадан повара встают раньше и готовят специально для них, а также заключённые отстраняются от работы. Законом это не предусмотрено. Даже на Курбан­-байрам разрешили порезать несколько барашек. «А что, это разве плохо?» – спросил присутствующих Даххаев и пригласил на экскурсию, для того чтобы убедиться, насколько хороша внутренняя атмосфера в тюрьмах УФСИН. Хотя, по его словам, от тех, кого этапируют в другие регионы России со вторым сроком, конечно, очень много жалоб на ущемление прав.
В диалог вступил модератор мероприятия Магомед Магомедов:
– Поступает очень много обращений о том, что этапируют в основном осуждённых­ салафитов. Чем вызвано это? Может быть, их не хотят концентрировать в здешних тюрьмах? Или их исправление целесообразно в более суровых климатических условиях? И этапируют ли в Дагестан экстремистов­-немусульман?
– Согласно ст. 73, ч. 4 Уголовно­-исполнительного кодекса есть более 10-ти статей, по которым осуждённые лица должны отбывать наказание за пределами того региона, где они совершили повторное преступление. Поправка вступила в силу в 2010 году. В основном эти статьи связаны с экстремистской деятельностью. На последний вопрос отвечу, что не было ни одного случая этапирования в Дагестан экстремистов­-немусульман. Хотя могли бы из Ставрополья, Челябинска. Но вряд ли в связи с ситуацией в республике это возможно. Это решает руководство российского УФСИН, – пояснил Даххаев.
– Теперь возникает другой вопрос, – продолжил Биякай Магомедов. – Мне интересно, позволяет ли законодательство принимать помощь от небюджетных фондов? Как этот процесс будет происходить? Например, пришёл Иван Иванов, хочет пожертвовать 100 рублей для обустройства камеры. Куда эти деньги должны перечисляться? Либо мне надо приходить со своими стройматериалами…
Гасан Айгунов взялся ответить и разъяснил, что существует федеральный закон №76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Порядок таков: любая общественная организация либо частное лицо вправе направить деньги, например, на ремонт, на покупку телевизора и потом проконтролировать, куда и на что именно они перечислялись.
«Главное, чтобы эти деньги не ушли куда­-то в другом направлении и чтобы они не носили адресный характер», – резюмировал журналист «ЧК».
В заключение Лариса Гогуева выразила надежду на то, что будет найдено понимание со стороны руководства УФСИН России, а программа «Чистая вера – добрые дела» заработает также плодотворно и в других регионах нашей страны.
 



Комментарий «ЧК»
Мы и в дальнейшем будем следить за соблюдением прав обвиняемых и осуждённых, содержащихся в учреждениях УФСИН по РД, в том числе и за пределами республики. Любое обращение в газету будет тщательным образом изучено и по мере возможности опубликовано. Для лиц, отбывающих наказание, сообщаем, что, в случае отсутствия возможности доставить корреспонденцию в редакцию «ЧК», можно позвонить на редакционный телефон 67-06-78 с 10.00 до 18.00. Анонимность гарантируется.
 

 

Номер газеты