[ Театр на лестничной площадке ]

83-й сезон в Русском театре открыл спектакль «Сосед и соседка», который поставил режиссер Государственного Малого театра Владислав Константинов по пьесе Джорджа Чодорова «Он и она». Параллельно с нашим Константинов срежиссировал для владикавказского Русского театра постановку по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира», премьера которой состоялась на дагестанской сцене около месяца назад.

Выбор пьесы «Он и она» для постановки на сцене Русского театра режиссёр объяснил так: «Эта история затрагивает широкий спектр проблем, где основным вопросом  являются отношения между мужчиной и женщиной. Уже название «Он и она» говорит о многом. Пьеса интересна тем, что она просматривает проблему взаимоотношений через три поколения: пожилых, сорокалетних и молодых. И представители каждого из поколений по-своему трактуют понятие любви. Мы видим понимание отношений между мужчиной и женщиной на разных этапах жизни, что создаёт неповторимую прелесть пьесы, где не обойдены и другие вопросы: способность сопереживать и сострадать, уважать друг друга и помогать ближнему. Думаю, в последнее время многие из нас утратили эти качества. И театр как вид искусства позволяет видеть живое сопереживание и сострадание на сцене, помогает задуматься о том, что же главное в жизни человека, в отношениях между людьми. Пьеса «Он и она» освещает много жизненных ситуаций, а также  обращает внимание на культуру общения между людьми».
Надо отметить, очень проницательно было назвать спектакль «Сосед и соседка». Непонятно, что хотел сказать Чодоров (вероятно, что-то околофрейдовское про инстинкты и их превосходство над жизненными принципами и правилами), но Константинов в одном из своих интервью громогласно заявил о намерении на материале пьесы показать гибель института семьи и брака. В итоге зритель не увидел ни уверенных размышлений Чодорова об отношениях мужчины и женщины, ни трагедии разрушения каких-бы то ни было институтов, ни, как это было заявлено уже в названии пьесы («Он и она». – Прим. ред.), любви. Сплошное соседство! Скучающий главный герой, скучающая героиня, скучающий муж главной героини и их сын. И только к концу второго действия заложенная в самом драматургическом материале фарсовость немного оживила происходящее на сцене. Комедийности всему придал ещё и до предела концентрированный образ еврейского слесаря, перетянувший на себя всё зрительское внимание, и несколько шутливых мизансцен.
И если не учитывать, что пьеса подбирается режиссёром, исходя из большого количества параметров, среди которых актёрский состав и его потенциал, личные предпочтения и даже размер сцены с её техническим оснащением, то можно было вполне уверенно сетовать, глядя в глаза Константинову, что вот, мол, Владикавказу – «Зойкина квартира», а нам – водевиль… А так остаётся только констатировать некстати возникающее ощущение дежавю: буквально этой весной Скандарбек Тулпаров веселил публику очень похожей бытовой комедией-фарсом «Семейный ужин». И мне кажется, что театр, который не часто балует зрителя новыми постановками, не должен бы позволять себе так часто обращаться к драматургии развлекательного толка.
Слабый драматургический материал (это, без сомнения, не лучшая американская пьеса) на сцене Русского не дал возможности и проявиться актёрам настолько, что даже опрометчивым было бы рассуждать о том, что вот тот-то «отыграл!», а тот-то – «недотянул». Любовь Данилова, Вадим Мещерин, Константин Переверзев, Юрий Колчин, Виктор Новиков и Анна Безрукова по мере сил занимательно и доходчиво пересказали на сцене пьесу, в чём значительно помогли хорошее музыкальное сопровождение и хореография, стильные декорации и интересные костюмы дизайнера Веры Агошкиной.
Все эти затраты Русского театра неспроста: постановку представят публике ещё раз в рамках фестиваля профессиональных театров республики, который стартовал 19 ноября, и повезут на ответные гастроли во Владикавказ.
Номер газеты