[ О Рамзане Кадырове, или Кое-что о текущем моменте ]

Однажды Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев пришёл на встречу с однополчанами, накинув военную плащ-палатку. Войну, как известно, он закончил в звании полковника.

Поздоровавшись, Л. И. Брежнев сбросил с себя плащ-палатку, под которой оказался мундир маршала Советского Союза, ряд звёздочек Героя Советского Союза, высшие ордена за полководческий талант и множество других регалий, в том числе и орден «Победы». Насладившись произведённым эффектом, он самодовольно объявил: «Ну, вот видите. Дослужился».

Подобно любимому советскому генсеку, я сегодня превратился в политического динозавра, пережившего свой век. Многих из тех, кто начинал со мной, уже нет в живых; другие «за бугром»; третьи давно ушли из политики. Прошло одиннадцать лет, как я покинул рес-публику. Пройдя все круги ада, как и многие, научился жить вдали от Родины, адаптировался к новым условиям. И полностью потерял надежду когда-либо вернуться на родину и быть похороненным по нашим обрядам. О чём со всей откровенностью написал в январском номере газеты «Справедливость» за 2005 год.

О наших соседях

Приведу такой пример. Более тридцати лет в соседнем Дагестане у власти бессменно находился один лидер – Д. Даниялов (видимо, имеется в виду Абдурахман Даниялов. – Прим. ред.). Возглавив республику в сравнительно молодом возрасте, он вскоре стал одним из самых влиятельных руководителей национальных республик Северного Кавказа.

Он мог уйти на повышение в Москву, работать в аппарате ЦК компартии, но предпочёл остаться в Махачкале. Но все наработанные за десятилетия связи в российском и союзном руководстве он поставил на службу своей республике. При нём территория Дагестана увеличилась едва ли не на половину, преодолев реку Сулак, являвшуюся исторической границей между Чечнёй и Дагестаном. Выросли новые города, промышленные центры, возникли новые отрасли экономики, осуществлялось массовое переселение горцев на равнинные кумыкские и чеченские земли, произошла настоящая культурная революция, многие тысячи молодых дагестанцев ежегодно отправлялись на учёбу в самые престижные советские вузы и т. д и т. п. При этом в самом Дагестане огромное внимание уделялось развитию национальной культуры и местных языков.

Наконец, Даниялов сделал то, что и не снилось руководителям соседней Чечено-Ингушетии. Он сформировал дагестанскую национальную элиту, что сделать было очень и очень непросто, учитывая национальную пестроту этой республики. Прошли десятилетия после того, как Даниялов оставил политическую деятельность и вообще ушёл из жизни. Но мощный импульс развития, данный им ещё в первые десятилетия советской эпохи, позволили Дагестану благополучно миновать бурные перестроечные и постперестроечные годы, сохранить внутреннюю стабильность и начать новый виток развития уже в наши дни.

Между прочим, ради формирования полноценной и устойчивой национальной элиты Даниялов очень часто шёл на поступки, прямо скажем, неординарные. Вот мало кому известный факт (хотя все, кому надо, конечно же, знают): пламенный революционер Махач Дахадаев, в честь которого названа столица Дагестана, был расстрелян деникинцами по приговору шариатского суда, председателем которого являлся Гамзат Цадаса, отец самого известного дагестанского поэта Расула Гамзатова. Так вот, Даниялов и его предшественники на этом посту не позволили чекистам расстрелять Гамзата Цадасу, не позволили сгноить его в Сибири, а напротив, они со временем использовали его талант и большие способности во благо Дагестану. Он и его сына – Расула Гамзатова – всячески опекал. В результате именно такого подхода в Дагестане сформировалась сплочённая национальная элита, которая «не сдаёт» своих. Благодаря мощной поддержке местной партийной элиты Расул Гамзатов был обласкан всеми советскими генсеками, а затем и российскими президентами. Он даже успел получить из рук В. В. Путина высшую награду демократической России – орден Андрея Первозванного.

Прочность связей внутри дагестанской элиты (несмотря на весь раздрай, вызванный перманентным переделом сфер влияния) подтверждается каждый раз, когда эта республика сталкивается с проблемами, исходящими из федерального центра. Так, последний первый секретарь дагестанского обкома аварец Муху Алиев в августе 1991 года публично признал ГКЧП. После победы в Москве демократов он оставил свой пост, передав республику даргинцу Магомеду Магомедалиеву (имеется в виду Магомедали Магомедов. – Прим. ред.). Тот, благополучно процарствовав более полутора десятков лет, при уходе вернул власть в республике всё тому же Муху Алиеву.

Или возьмите наших западных соседей – осетин. Осетинская национальная элита сформировалась ещё в дореволюционный период. И уже неважно, что этот успех во многом стал возможен благодаря откровенному покровительству со стороны российской власти. Осетины единственные из северокавказских народов в большинстве своём официально исповедуют христианскую веру. Есть среди них и мусульмане. Но, откровенно говоря, подавляющее большинство осетин – язычники. Чтобы понять это, достаточно вспомнить одно из откровений муфтия Северной Осетии, заявившего в СМИ, что он в первую очередь осетин, а затем уже мусульманин. Точно так же думает большинство осетин. Но для нас сейчас главное не вопрос вероисповедания осетинского народа, а то, как действует его политическая элита…

О национальной идее

Таким образом, лидерству Рамзана Кадырова у нас сегодня только одна альтернатива – новая война и возвращение к власти заезжих «варягов», для которых Чечня и её многострадальный народ – всего лишь трамплин и расходный материал на пути к более высоким должностям во властной пирамиде. Как и все люди, созданные Всевышним Аллахом, Р. Кадыров имеет право на ошибки. Стоит ли на основании этого пытаться ограничить ему свободу действий? Думаю, что не стоит. И вот почему. Во-первых, свои ошибки он сам же и исправит. Что неоднократно и происходило на деле. Во-вторых, укрепляя позиции нынешнего президента, мы тем самым исключаем возможность политического реванша как со стороны отживших свой век политиканов, так и залётных «варягов».

Примерно так (на мой взгляд) выглядят главные достоинства Рамзана Кадырова как политика и президента. С учётом того позитивного, что делает он на нашей земле, мы вправе назвать его большим президентом маленькой республики.

Что касается национальной идеи чеченского народа, о которой в последнее время написано так много, думаю, что её главным пунктом должна стать консолидация чеченского общества вокруг руководства республики и президента Рамзана Ахматовича Кадырова, а также эволюционный путь развития.

«Вести республики» (Россия)

27 июня 2007 ]§[

Номер газеты