[ Секрет даргинских мастериц ]

Автор альбома по кайтагской вышивке англичанин Роберт Ченсинер любил повторять, что дагестанская техника вышивания мало чем отличается, к примеру, от российской или французской. Однако при этом соглашался, что аналогов кайтагской вышивке в мире нет. По словам дагестанского исследователя Габиба Исмаилова, наши мастерицы использовали специфические символы, присущие только культуре горцев. Именно своеобразие орнаментов, гамма цветов отличают кайтагскую вышивку от всех остальных.

Около десяти лет назад кайтагской вышивкой в республике занимались лишь единицы. Несколько старых мастериц в горных селениях и пара-тройка городских. Одна из первых начала возрождать традиции кайтагской вышивки реставратор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой Изаят Меджидова.
«Вообще, я, конечно, в большей степени ковровщица. Тку традиционные дагестанские ковры, сумахи. Но в конце 1998 года занялась вышивкой. В то время этот старинный вид народного промысла нуждался в немедленной реанимации».
Всё началось с того, что в руки Изаят на реставрацию попала старинная дагестанская  вышивка. Восстанавливая полотно, она заинтересовалась сложной технологией исполнения уникальных орнаментов. И закончив одну работу, тут же взялась за другую.
В старину для окраски материала и ниток мастерицы использовали только натуральные красители. Чтобы узнать секрет их изготовления, Изаят неоднократно ездила в сёла, разговаривала с горянками: долго и скрупулёзно добывала информацию о составе красителей. А потом неделями искала и подбирала травы, содержащие все необходимые ингредиенты.
Однако секрет мастерства реставратора не только в использовании натуральных красителей, но и в тщательном выборе ткани, орнамента.
«Основой для кайтагской вышивки служило плотное домотканое хлопковое или шёлковое полотно. Сегодня, за неимением домотканого материала, я покупаю старинное шёлковое суровое полотно (оно придаёт сходство со старинными работами). И обязательно покупаю шёлковые нитки. Иногда, правда, приходится их добывать самой, из готового куска шёлка. Прежде чем приступить к работе, и материал, и нитки я выкрашиваю в натуральные цвета по старинной технологии дагестанских мастериц…»
Кайтагская вышивка – одно из самых трудоёмких ремёсел. Так, на вышивку одного орнамента может уйти от трёх-четырёх до шести месяцев.
«Рисунки в старинных работах, как правило, не повторялись. Мастерицы в основном ткали по памяти, поэтому совершенно невозможно обнаружить  две одинаковые работы».
Зачастую встречаются орнаменты, выложенные не на однородной ткани, а на материале, сложенном из разных кусочков. Никто не может ответить, то ли таковой была задумка автора, то ли мастерице просто не хватило ткани.
«Но это на первый взгляд «недоразумение» придаёт вышивке своё очарование. Мне кажется, что и современные работы не должны  повторять друг друга. В этом изюминка кайтагской вышивки».   
Освоив технологию старинной вышивки, Изаят обучила этому ремеслу и своих близких. Сегодня основы кайтагской вышивки преподают и в художественном училище им. Джемала. Студенты не только изучают технологию вышивки, но и активно используют её традиционные орнаменты. Например, в изготовлении батиков, в моделировании одежды.
«Правда, нужно признать, что мало кто из тех, что начали заниматься вышивкой недавно, имеет представление о подлинной технологии её изготовления. Работая реставратором в музее, я каждый день соприкасаюсь с образцами старинной вышивки, владею информацией о производстве натуральных красителей. Некоторые же по незнанию портят свои работы «мёртвой» синтетикой».
Кайтагская вышивка, какой мы её знаем, появилась и была распространена в даргинских сёлах, в частности в Акушинском районе. Своим названием она обязана московскому учёному, впервые увидевшему её именно в Кайтаге. Выполненные сельскими мастерицами вышивки передавались по мужской линии и использовались практически во всех обрядах. Так, их подкладывали в люльку младенца вышитым узором вниз. Изготовленная бабушкой или матерью вышивка служила оберегом для ребёнка. В селениях Наци, Тузла, Нахки вышивкой покрывали лицо умершего. А в селении Гапшима без кайтагской (даргинской) вышивки не обходился ни один свадебный обряд.
«Обилие знаков, символика кайтагской вышивки колоссальны, –  рассказывает исследователь, автор книги о даргинской вышивке Габиб Исмаилов. – Большинство из них так же встречаются в петрографике, на надмогильных камнях, дагестанских клинках. И их семантика до сих пор полностью не разгадана. Поэтому даргинские «панно» можно только копировать. Так как мы, современники, мыслим совершенно другими символами. И всякое переиначивание приведёт к смешению времён, потере архаичности».  
Сегодня традиционно вышитые полотна находят применение в оформлении интерьера.
«Кайтагская вышивка невероятно обогащает интерьер, – говорит дизайнер Мадина Алиева. – Она многозначна, поэтому использовать её в дизайне помещения нужно очень аккуратно».   
«Вышивка – непременный атрибут современных кунацких. Одновременно с балхарскими кувшинами, кубачинскими изделиями она создаёт особую атмосферу в домах дагестанцев,  возвращая их к истокам…»
Возрождению кайтагской вышивки способствовала Патимат Саидовна Гамзатова. Именно благодаря ей, а потом и её дочери, искусствоведу Патимат Расуловны, образцы кайтагской вышивки представлены практически во всех московских музеях.
В наши дни традицию сохранения даргинской вышивки продолжают только мастерицы. На их плечи ложится весь груз по возрождению этого старинного вида народного промысла.
Номер газеты