[ Синхрон ]

Хорошо или плохо россиянам от того, что председатель правительства Владимир Путин очень-очень сильный? Был сильным президентом, стал сильным премьером. Казалось бы, не справедливо: сам Путин был чуть ли не монархом, а скипетр самодержный Медведеву не передал.

И хорошо, что не передал. Насыщенность речи Медведева демократическими лексикой и суждениями убеждает – настоящий адепт демократии! И становится как бы жаль, что он обречён в таком невсевластном виде, при соседстве с мощным ВВП, защищать либеральные устои. Так в том-то и состоит секрет демократии, что сильная народная власть (demos_kratos) всегда диалектична (dia (грчск) – «два», lect (грчск) – «сложить, складывать»). Ведь не хотим же мы при закреплённой в российских законах демократии на деле иметь во главе монарха-Медведева, пришедшего вслед за прежним монархом-Путиным? И физикам, и лирикам ясно, что опираться можно не только на твёрдое, но и остойчивое. А остойчивая конструкция всегда держится как минимум на двух опорах. Иначе демократ, наделённый монархическими полномочиями, очень скоро станет узурпатором. А Дмитрий Анатольевич себя ещё проявит, и именно как либерал.
Что же с нашей республикой? Муху Алиев чуть раньше Медведева продекларировал курс на демократизацию и попал в такт с сегодняшними импульсами либерализации и омоложения кадров в Кремле. С небольшой, правда, «национальной» оговоркой. Медленно, но верно президент республики проводит политику одновременно в трёх плоскостях:
а) консолидирование представителей национальных (в узком, не общедагестанском смысле – лезгинских, кумыкских, аварских и т. д.) элит;
б) равноудалённого дистанцирования президента от каждого из них персонально;
в) «безвозмездного» назначения на ключевые должности.
При таком подходе формируется сильная, но уязвимая общенациональная (в широком смысле) элита, представители которой ходят под независимым и ещё более сильным президентом, а он, в свою очередь, не преминет в случае чего отправить в отставку любого министра. Сокрытое для непытливого глаза свидетельство такой вот реализации известной «Теории согласия» Алиева мы видим сегодня в отношениях с мэром Махачкалы. Глупо было бы не ждать следующих шагов в том же направлении.
Номер газеты