[ А завтра была опера ]

Завтра, 17 мая в зале Кумыкского театра Даггосфилармония представит зрителю свою первую оперу. Режиссёром её выступил Александр Бобин-Шмидт, а звучать она будет в исполнении солистов филармонии и Камерного оркестра под управлением Зарифы Абдуллаевой.

«Служанка-госпожа» итальянского композитора Джованни Батисты Перголези впервые была поставлена ровно 275 лет назад, и с тех пор её популярность не уменьшалась. Этот первый классический образец итальянской комической оперы, явившись бесспорным новшеством, в своё время вызвал немало споров в культурной среде. Теперь «Служанка-госпожа» – хорошо обкатанное произведение с множеством разноязычных либретто и обширной историей постановок. Опера для сопрано и баса, которую несложно поставить даже в таких, как у нас, условиях дефицита голосов и отсутствия необходимых инструментов, с лёгким сюжетом, итальянским юмором и нескучной музыкой. Изворотливая служанка Серпина, пользуясь хитростью и услугами своего друга – лакея Веспонте, – очаровывает своего хозяина и становится его женой. Несложный сюжет легко воспринимается благодаря русскоязычному либретто и довольно внятному исполнению главных героев: Уберто, чью партию исполняет Бобин-Шмидт, и Серпины в исполнении Светланы Мусаевой. Роль лакея в опере бессловесна.
Интересно, что для Светланы Мусаевой это будет вторая премьера за месяц. В музыкальной комедии «Аршин Мал Алан», которую совсем недавно поставил Дагестанский театр оперы и балета, она исполнила роль Гюльчахры. Новая роль, по её собственному признанию, ей нравится больше: «Там больше вокала, больше профессиональных задач. Роль Серпины для меня не сложнее, но интереснее как для вокалистки. Всё-таки это классика. И голос по-другому звучит – более уверенно, и задачи другие ставятся. В «Аршин Мал Алане» музыка другого плана – народная. Мне приходилось приспосабливаться. А здесь я как рыба в воде!»
Александр Бобин-Шмидт – сравнительно новый солист филармонии, который и привёз из Петербурга партитуру новой оперы, – рассказал нам о своём первом режиссёрском опыте:
– Ну, я не назову его уж таким режиссёрским. Я просто выстраивал взаимоотношения на сцене, потому как география и мизансцены здесь не такие уж сложные – главное, чтобы партнёр знал, что ему делать, а куда он пойдёт – это уже не столь важно. Фактически это большая частная инициатива, потому что вся работа в опере построена на тонкой актёрской игре.
– Почему именно «Служанка-госпожа»?
– Я выбирал между ней и оперой Менотти «Телефон», которая была написана ещё в 50-х, но актуальна до сих пор. Всё упиралось в то, что здесь, в филармонии, камерный оркестр, а опера Перголези рассчитана именно на камерный оркестр и маленький состав исполнителей. 
– А где вы работали до Даггосфилармонии?
– Я работал в Камерном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» солистом. В принципе, и до сих пор там работаю. Мне периодически предлагают участвовать в постановках театра. В «Санктъ-Петербургъ Опере» я как раз и пел в опере «Телефон» Менотти, а ещё в «Колокольчике» Доницетти, исполнял в чём-то похожую на партию в «Служанке-госпоже» партию в опере «Тайный брак» Чимарозы… 
– Получается, что в этой опере вы соединили два жанра – сценическое исполнение и концертное?
– Я бы так не сказал. Я считаю, что это полнокровное сценическое действо, хотя в довольно ограниченном пространстве. У нас нет декораций, практически нет бутафории, даже зеркало воображаемое, но акцент мы сделали на взаимоотношениях главных героев.
– Сложно было поставить первую оперу для филармонии?
– Первая она или сотая – это всё равно. Конечно, возникали какие-то накладки, связанные с отсутствием опыта в этом деле. Но я не как работу, я это больше как художественную самодеятельность рассматриваю. Мы и работали в неурочное время, чтобы быстрее выучить текст, и костюмов у нас не было…
– Но на премьере-то они будут?
– Да, какие-то детали костюма мы взяли в Русском театре, какие-то – в Кумыкском. Вот если бы это был театр, то там был бы художник по костюмам или художник-постановщик, но это филармония, и в таком вот полувоенном режиме поставлена… Но это совсем не страшно! На самом деле главное, чтобы послезавтра на сцене произошло то, что должно произойти.
Номер газеты