[ Взгляд из Европы ]

В понедельник, 21 июня, в Махачкале состоялась встреча президента Дагестана Магомедсалама Магомедова с заместителем главнокомандующего ВВ МВД РФ Евгением Лазебиным – полномочным представителем ВВ МВД РФ по координации действий органов внутренних дел и внутренних войск в Северо-Кавказском федеральном округе.

Евгений Лазебин отметил, что в последнее время наметились положительные тенденции в плане налаживания личных контактов с руководством Дагестана, что способствует эффективному разрешению всех имеющихся вопросов. «У нас сегодня одна главная задача – борьба с бандитизмом», – заявил Лазебин в конце выступления.
Президент РД Магомедсалам Магомедов рассказал об актуальных мерах по противодействию терроризму и стабилизации общественно­политической ситуации в Дагестане.
Однако в настоящее время деятельность правоохранителей в Дагестане, как и в целом по Северному Кавказу, связана с реальным риском для жизни милиционеров. 
Последние два – три года статистика гибели сотрудников правоохранительных органов на Северном Кавказе является самой высокой среди аналогичных показателей в армии и Внутренних войсках. Об этом в одном из своих выступлений сказал замминистра ВД РФ Александр Смирный: «В схватке с террористами органы внутренних дел несут ощутимые потери: ежегодно погибают около 400 сотрудников органов внутренних дел». По данным замминистра, только с 1999 года по настоящее время безвозвратные потери сотрудников милиции на Северном Кавказе составили 1 366 человек, санитарные – 7 705. В речи замминистра нашлось место и для критики своих подчинённых. «Милиция наша, конечно, небезгрешна», – сказал он.
Подтверждением этого тезиса отчасти является и выступление 22 июня 2010 года в Парламентской ассамблее Совета Европы Еврокомиссара ПАСЕ по Северному Кавказу Дика Марти. По итогам обсуждения члены ПАСЕ приняли резолюцию.
По мнению парламентариев, нигде в Европе ситуация с правами человека не является столь серьёзной, как на Северном Кавказе. В Ингушетии за прошедший год наблюдался рост случаев исчезновения людей и убийств. Власти Дагестана постоянно превышают свои полномочия, нарушая при этом закон; в Чечне царит атмосфера страха. Оппозиционеры и правозащитники бесследно исчезают, а представителей СМИ и неправительственных организаций пытаются запугать.
Напомним, в марте 2010 года еврокомиссар уже побывал с недельным визитом в Северо­Кавказском регионе, в том числе и в Дагестане, где Марти провёл ряд встреч с правозащитниками и простыми людьми, которые сталкивались с различными нарушениями со стороны правоохранительных органов по отношению к их родственникам. Выступая с докладом в Европарламенте, Дик Марти подчеркнул, что на Северном Кавказе продолжает существовать правовой вакуум, нередки похищения людей, пытки, расстрелы. Об этом свидетельствуют более 160 судебных постановлений Европейского суда по правам человека. Марти также сказал, что ситуация на Северном Кавказе остаётся чрезвычайно сложной: «Уровень соблюдения прав человека, функционирования правосудия и демократических институтов даёт повод для самого серьёзного беспокойства: последовательные исчезновения оппонентов правительства и правозащитников всё ещё остаются широко безнаказанными».
На заседании ПАСЕ выступил и президент Ингушетии Юнус­Бек Евкуров. Он отметил, что в республике предпринимаются все возможные меры для нормализации ситуации и искоренения терроризма и коррупции и добавил, что власти Ингушетии пытаются улучшить ситуацию с соблюдением прав человека. «Нашим девизом было и остаётся: не человек для власти, а власть для человека», – сказал Евкуров.
Присутствие на сессии ПАСЕ лидера чеченских сепаратистов Ахмеда Закаевавызвало протест российской делегации. По мнению главы российской делегации Константина Косачёва, Закаев прошёл в здание Дворца Совета Европы под чужой фамилией, поскольку в компьютерной системе безопасности его фамилии не было.  
Номер газеты