[ Страж и символ народного духа. О празднике эпоса «Шарвили» ]

Проведённый впервые в 2000 году праздник эпоса «Шарвили» стал традиционным, благотворным явлением в духовной жизни лезгинского и всех остальных народов Дагестана. Подчеркнём, что «Шарвили» – героический эпос. Это важно сегодня, когда в Дагестане, да и в России в целом, происходит ломка привычных представлений о высоком и достойном подражания, идёт переоценка ценностей и нравственных ориентиров...

Важно и то, что главный герой эпоса – простой человек, сын бедного горца-чабана. Но природа наделила его ростом гиганта и силой исполина. Он храбрый бесстрашный воин, ловко владеющий мечом, смелый и неутомимый наездник, отважный и находчивый в бою... Большому кораблю – большое плавание, и Шарвили видит свой долг и предназначение в том, чтобы освободить народ от зримых и невидимых пут и оков, раскрепостить все его творческие и созидательные силы, сделать его счастливым.

Очевидно, что народ, создавший образ Шарвили, воплотил в нём свои самые лучшие представления и мечты о более совершенном устройстве этого мира, о неизбежности наступления светлых времён и прихода благородных и справедливых поколений... Философ Владимир Соловьёв высказал в одном из своих произведений мысль, что о народе надо судить по его идеалам, по тем целям, задачам и сверхзадачам, которые он перед собой ставит... Лучше всего эти идеалы и сверхзадачи видны, конечно же, в произведениях народа, в особенности в таких монументальных жанрах, как эпос.

Мне повезло, я был в Ахтах, поднимался по «тысяче ступенек» к ротонде Шарвили. Да, это воистину приют небожителя, – подумал я, – ковчег, достойный народного героя. Он, этот ковчег, оказался даже выше самой высокой мечети в Ахтах. Когда я обратил внимание моего спутника на эту деталь, он сразу же оживился и рассказал, что есть среди ахтынцев внушительная группа особенно религиозно настроенных лиц, которые недовольны этим возвышением земного над небесным, мол, ничего не должно стоять выше жилища Всевышнего... Раздаются даже голоса о необходимости несколько «понизить» Шарвили, поставив его ковчег на то место, которое подобает земному рядом с бессмертным. Но с этим согласны не все.

Ночной Ахты... Это было незабываемое зрелище, незабываемые ощущения: высота физическая, помноженная на высоту обстановки, самого духа великого Шарвили, незримо витавшего над головой, будили в душе небывалые чувства, диктовали почти религиозные мысли и восприятия. Мне тогда казалось, что будь я жителем Ахты, то, наверное, большую часть времени проводил бы здесь, в ротонде Шарвили, в обществе могущественного народного героя и заступника.

Между прочим, в ходе моей прошлогодней поездки в Ахты я убедился, что Шарвили, хотя и эпический герой, но иногда вмешивается и в текущие практические вопросы родного поселения. Например, накануне прошлогоднего празднования. Ни для кого не секрет, что в дагестанских поселениях проблем хватает. Где-то нет воды, где-то никак не подведут газ, где-то отсутствует освещение на улицах и т.д. и т.п. Конечно, есть подобные проблемы и в Ахтах. Собственно, по поводу этих проблем я и был в то время в командировке в Ахтах. В ходе встреч и разговоров с жителями села я и узнал историю о том, как Шарвили пришёл на помощь своим односельчанам. Был конец июня, и вот-вот должен был состояться праздник любимого всеми ахтынцами Шарвили. Видимо, приближение праздничных мероприятий обострило социальные чувства сельчан, расшевелило накопившийся протестный материал и они, пользуясь благоприятным моментом, обратились к местной власти с просьбой, вернее с требованием, решить некоторые из общественных вопросов в оставшееся до начала праздника время. Не то, – пригрозили жители, – мы пожалуемся Шарвили на самом празднике, и... Угроза сработала, и что-то, хотя и наспех, ответственные за это чиновники поправили. «Вот так нам Шарвили помог!» – смеялись жители, рассказав этот в самом деле довольно курьёзный эпизод...

 Кажется, самое время перейти к некоторым подробностям нынешнего праздника Шарвили, ведь он проходил на фоне новых политических реалий, с участием новых политических фигур, выдвинувшихся недавно на командные высоты. Причём – без преувеличения – с боем! Мы, конечно, имеем в виду прежде всего Имама Яралиева, ставшего в ходе известной выборной компании объектом сильнейшего нажима со стороны административного ресурса. Но он выдержал этот натиск, переломил ход событий и добился своей цели – возглавил администрацию города Дербента. Таким образом для него закончился короткий этап неформального лидерства и он вновь возглавил обойму наиболее влиятельных лезгин в Дагестане. Мы помним, что народ оказал ему в период борьбы огромную поддержку, без которой победа, возможно, оказалась бы невозможной. Яралиев проявил характер, пошёл на определённые риски, заставил с собой считаться... Это даёт нам основания для осторожных, учитывая скромность Имама Музамутдиновича, сопоставлений с главным героем этой статьи – Шарвили. Лезгинский народ, хотя и требователен к своим лидерам, но и щедр – там, где для этого есть основания: я сам от многих слышал такие сопоставления и не считаю нужным скрывать это...

Большинство участников праздника, СМИ, разместившие на своих полосах отчёты о нём, подчёркивают его значение для преодоления межнациональной розни в Дагестане. «В наши дни эпос «Шарвили» приобрел новое звучание, – читаем в отчёте «Дагестанской правды», – легендарный герой, совершающий сказочные подвиги в борьбе за свободу своего народа, сегодня призывает к объединению все народы Дагестана и России. Напомню читателям, что первый праздник Шарвили на овеянной легендами Ахтынской земле состоялся в 2000 году – в год разгрома международных бандформирований, напавших на Дагестан. Это глубоко символично...».

Добавим здесь, что искусство, литература всегда в сложные исторические моменты стояли плечом к плечу с политическими силами Дагестана. В качестве примера можно привести постановку в годы Великой Отечественной войны в Кумыкском театре героической трагедии «Хочбар». Вот это событие глазами журналиста тех лет: «Крупным событием в художественной жизни республики стала премьера героической трагедии «Хочбар» в Кумыкском театре. С воплощением легендарного образа Хочбара начинается историко-героическая страница дагестанского театра в годы Великой Отечественной войны. Это был первый музыкальный спектакль, созданный на национальном материале... В многочисленных откликах печати отмечалась горячая любовь дагестанского зрителя к образу легендарного народного героя, который воплощал в себе идеальные черты заступника за народное дело. В годы войны спектакль прозвучал как песня души народа, как выражение его сокровенных чувств и мыслей о свободолюбии, самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости...». Читатель, конечно же, заметил ряд почти буквальных совпадений в характеристиках двух героев?! Это говорит о том, что потребность в героическом идеале жива в душе народа всегда. Вот причина появления героев вроде Шарвили, Хочбара, Айгази и др.      

Но вернёмся в Ахты. В этот раз селение выглядело особенно красочно. Бросались в глаза развешанные там и тут плакаты, лозунги в форме призывов, разноцветные флажки. На пути попадаются импровизированные выставки фотохудожников, произведения учащихся школы искусства и продукция народных промыслов, можно увидеть выступления музыкальных коллективов районов Южного Дагестана. По традиции шествие поднялось на гору Келезхев, к той самой мистической ротонде, о которой я вам уже кое-что рассказал. Навстречу гостям вышел сам Шарвили в воинских доспехах, плечом к плечу с Касбуба – поэтом и сказителем... 

Праздничный концерт проходил в парке культуры и отдыха им. Героя Советского Союза лётчика Валентина Эмирова. Открыл его глава Ахтынского района Сафидин Мурсалов. Он поздравил гостей и участников мероприятия, всех жителей района с праздником, поблагодарил Президента, НС и Правительство РД за внимание к этому событию. С приветственным словом выступил глава Дербента, председатель оргкомитета по подготовке и проведению праздника Имам Яралиев. В своём выступлении он подчеркнул, что, «сохраняя традиции наших отцов, укрепляя дружбу между народами Дагестана, воспитывая подрастающее поколение на образцах героизма, мы хотим быть ещё сильнее. Мы хотим возродить былую славу нашего народа и нашей великой страны России. Мы всегда будем верны Родине и славным традициям наших предков». Прозвучали поздравления президента Дагестана Магомедсалама Магомедова и мэра Махачкалы Саида Амирова.  

Затем состоялся концерт. Он был яркий и содержательный: звучали народные, эстрадные, классические песни и мелодии, было много танцевальных номеров. Заслуженный деятель искусств РФ композитор Магомед Гусейнов, составитель концертной программы, заслужил овации зрителей.

Завершая, Имам Яралиев вручил участникам события дипломы и денежные премии праздника «Шарвили». Их получили режиссер ГТРК Фатах Курбанов, журналист из Баку Музаффер Меликмамедов, спортсмены Асадулла Лачинов, Хамза Маметов и Арсен Гаджиев.

Увенчал праздник фейерверк – длительный и многоцветный.  

 

 

Номер газеты