[ Земельное право ]

21 октября РИА «Дагестан» со ссылкой на министра по управлению госсобственностью РД Раюдина Юсуфова сообщило о том, что ни один объект недвижимости, принадлежащий госпредприятиям республики, не прошёл законную процедуру по оформлению прав собственности.

Процедура юридического закрепления республиканской собственности должна закончиться до 1 января 2010 года, но ни на один из 1967 объектов недвижимости, закреплённых за ГУП, не зарегистрировано право собственности. На 46 объектах только подготовлена техническая документация. Такие крупные ГУП, заявляет министр, как «Башлыкентский», «Чкаловский», «Красный Октябрь», «Каспий», им. Гамидова и «Дылымское», только начали готовить её, а 34,6 тысяч га земельных угодий, находящихся у 15 предприятий на правах пользования, до сих пор не закреплены последними, как это должно быть, на правах аренды.
По мнению Раюдина Юсуфова, неясный правовой статус объектов недвижимости ГУП приводит к тому, что республика не может привлекать инвестиции, а также обуславливает низкую эффективность ГУП. Эффективности ГУП и нормальному развитию экономики республики также мешает большое количество убыточных предприятий, отчуждение их за бесценок из собственности государства через процедуру банкротства и приватизацию. (Отметим, что ранее «ЧК» неоднократно утверждал это.)
Среди мер, которые, по мнению Юсуфова, должны повлиять на руководство ГУП, перечисляются административные (штрафы) и экономические санкции. К примеру, Мингос-имущество разработало проект Положения об условиях и размере оплаты труда руководителей ГУП, согласно которому зарплата руководителя предприятия будет напрямую зависеть от эффективности ГУП (она увязывается с достигнутыми показателями деятельности предприятия, количеством работников, размером оплаты их труда и своевременными расчётами по выплате заработной платы персоналу).
P. S. На наш взгляд, оформление объектов недвижимости ГУП, конкретное юридическое закрепление их в собственности за государством будет тормозиться и саботироваться многими незаинтересованными в этом процессе сторонами. Большое количество ГУП, имеющих в своём составе множество объектов: строений и земельных участков, за последние 10 – 15 лет успели продать/раздать или присвоить большую часть республиканской собственности. Порой руководство некоторых ГУП занималось тем, что постепенно банкротило свои предприятия, а потом выводило их из собственности республики путём процедур банкротства или приватизации. Сохранение статуса руководителя ГУП зачастую позволяет ему являться фактическим собственником объектов недвижимости предприятия и быть своего рода гарантом того, что, пока он сохраняет свою должность в существующие у него на предприятии имущественные отношения никто не влезет.
К примеру, если вспомнить историю с ГУП «Манаскентский», где на землях этого виноградарского предприятия оказались различные комплексы, а некоторые земли были де-факто проданы, то будет понятно, что в этом вопросе будет нелегко разобраться и что влиятельных противников (с учётом личностей фактических собственников земельных наделов) будет много.
Номер газеты