Мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов – личность в дагестанской политике известная. Пришедший в 1990-х годах в политику, он вспоминает (в том числе и в нашем интервью) о том периоде, как об историческом периоде, задавшем негативный вектор развития республике на долгие годы и наследии, от которого следует побыстрей избавляться. Сегодня Умаханов активно занимается «коммуналкой» Хасавюрта, вопросами возрождения культуры дагестанского народа, объединения аварских народов и совершенно не думает бороться за пост президента Дагестана. Но начали мы интервью с культуры…
– Расскажите, пожалуйста, о цели создания аварской национально-культурной автономии. Какие задачи перед ней стоят? И не является ли эта автономия аналогом тех национальных движений, по типу аварского движения Народного фронта имама Шамиля и пр., что были в 1990-х?
– Нет. Цели разные. Нынешняя автономия – это не фронт. Есть несколько причин создания данной автономии. Сегодня с большой уверенностью можно сказать, что значительная часть аварской молодёжи в городах, особенно в смешанных семьях, не знает родного языка, не умеет на нём ни говорить, ни читать. Это первая причина. Вторая. У нас очень много районов, где население говорит на разных языках, но в то же время все они считаются аварцами, и фактически, после периода народных фронтов в 1990-х не могут найти между собой общий язык, поэтому разделены. Перед автономией стоит задача – объединить всех аварцев. Популяризация того, что называют «болмацI»1. Причём не только в пределах республики, но и за её пределами: и в Турции, и в Азербайджане, и в Грузии, и в Ираке. Выпускать книги о тех великих представителях аварского народа, которые имеют заслуги перед народом, перед Дагестаном, перед нацией. То есть об учёных, полководцах, спортсменах…
– Создание подобного рода автономий, несмотря на заявляемые ими цели (развитие культуры и тому подобное), всегда привязывают к политике. Создание аварской автономии – это своего рода борьба за лидерство среди аварцев или что-то другое?
– Человек сам по себе лидером стать не может. Чтобы стать лидером в аварском народе, об этом должен говорить сам народ. И сегодня поднимать вопрос о лидерстве среди аварцев ни оргкомитету аварского фонда, ни его президенту не нужно. У нас больше обязанностей и обязательств. Президент России Владимир Путин сказал однажды, что русский народ – это государствообразующая нация в России, точно так же – аварский народ для Дагестана – государствообразующая нация. Поездите по Дагестану и покажите хотя бы одного из дагестанских полководцев или имамов, которому поставлен памятник. Нет их. Это показывает отношение к аварской нации. И в таком отношении к аварцам виноваты мы сами. У нас до сегодняшнего дня не было никакой организации, вокруг которой можно было бы объединиться и что-то сделать для нации, аварцев… Где книгу выпустить, где заступиться за тех соотечественников, чьи права ущемляются. А сейчас такая возможность есть. Вот для этого и создана автономия. За несколько месяцев работы уже сделано очень многое, ещё больше предстоит сделать…
– А какие проблемы аварского народа вы можете перечислить?
– Первая проблема – ситуация в аварских районах Азербайджана. Они в подавляющем своём большинстве не могут изучать родной язык в школе. Нет газет, радио, театра, телевещания. Есть проблема? Есть! Надо её решить? Надо! Для этого необходимо найти общий язык с руководством республики, выходить на азербайджанские власти. Такие же проблемы в Грузии. Но там наш оргкомитет, выехав на место, нашёл общий язык с местным министерством интеграции. По всем вопросам, которые ставили наши кварельские аварцы, местные власти пошли навстречу…
– А внутри Дагестана какие у аварцев проблемы?
– Внутри Дагестана единственная проблема – у нас нет единства, сплочённости. Если в каждом районе эта автономия будет работать, если население само выберет лидеров, которые будут представлять автономию на местах, то всё в нашей жизни изменится. Дагестану нужны новые аварские лидеры! Всех старых мы должны поменять. В том числе и меня! Разницы нет. Сейчас, как вы знаете, практически везде: в правительстве, в Народном собрании, в муниципалитетах – это всё люди, которые пришли в 1990-х годах, после крушения Советского Союза. Тогда все крутые, с поломанными ушами, носами стали руководителями и взяли власть. Нужно новое поколение – чистое, порядочное, грамотное, интеллигентное, любящее свою нацию и свой народ!..
– Новый руководитель Дагестана, Рамазан Абдулатипов, когда пришёл к власти, немного удивил жителей республики тем, что стал много говорить о необходимости возрождения культуры. В принципе сказал те же слова, что и вы… Кроме всего прочего он сказал, что будет требовать от дагестанских чиновников ношения традиционной одежды. Вы сами готовы приезжать на работу в национальном костюме и требовать того же от своих подчинённых?
– Вы наверно, не так поняли. Изначально речь не идёт о ношении национального костюма на работе. Понятно, что в современном мире это невозможно. Я люблю национальный костюм, он мне нравится, но я его никогда не носил. И не собираюсь его сегодня носить. Если вдруг в этом будет необходимость, если вдруг все аварцы на эту форму перейдут, то я готов вместе с ними носить. Но не для того, чтобы какую-то рекламу политическую делать… Или показать, что вот так я хочу и так будет… Кто меня может заставить поменять одну одежду на другую?! Никто… Моё желание должно быть!
– Скажите, вы с президентом встречались?
– Да.
– Какие вопросы обсуждали?
– Обсуждали вопросы республиканского, городского характера: как дальше работать? найдём ли мы общий язык? что нужно делать, чтобы найти общий язык?
– Он доволен вашей работой?
– Ну, это у него надо спросить, доволен он или нет…
– Вы сами как считаете?
– Я, например, сам лично доволен своей работой. Дагестанцы, хасавюртовцы лучше скажут, каких достижений удалось добиться. И в спорте, и в защите Дагестана, и в работе по восстановлению города, и в межнациональных отношениях. Достижений очень много, и просто так их не перечислить.
– Если брать межнациональные отношения: отношения между кумыками, аварцами и чеченцами, то какая ситуация на сегодняшний день в Хасавюрте?
– В Хасавюрте межнациональных проблем нет. Они были в 1990-е годы, когда движение «Тенглик», Чеченский народный фронт и аварский Народный фронт имама Шамиля не могли найти между собой общий язык. Теперь этих проблем нет. В Хасавюрте уже давно забыли про межнациональные разногласия.
– А есть желающие поднять этот вопрос?
– Бывают провокаторы… Но это не столько из нашей сколько из других республик, которые вмешиваются в наши внутренние дела и начинают претендовать на земли, на ещё что-то… Но эти попытки безрезультатны.
– С того момента, как вы стали мэром Хасавюрта, вы часто поднимали вопрос о том, что городской бюджет недофинансируется. Так же часто вы обращались к руководству Дагестана с просьбами пересмотреть бюджетную политику. Как обстоят дела сейчас? Какая бюджетная политика должна быть применима к Хасавюрту?
– Бюджетная политика по отношению к Хасавюрту должна быть такой же как, к примеру, Избербашу или Каспийску. Например, население одного посёлка, входящего в Хасавюрт, равно по численности населению Избербаша. Бюджет Хасавюрта намного меньше, чем у других городов и районов. Одно время у Хасавюрта был одинаковый бюджет с Южно-Сухокумском. Хотя в Южно-Сухокумске население меньше десяти тысяч человек!.. И вы, наверное, помните, с чем это было связано. Мы не могли найти общий язык с председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовым (имеется в виду период до 2006 года – «ЧК»). Это чисто политика…
– В прошлом году, в интервью газете «Дагестанцы» вы говорили о том, что если не осуществить в Хасавюрт определённых финансовых вливаний, а именно в ремонт коммунальной инфраструктуры, то город просто встанет. Актуальна ли эта проблема сегодня?
– Немного не так… В Хасавюрте очень много новых неблагоустроенных посёлков, к которым многие коммуникации подведены чуть ли не на палочках. К примеру, электричество, газ. 40% новых микрорайонов Хасавюрта не газифицировано. Канализация в пригородах не проведена. Вода не подведена должным образом. Не благоустроено. И, чтобы привести всё в порядок, необходимы очень большие деньги. И хотя Хасавюрт считается динамично развивающимся городом, есть посёлки, в которых мы не можем с тем бюджетом, что есть на сегодня, решить проблемы, благоустроить их. Даже газификация Хасавюрта, несмотря на то что Владимир Путин, будучи ещё председателем правительства, письменно дал соответствующее распоряжение, до сих пор осталась незавершённой.
– Насколько известно, вы три раза избирались главой Хасавюрта местным законодательным органом. Недавно Дмитрий Медведев предложил принять поправки в закон «О местном самоуправлении», по которому главы будут избираться путём всенародных выборов. Как вы относитесь к этой идее?
– Я всегда сторонник всенародных выборов... И я был бы за них, если бы вблизи Хасавюрта не было проблем с территориальными претензиями. Они предъявляются республике именно граничащими с нами соседями. Если допустить сегодня всенародные выборы, то в Хасавюрте могут возникнуть большие проблемы. Если кому то они нужны, то можно попробовать их провести. Чтобы не портились межнациональные отношения, выборы главы города необходимо проводить собранием депутатов Хасавюрта. Сегодня, учитывая все эти моменты, мы не готовы проводить всенародные выборы.
– Вы говорите о влиянии соседей… Понятно, что имеется в виду Чеченская республика, а также ситуация вокруг Новолакского (Ауховского) района. Как вы оцениваете эту ситуацию?
– В любом случае справедливость должна восторжествовать… Раз и на съездах вопрос переименования района в Ауховский был решён, и средства огромные выделялись, то нужно восстановить справедливость. Но не митингами, силовыми методами, перекрытием дорог. Этими методами вопрос не решить.
– Вы какой механизм решения проблем предложили бы?
– Так как в районе живут в основном лакцы, аварцы и чеченцы, то из наиболее уважаемых представителей этих народов, джамаатов, к которым будут прислушиваться в обществе, создал бы комиссию, чтобы они вместе сели и решили все спорные вопросы. Только так. По-другому эти вопросы никто не решит. Провокаторов везде хватает. И есть некие люди, которые, надеясь на какие-то чины и силы, провоцируют и дают надежду людям, что вот мы именно такими методами сможем восстановить справедливость. Такими методами, повторюсь, справедливость не восстанавливают.
– Как вы оцениваете назначение в качестве врио главы республики Рамазана Абдулатипова? Это позитивный или негативный шаг?
– Я думаю, что этот шаг правильный. Политик такого ранга нужен был Дагестану. Я всегда говорил: грамотный, честный и умный политик, любящий свой народ, нужен Дагестану! Если политик приходил сюда главой республики и сзади стояли какие-то олигархи и командовали им, порядка в Дагестане никогда не было. Если он назначен президентом России и действительно хочет что-то делать для народа, то народ его поддержит. Абдулатипов – умный, грамотный специалист, в том числе по национальным проблемам, которые сегодня актуальны в Дагестане. Он уже выдвинул несколько глобальных проектов для республики, которые смогут дать серьёзный толчок в развитии Дагестана. К такого рода проектам можно отнести реанимирование Аваро-Кахетинской дороги, которая позволит наладить прямое транспортное сообщение по маршруту Махачкала – Тбилиси. Реализация этого проекта, помимо общих выгод для населения республики, обеспечит выход экономической активности дагестанцев, которые в краткие сроки смогут осуществить ряд экономических проектов и маршрутов. Наряду с этим его реализация позволит оживить экономическую активность в ряде горных районов республики (Цунтинский, Бежтинский, Тляратинский, Шамильский), которые служат основным источником миграции в равнинные районы с потенциальными и реально возникшими земельными конфликтами между населением этих районов и жителями прикутанных поселений. Экономическое оживление в Цунте, Бежте и Тлярате позволит сдержать миграцию с гор и тем самым снизить накал в Бабаюртовском районе.
– Вы, в принципе, озвучивали публично, что за прежним президентом Дагестана стояли олигархи в Москве…
– Я эти слова ему и при Хлопонине говорил…
– …а за нынешним президентом есть такие структуры?
– Я не знаю. Но уверен, что пока руководитель не будет самостоятелен, не будет заинтересован в Дагестане и любить Дагестан, никогда в жизни тут порядка не будет. И ни один человек долго в этом кресле сидеть не будет.
– Есть момент, когда «хозяева-олигархи», а есть – когда «друзья-олигархи». У вас лично какие-либо дружеские отношения с владельцами группы «Сумма» братьями Магомедовыми (Магомедом и Зиявудином), тем же Сулейманом Керимовым, Ахмедом Билаловым имеются?
– Если есть друзья-олигархи, то это другой вопрос! Мы все дагестанцы, должны помогать друг другу в той мере, в какой есть возможность. С братьями Магомедовыми у меня неплохие отношения. Я не раз встречался с ними. Относимся друг к другу с уважением. С Керимовым я пару раз встречался, но особых отношений с ним нет, я его не знаю. С Билаловым – только один раз, в Хадже. Его тоже не знаю…
– Одно из мероприятий аварской культурной автономии – аварский съезд в Хасавюрте – совпало по времени с моментом назначения в Дагестан Рамазана Абдулатипова. И на этом мероприятии было объявлено, что в середине марта будет проведён ещё один аварский съезд, на котором собравшиеся определятся с персоной кандидата в президенты республики от аварцев и выдвинут её на сентябрьские всенародные выборы главы Дагестана. Будет ли это мероприятие проведено?
– Да, мы рассматривали этот вопрос в оргкомитете автономии и единогласно пришли к выводу, что в марте такое мероприятие проводить не нужно. Съезд мы проведём ближе к выборам – в июне. И там, если будет необходимость, мы озвучим свою позицию и поддержим одного из кандидатов в президенты от аварцев. Хотя, как мы предполагаем, выборы в Дагестане проводиться не будут, а будет процедура назначения главы республики.
– Если вы будете поддерживать ту или иную кандидатуру в президенты от аварцев, то это будет Абдулатипов?
– Мы пока этого сказать не можем. Одного кандидата на выбор народу же не представляют. Там будет два-три кандидата. Если будут более достойные кандидаты, того и предложим.
– А у самого нет желания баллотироваться?
– Нет. Я не имею права баллотироваться. Изначально, чтобы исключить спекуляции о том, что автономия создаётся для политических целей, в её устав было заложено положение, не позволяющее руководителю автономии выдвигаться в президенты. Поэтому, согласно Уставу аварской культурной автономии, я не имею права выдвигать свою кандидатуру на выборы главы республики. Поэтому мы можем быть только помощниками и поддерживать кандидатов…
1БолмацI – «народный, общий язык» (по другим версиям, «войсковой, ополченческий язык»), не привязанный ни к одному диалекту, который лёг в основу литературного аварского языка.
- 237 просмотров