Нужны мёртвые, а не живые...

Со времени жестокого и циничного убийства двух братьев-пастухов Наби и Гасангусейна Гасангусейновых у села Гоор-Хиндах Шамильского района прошло ровно два года. Преступление, которое можно раскрыть в течение одного дня, объективно не расследовалось, более того, родственникам Гасангусейновых с трудом удалось доказать, что их дети не являлись боевиками. Переломить ход расследования удалось адвокатам правозащитного центра «Мемориал», но они вынуждены отойти от дела

Благодаря правозащитникам дагестанского «Мемориала» в ноябре 2017 года СУ СКР по Дагестану возбудило уголовное дело по ст. 105 УК РФ по факту убийства братьев и прекратило дело по ст. 317 УК РФ. Но пока продвижений в расследовании не наблюдается, а причастных к преступлению, как считают родственники, покрывают.

По словам руководителя правозащитной организации «Право и закон» Джамбулата Гасанова, адвокаты «Мемориала» вынуждены были прекратить сотрудничество с семьёй Гасангусейновых после поджога машины и нападения на руководителя Сиражутдина Дациева 28 марта этого года в Махачкале. «Есть предположение, что избиение связано с расследованием убийства братьев-пастухов, и, возможно, к этому причастны сотрудники полиции. По крайней мере, была замечена чёрная «Приора» со сломанными ручками задних дверей, чтобы из машины не смогли сбежать. Это очень похоже на почерк ЦПЭ», – добавил Гасанов.

Как пояснил «ЧК» Джамбулат Гасанов, дагестанские следователи дискредитировали себя, но руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин отказал передавать расследование убийства братьев в Главное управление СКР по СКФО. «Следователи более года расследовали дело о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, но не установили их личности. По новому уголовному делу также не установлены стрелявшие в Гасангусейновых. Более того, как выяснилось, первое дело возбудили на основании фиктивной сводки бывшего начальника полиции Шамильского района Ибрагима Алиева о проведении КТО в этот день», – отметил он.

На данном этапе представителям потерпевшей стороны отказывают в полном доступе к материалам первого уголовного дела. Кроме того, выяснилось, что экспертизы проведены с массой нарушений. В материалах нового уголовного дела фигурирует свидетель Айшат Омарова, которая в день убийства была на пастбище и могла рассказать что-то следствию. Но, как отметил Гасанов, указано лишь, что её показания аналогичны показаниям Рината Ибрагимова – следователя, который заводил уголовное дело по ст. 317 УК РФ в отношении Гасангусейновых.

По его словам, в рамках нового уголовного дела им сообщили, что на детекторе лжи были допрошены Ибрагим Алиев и участковый Шамиль Гамзатов, а также начальник ЦПЭ по Гергебильскому району Насрула Исаев, которых родственники считают причастными к убийству братьев. Но в итоге подозрения не подтвердились. Гасанов сообщил, что намерен совместно с представителями комитета против пыток, которые подключились к делу, добиться получения протокола допроса, чтобы понять, какие вопросы им задавались.

 «Сейчас Алиев утверждает, что узнал о смерти Гасангусейновых только утром в ходе следственных поисковых мероприятий, а свидетели указывают, что посты полиции находились на развилках дорог уже за полчаса до убийства. Когда машина ехала с одним из свидетелей, его под пистолетом попросили выключить фары, так как они светили прямо в ущелье, где всё должно было произойти. Есть показания, что участковый приходил предварительно на пастбище узнать у ребят, когда они будут возвращаться. Потому как тем, кто сидел в засаде трое суток, надоело ждать. Есть ещё один сотрудник полиции, которого просили пойти к пастухам на разведку, но он не согласился. Его до сих пор не опросили», – говорит общественник.

Он уверен, что братьев Гасангусейновых хотели целенаправленно убить, так как это была самая удобная мишень. Он считает, что после вмешательства в дело сына убитого судьи Шамильского района Убайдулы Магомедова оно развалилось, обвинения в убийстве с задержанного сняли, а значит начальнику полиции уже не нужны были живые подозреваемые. По его словам, боевиков, которые действительно убили судью, тронуть не могли, так как они где-то спрятали кассу и силовики вели на неё охоту.

Как ранее писал «ЧК», начальник полиции Шамильского района отстранён от должности по представлению прокурора республики Дениса Попова. По данным Гасанова, Ибрагим Алиев перешёл на работу участковым в Хунзахский район, Исаев тоже больше не возглавляет ЦПЭ в Гергебиле, а Гамзатов сразу после убийства полгода не работал участковым, но затем вернулся на прежнее место.

Руководитель правозащитной организации «Право и закон» отметил, что Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу, российская сторона должна до октября прислать все необходимые материалы.

Также в ближайшее время родственники убитых братьев намерены подать заявку на проведение общедагестанского митинга в Махачкале, к которому намерены подключиться все правозащитные и общественные организации. ]§[

Номер газеты