В качестве иллюстраций к этому тексту «Черновик» решил использовать картины художника Магомеда Дибирова, вкладывающего в свои творения политический подтекст и тонкую иронию, а также, в качестве подзаголовков, четверостишья, автором которых является врио главы Дагестана Рамазан Абдулатипов. Картины и стихи, на наш взгляд, в полной мере характеризуют сложившийся политический момент…
Рейтинговое голосование, которому «Черновик» посвятил аж шесть номеров газеты (вместе с этим выпуском), завершилось. Уже нет необходимости группам поддержки кандидатов в народные президенты Дагестана тревожить своих друзей, родственников, подчинённых с просьбой (требованием) отправить sms в пользу того или иного политика. Можно вздохнуть спокойно (до следующего года), прочитать статью с небольшим анализом всего хода голосования и… забыв всё, заняться своими делами. Но будет лучше, если команды кандидатов, как и сами кандидаты, учтут свои ошибки и начнут методично устранять свои слабые места, готовясь к будущим избирательным баталиям…
А готовиться есть к чему! В сентябре состоятся выборы чуть ли не в половине всех МО Дагестана! И на них многие ослабевшие группы влияния смогут взять реванш! Но это дело будущего, а сейчас, несмотря на, казалось бы, праздничную неделю, политические процессы в республике идут также активно! Обещанные врио главы республики Рамазаном Абдулатиповым увольнения двух министров и одного вице-премьера сбылись пока что на одну треть. С должности вице-премьера президентским указом был снят Юсуп Магомедов. На его место пришёл Шарип Шарипов, занимавший до этого пост замминистра сельского хозяйства Дагестана. Чем экс-глава Лакского района, проработавший в статусе вице-премьера 91 день (с 6 февраля по 8 мая), не угодил новому руководству республики, неизвестно. Назначался же Магомедов как вице-премьер с «сигнальными» для муниципалов функциями, показывающими возможное направление карьерного роста главам МО. Но только в том случае, «если они будут работать честно, эффективно».
Бывшее вакантным одно из вице-премьерских кресел, как ожидается, займёт первый замглавы Новороссийского морского торгового порта Марат Шайдаев (соратник владельцев группы «Сумма» Магомеда и Зиявудина Магомедовых).
Изменения произошли и в муниципалитетах. Так, 13 мая коллективу дагестанского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» был представлен новый начальник (по совместительству зам. гендиректора ООО) – экс-глава Бабаюртовского района Адильхан Ганакаев. Неделей раньше из списков кандидатов в депутаты Кизилюртовского районного собрания был исключён и. о. главы администрации этого МО Магомед Шабанов. Такая процедура не позволяет Шабанову претендовать на должность главы МО, так как она утверждается райсобранием из числа избранных в него депутатов. Но, в случае удачного вхождения в райсобрание большинства его сторонников, позволяет стать главой администрации МО. Отметим, что в списках кандидатов в депутаты МО от «Единой России» выдвигается его брат, Асхаб Шахбанов, являющийся первым заместителем межрайонного прокурора Кизилюртовского района.
8 мая министерство строительства и ЖКХ Дагестана сообщило о выявленных нарушениях градостроительного законодательства во всех городах республики. Минстрой составил 132 акта о нарушениях, лидером стала Махачкала (50 предписаний об устранении нарушений), второе место досталось Хасавюрту и Дагестанским Огням (16 предписаний) и третье – Буйнакску (7 предписаний). Меньше всего нарушений в Избербаше (5 предписаний). Несмотря на до смешного малое количество выявленных нарушений (особенно в Махачкале!), результаты работы внезапно прозревшего минстроя, на взгляд «Черновика», могут использоваться как рычаг давления на не согласных с политикой врио главы РД муниципалов. И, следовательно, быть основой для новых кадровых назначений…
9 Мая был Днём Победы «со слезами на глазах» не только для ветеранов, но и для начальника Следственного управления СКР по Дагестану, генерал-майора юстиции Алексея Саврулина. Указом Владимира Путина он 23 мая прекратит свои полномочия. Кто заменит его на таком ответственном участке, пока не сообщается. Произошедшие перемены в силовых (федеральных) структурах (ранее место прокурора Дагестана Андрея Назарова занял Рамазан Шахнавазов) можно отнести в копилку Рамазана Абдулатипова. Теперь, по логике событий, наверное, следует ожидать перемен в руководстве МВД по РД, УФСКН по РД и УФСБ Дагестана. Если, конечно, они не докажут свою эффективность…
Глядят разочарованно народы
Сквозь бедности нахлынувшей года,
Что алчности полны их верховоды,
Не ведая ни страха, ни стыда.
(Рамазан Абдулатипов)
Помимо кадровых перестановок, интересны были процессы, связанные с избирательным законодательством. 7 мая адвокат-правозащитник Расул Кадиев обратился в Верховный суд РД с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта, принятого 29 апреля Народным собранием РД Закона «О внесении изменений в Конституцию РД». В заявлении адвокат указал, что выявил несоответствие содержания принятого депутатами законопроекта обнародованному документу. То есть депутаты принимали один закон, а обнародован (и вступил в силу) – другой. Подлог выражался в том, что данный закон устанавливал порядок избрания «Главы Республики Дагестан», а не «Президента РД». Такое переименование высшего должностного лица республики (без принятия соответствующего закона) привело к тому, что юридически у Дагестана появилось… два руководителя: глава и президент! Более того, законопроекты подобного типа НС РД имело право принимать только после получения экспертного заключения Общественной палаты РД (чего сделано не было). Исправить свои ошибки Народное собрание могло лишь на следующей сессии, то есть в этом месяце. Но дагестанские парламентарии решили этим не заморачиваться (тем более что новое руководство требовало принять этот закон как можно скорее!), а просто заменили в принятом законе слово «глава» на «президент». Кадиев посчитал, что так пренебрежительно относиться к законотворчеству нельзя и попросил Верховный суд РД признать указанный закон недействующим. Но власть судебная отказала в принятии заявления, сославшись на процессуальные процедуры. В настоящий момент заявление Кадиевым отправлено в Верховный суд повторно.
В этот же день (7 мая) ЦИК России высказался о порядке избрания глав Дагестана и Ингушетии (в последнем субъекте тоже отказались от всенародных выборов главы республики), в частности, по вопросу, когда должны проводиться выборы главы субъекта: в единый день голосования – 8 сентября – или же можно в другие сроки (пораньше или попозже). Этот вопрос был актуален, так как депутаты НС РД на последней сессии приняли специальное обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой ускорить процедуру выборов главы Дагестана. ЦИК сообщил, что вопрос о сроках выборов глав Дагестана и Ингушетии будут решать законодатели этих субъектов, так как в федеральном законе нет прямого регулирования данного вопроса, а также дипломатично сообщил, что не видит препятствия для проведения 8 сентября выборов главы Дагестана Народным собранием. Ведомство Владимира Чурова даже обещало оказать методическую и консультативную помощь.
Другими словами, Кремлю не понравилась инициатива Дагестана выбирать главу в ускоренном темпе…
Из тысячи порой не выбрать мудреца,
Чтоб честен был и привлекал сердца.
Зато глупца избрать немудрено:
Куда ни глянешь – их полным-полно.
(Рамазан Абдулатипов)
Не исключено, что отказ Кремля в поддержке инициаторов досрочных выборов главы Дагестана был воспринят командой Абдулатипова с… некой настороженностью, ощущением, что Владимир Владимирович уже не так доверяет «фронтовику Путина», как раньше. По некоторым данным, 13 мая Абдулатипов рассчитывал встретиться с главой России и обсудить текущий политический момент (возможно, дополнительно заручиться поддержкой Путина). Но этой встречи не произошло, как и пресс-конференции главы Дагестана, назначенной на 14 мая, на которой Абдулатипов собирался отчитаться о своих ста днях во власти. Эти события, а также внутриполитические процессы только обострили нервозность в Белом доме. В это же время появились результаты социологических исследований, проведённых Фондом «Народное мнение», согласно которым 91% дагестанцев положительно оценивают первые 100 дней работы Абдулатипова, а из-за (цитируем) «своевременного назначения Рамазана Абдулатипова врио Президента РД рейтинг доверия Президента РФ Владимира Путина в республике вырос на 21% и составляет 94%». Отметим, что руководитель этого фонда – дагестанский поэт, автор сборника стихов «Дорогая Чарода» и по совместительству руководитель пресс-службы Минстроя и ЖКХ Дагестана – Хабиб Давудов регулярно проводит подобные соцопросы. Так, 4 февраля этого года РИА «Дагестан» был обнародован отчёт «Народного мнения», в котором утверждалось, что назначение главой Дагестана Абдулатипова одобряют 88% опрошенных, а 72% – считает, что президент должен избираться населением республики путём прямого голосования.
Итог
Согласно авторитетному рейтингу влиятельности глав субъектов РФ, формируемому Агентством политических и экономических коммуникаций, Рамазан Абдулатипов с февраля по май заметно укрепился. В феврале он занимал 77-ю строчку в рейтинге и считался главой со средним влиянием. В марте он считался политиком с сильным влиянием и находился на 38-й позиции, а в апреле – стал 26-м. В указанных выше рейтингах Абдулатипов либо не конкурирует с другими дагестанскими политиками (его ни с кем не сравнивают), либо изучается относительно других глав субъектов РФ. В рейтинге «Черновика» Абдулатипову приходится конкурировать со своими влиятельными земляками. Причём не столько по степени популярности, сколько по степени влияния на народные массы.
Несмотря на активность команд поддержки кандидатов в народные президенты, sms-голосование выявило следующие моменты:
Народная пассивность. Народ (основная масса) не считает, что от его мнения что-то зависит. Но, тем не менее, с удовольствием участвует в разного рода опросах. Отдельные его представители даже готовы часами размышлять на тему будущего Дагестана, но… Когда перед народом ставят задачу ПРОГОЛОСОВАТЬ, то личные симпатии к какому-либо кандидату, как правило, уходят на второй план. На первое выходит жёсткое (произнесённое работодателем, политиком, авторитетным человеком) «НАДО!», которому определённая часть населения подчиняется. Именно поэтому в комментариях на сайте «Черновика» появляются… хныканья (по-другому это не назовёшь) вроде: «нас начальство заставило отправлять смс…»; «у нас отняли телефон и с него проголосовали…». В среднем в течение недели в редакцию приходило около пяти тысяч sms-сообщений (соответственно, пять тысяч номеров телефонов). И если пять тысяч человек безропотно отдавали свой телефон чужим людям (зная, что с него проголосуют и за кого!), то эти люди, несмотря на собственные симпатии и антипатии, в случае всенародных выборов главы Дагестана будут голосовать за того, на кого укажет его начальник! Потому что, если у вас нет собственного мнения и желания его отстаивать, то вас заставят придерживаться чужого!
Административный ресурс. Он проявляется даже в sms-голосовании! Скажем сразу, что этот ресурс использовали практически все группы поддержки кандидатов. В той или иной степени. В случае реальных выборов он будет использоваться всегда! Ни один политик, находящийся во власти, никогда не откажется от возможности сохранить власть, используя такой покорный инструмент, как толпы бюджетников, голосующих под страхом увольнения или понижения в должности. К примеру, благодаря муниципальным выборам механизм управления обществом вследствие целого ряда причин доведён до совершенства! Контроль за голосованием населения осуществлялся благодаря требованию ставить в бюллетене закорючку заранее оговорённого типа, выносу бюллетеня из помещения УИК («карусель») либо фиксации процедуры голосования на сотовый телефон. Отметим, что подобные технологии тотального манипулирования обществом рушатся, если в выборах принимают участие относительно равные кандидаты. Они обеспечивают суровый взаимоконтроль, а также «привод» своих избирателей на избирательные участки. Что примечательно, если в выборах участвуют две-три равные и конкурирующие между собой кандидатуры, то выборы проходят относительно прозрачно и честно! В случае же sms-голосования, которое провёл «Черновик», можно увидеть персоны, активно участвовавшие в голосовании и привлекавшие для своей победы народные массы.
Для чего нужен рейтинг? Этот рейтинг позволяет выявить «народную любовь» к тому или иному политику, а также способность групп поддержки кандидатов (умение мобилизовать свои ресурсы, убедить народные массы отправить sms в поддержку их кандидата и пр.). Есть и ещё один серьёзный момент: демонстрация кандидатами своих возможностей не только своим политическим соперникам, но и федеральному центру. Причём результаты преподносятся как «народная любовь» к ним, а также как способность влиять на местное население.
Отдельно подчеркнём, что рейтинг «Черновика», за которым следили наши читатели последние шесть недель, – это только один из многих механизмов измерения политической активности населения и политических групп. Он позволяет дать представление, хоть и поверхностное, о том, на какие ресурсы и как умеют влиять указанные в рейтинге персоны. Также подобный рейтинг позволяет определить, заинтересован ли политик (его группа поддержки) или нет в активном обозначении на информационном поле. (Тут можно проследить прямую связь с активностью политика на поле политическом. Если возникают проблемы, то группа поддержки политика, как правило, предпочитает создавать меньше шума: не появляться в СМИ, не участвовать в рейтингах и пр.)
Согласно результатам sms-голосования (см. таблицу), первое место в рейтинге занял мэр Махачкалы Саид Амиров. Ни проблемы в сфере ЖКХ, ни уплотнительная застройка, ни пробки на дорогах и их (дорог) ужасное состояние не смогли помешать ему стать Народным президентом! Его команда, сумевшая убедить торговцев рынков, врачей, учителей и других, зависимых от бюджета Махачкалы проголосовать (где «за Амирова», где «за директора рынка», а где-то – и «На этот номер эсэмэс отправь, какая тебе разница? Жалко что ли?»), сработала на «отлично»! Редакция «Черновика» надеется, что люди Амирова точно с таким же рвением будут устранять вышеперечисленные проблемы Махачкалы.
Второю позицию прочно занимает руководитель УФК Дагестана Сайгидгусейн Магомедов. Единственный кандидат, демонстрирующий только положительную динамику в голосовании. Правда, странно, почему Казначей, чурающийся публичной политики, популярней, чем врио главы РД Рамазан Абдулатипов или владелец ФК «Анжи» Сулейман Керимов. Предположим, что здесь сработали те же технологии, что и у победителя sms-соревнования: сплочённая командная работа, позволяющая добиться успеха.
На третьем месте рейтинга «Черновика» Рамазан Абдулатипов. Несмотря на публичные заявления врио о нежелании участвовать в рейтинге, его сторонники регулярно голосовали, что в конечном итоге позволило Абдулатипову занять данное место. Сулейман Керимов и спикер НС РД Хизри Шихсаидов занимают, соответственно, четвёртую и пятую строчки рейтинга. Невысокий рейтинг этих политиков «Черновик» объясняет тем, что Керимов в последнее время больше занят экономикой (скупка активов крупных предприятий как в России, так и за рубежом), а не политикой, а Шихсаидов не собирается претендовать на что-то большее, чем сейчас имеет. То есть в его планах быть в команде действующего руководства республики.
Результаты «антирейтинга» (голосование «против», обозначенно чёрным) следующие: лидирует Саид Амиров, за ним идёт Абдулатипов, замыкает тройку антилидеров зам. главы АП РФ Магомедсалам Магомедов… (С другими результатами вы можете ознакомиться в таблице.)
Подсчёт результатов осуществлялся следующим образом. Подсчитывались результаты за весь период sms-голосования. Из результатов исключались «ненормальности» (обозначены курсивом), то есть необъяснимо низкие или высокие результаты, появляющиеся у кандидата один или два раза за весь период голосования и впоследствии не повторяющиеся. Затем результат делился на период голосования (шесть недель) и выводился «средневзвешенный голос» – среднее количество голосов, отданных в поддержку того или иного кандидата.
- 42 просмотра