[ Гора родила мышь ]

Прокурор Дагестана Игорь Ткачёв 6 апреля направил в суд уголовное дело, возбуждённое в отношении меня и моих коллег по ст. 282, ч. 1, УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». С обвинительным заключением мы не ознакомлены, а времени на ознакомление с делом следователь по особо важным делам СУ по РД Максим Мирзабалаев нам не предоставил. Таким образом, прокурор республики лишает нас конституционного права на защиту, то есть пренебрегает Основным законом Российской Федерации.

Гора родила мышь. Спустя восемь месяцев топтаний Прокуратура РД и СУ СКП по РД выдали два уголовных дела. Первое из них прокуратура, что называется, «слепила из того, что было, а потом, что было, то» и передала в суд. А было заключение судебных лингвистической и психологической экспертиз всего по 10-ти публикациям из 46. Оно уже передано в суд. Следствие по второму делу будет продолжено. Для несведущих в тонкостях уголовного производства поясним, что речь идёт об искусственном осложнении положения обвиняемых. Из журналистов хотят сделать рецидивистов.
Следствие свой порыв подаёт следующим образом: «С учётом множественности эпизодов уголовного дела целесообразно выделение в отдельное производство для завершения предварительного расследования уголовного дела в отношении обвиняемых Исаевой, Мамаева, Магомедова, Мустафаева, Магомедова».
По логике следствия, каждая статья – преступление, а завершить следствие важнее, чем права и интересы обвиняемых. Странное дело: для исследования 10 статей одному эксперту Федяеву оказалось достаточно 18 часов (как гласит справка-исследование, которая послужила основанием для возбуждения дела, исследование началось 9 июля 2008 г. в 15:10 и завершилось 11 июля 2008 г. в 16:45), а на 36 статей экспертам этого же ЭКЦ недостаточно восьми месяцев. 
Газета.ру на своём сайте разместила комментарий Мирзабалаева, будто речь идёт о возбуждении вражды «между представителями главного этноса РФ и лицами кавказской национальности», а под «“социальной группой”» подразумеваются сотрудники правоохранительных органов». На резонное замечание о том, что в законодательстве такой социальной группы, как представители правоохранительных органов, не существует, следователь сослался на прецедент: «Мы основывались на том, что в этом отношении уже существует судебная практика». «В качестве самого известного, хотя и не единственного примера, он привёл дело блогера Саввы Терентьева»,поясняет издание.
Кстати, кто сказал, что милиционеры, судьи и прокуроры объединены в одну социальную профессиональную группу – представители правоохранительных органов? У них ведь разные цели и задачи. Тогда и адвокатов надо сюда отнести, они же тоже правоохранители. Тогда по аналогии все чиновники исполнительной власти – это социальная профессиональная группа (будь он хоть сотрудник казначейства или работник управления капитального строительства при правительстве – финансист и строитель, – таким образом, становятся представителями одной профессиональной группы): они же все заняты исполнением законов, принятых законодателями.
Хотя, надо отдать должное, отношения внутри этой «социально-профессиональной группы» чудные. Взять хотя бы поручения Мирзабалаева на имя министра ВД РД о проведении отдельных мероприятий по следствию. Отвечает на них почему-то замминистра Валерий Жернов (отставленный указом президента России Дмитрием Медведевым). Так, для установления авторов статей, включённых в материалы уголовного дела, он утверждает, что НЕОБХОДИМОпровести обысковые мероприятия в помещении редакции. Когда же Мирзабалаев обратился министру ВД: «…необходимо выяснить и источники финансирования издания»), всё тот же Жернов ответил: «Считаем целесообразным проведение комплексной ревизии ООО “Свобода Слова”» 
Жернов же без каких-либо поручений со стороны следователя обращается к нему с инициативой: «В ходе ОРМ установлено, что сведения о соавторах и заказчиках публикаций… могут храниться по месту жительства учредителя, а также заказчиками этих публикаций могут быть лица, находящиеся в розыске за совершение преступлений экстремистской направленности. По месту жительства корреспондентов и учредителя могут хранитьсяданные, свидетельствующие о намеченных контактах между ними и ра-зыскиваемыми преступниками. На основании изложенного по месту жительства Камалова Гаджимурада Магомедовича НЕОБХОДИМО провести обысковые мероприятия». 
Кто кому поручает делать обыски? На основании чего Жернов даёт подобные наставления следователю из формально независимого правоохранительного органа? Нам, во всяком случае, это не очень понятно. Мирзабалаев, следуя рекомендации Жернова, в тот же день по получении письма поручает провести обыск всё тому же МВД.
Теперь о другом органе социального сословия, представленном сотрудниками правоохранительных органов.

 

О прокуратуре

Дадим оценку деятельности Прокуратуры РД через анализ содержания её официального сайта. Сделаем это мы специально, так как предполагается, что прокуратура вывесит на своём сайте самые значимые успехи на поприще контроля за исполнением законности и прочее, и прочее. Судя по сайту, у прокуратуры на ниве борьбы с коррупцией вообще нет никаких успехов, так как одноимённый раздел содержит в себе только приглашение населения к сотрудничеству. Основная масса информации об успехах прокуратуры содержится в разделе «Новости». Мы подняли архив и сделали вывод (хотите – верьте ему, хотите – нет, а лучше посмотрите сайт сами) о том, что если отбросить дела экстремистской и террористической направленности, то прокуратура представляет в качестве своих побед не самые значимые события в масштабах дагестанской действительности. Так, например, в апреле, судя по сайту, государево око направило в суд дело против газеты «Черновик», создало новый отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле, обнаружило незаконную продажу главой Кулинского района семи автомобилей (кстати, там только что прошли выборы главы района), а также факт незаконной приватизации кинотеатра в с. Дылым, Казбековского района (приватизацию провели при бывшем главе района Амире Азаеве, который при свидетелях, средь бела дня, убил человека и отставки которого так долго добивалось население). Дальше всё идёт, в принципе, в том же духе. И ни тебе коррупционных разоблачений в высших эшелонах власти, ни громких дел вокруг земельных участков и их незаконного распределения в районах республики, не говоря уже о столице горного края – ничего подобного нет. Микронадзор за микронарушениями.  
Разве так должно быть? Да что там. Своих-то надо хотя бы защищать, не бросать своих работников и их близких на произвол судьбы. Так, по нашим данным, жену убитого осенью 2006 года прокурора Буйнакска Битара Битарова долгоне признавали потерпевшей, она ничего не знает о ходе следствия (если оно вообще ведётся). А родные убитого в 2007 году зампрокурора республики Абдулбасыра Омарова до сих пор не признаны потерпевшими. О ходе следствия им тоже ничего не известно. 

 

Из посланий президента РД Муху Алиева

Несмотря на существенный рост в прошлом году количества выявленных преступлений экономической направленности это важнейшее направление работы правоохранительных органов всё ещё остаётся малоэффективным... Нет действенной борьбы с теневой экономикой, криминальными методами конкуренции на рынке. Не сделаны выводы из критики, содержавшейся в пре-дыдущем Послании, касающейся борьбы с коррупцией, нецелевым использованием, хищением государственных и муниципальных бюджетных средств (2007 год).
В эту работу (по борьбе с коррупцией. – Прим. ред.) надо активно вовлекать институты гражданского общества, СМИ, следует оперативно реагировать на их выступления по фактам коррупции…
Очень важно, чтобы в эту борьбу реально и жёстко включились правоохранительные органы. Они не сделали правильных выводов из критики в свой адрес в предыдущих посланиях... Совершенно очевидно, что при такой «работе» правоохранительных органов принимаемые нами меры по оздоровлению обстановки в республике не дадут должного эффекта. …Но никто уже, наверное, не сомневается и в том, что при сегодняшнем их бездействии и коррумпированности значительной части сотрудников – борьба с коррупцией в Дагестане будет безрезультатной (2008 год).
Номер газеты