[ Дементоры в горах Дагестана ]

В Гунибе, глядя на башни крепости – исторического памятника, мой мальчик спросил: «Тут разжигали костры, чтоб сигнал тревоги заметили и пришли на помощь?» Ну, думаю, неужели им в первом классе такие вещи рассказывают?

Постой-постой, где это недавно, так наглядно, пылали эти костры на башнях? «Ты это во «Властелине колец» видел?» – догадалась я наконец. «Нет, в «Мулан». О, кстати, во «Властелине» тоже! Потом ещё Арагорн побежал за подкреплением», – был мне ответ. И радоваться или огорчаться, что первый культурный слой у первоклассника состоит не из рассказов об истории родины, а из картинок из американского мульта об истории китайцев?

Потом мы сидели на вершине горы, и облака проплывали под нами. Пахло полынью и горным ветром, внизу серебрилась и извивалась река, очертания гор тонули в дымке… в общем, всё как положено. Тут мой первоклассник в прямом смысле тычет пальцем в небо и говорит: «А вдруг за тем громадным облаком Лапута? Может, она там плывёт?» Ну, вы знаете, что такое Лапута. В крайнем случае, дети расскажут. Вкратце: это летающий остров (анимэ «Летающий остров Лапута» Реж. Миадзаки).

Потом он ещё искал на лесных дорожках следы невиданных зверей типа гигантских белых волков и кабанов-призраков (анимэ «Принцесса Мононоке»), спрашивал, таких ли орлов, как эти, посылал Гендальф за Фродо и Сэмом, когда они лежали посреди лавы? «Вот так лежали, смотри!» – распластался на камне, прикрыл глаза… В общем, знакомство с природой родного края состоялось.

Греки и дядя Стёпа

Вы, конечно, знаете, кто такие дементоры? Дети объяснят, в крайнем случае. Это такие, видите ли, сущности. «Они, мам, летают и высасывают из людей жизнь». Я так поняла, Гарри Поттер от них сильно натерпелся, особенно в детстве. «А в горах Дагестана водятся дементоры?» – спросил меня сынок под конец экскурсии в Гуниб, и я содрогнулась. «Конечно, нет! С чего ты взял?» «Омар говорит, сам видел». Что тут скажешь? Не Омар виноват, что у современных детей бардак в голове. В их мире живут и активно действуют спайдермены и хоббиты,  воландеморты и назгулы, единороги и тролли, орки и Гермионы Грейнджер. Какой там Иванушка-дурачок! Тут летает сверхпрочная пена для паутины, вьются эльфийские веревки, ломаются волшебные палочки, ездят говорящие «Тачки». Ещё в этом виртуальном пространстве спокойно ходят ходячие замки и летают летучие острова, призраки тут вообще свои люди, эпический Ахиллес – вылитый Бред Питт («Троя»), а Джек Воробей («Пираты Карибского моря») похож на Вилли Вонка («Чарли и шоколадная фабрика»), что создаёт некоторую путаницу. Ещё в этот уже не совсем детский мир уместились страшноголосые супермены и мутанты из мультсериалов с канала «Джетикс», покемоны, Шрек, Немо, а также герои компьютерных игр и геймбоёв.

У греков, первых из людей, современников Зевса и Афродиты, сознание было насквозь мифологизировано. Мифы так ясно объясняли им всё происходящее, что каждый грек жил с ощущением, что раз день настал, значит, богиня утренней зари проскакала по небу, а потом там стала резвиться богиня дневного света. И так во всём. И они знали, кто из богов чей муж, любовник, сын, дочь, и от какого брака. Миф стоял за каждым событием, боги смотрели на людей сквозь облака и выглядывали из-за каждого дерева. Один из этапов поздней мифологизации человеческого мировосприятия связан с появлением кинематографа. Но это совсем другая история и отдельный длинный разговор. Меня интересует новая стадия мифологизации, основанная на развитии детских коммерческих мульти, кино, анимэ, компьютерных проектов. Которые иногда ещё и плавно перетекают один в другой. А в детских головах умудряются сосуществовать.

У наших детей сознание мифологизировано серьёзнейшим образом, но система мироздания в их маленьких башках вырисовывается вовсе не такая стройная, как у греков. И к её строительству имеют всё меньше отношения божественное вмешательство, а также вековая народная мудрость и хорошие писатели. Василиса Премудрая (русская народная сказка) и Оле Лукойе (Г.-Х. Андерсен), Маугли (Р. Д. Киплинг) и Пеппи Длинныйчулок (А. Линдгрен), Винни-Пух и все-все-все (А. Милн), Незнайка (Н. Носов) и Чипполино (Дж. Родари), не говоря уже о Мойдодыре (К. Чуковский) с дядей Стёпой (С. Михалков), торчат где-то на обочине сознания современного, даже самого маленького ребёнка в виде отрывочных воспоминаний, и не о книжках, а о мультяшных персонажах. Герои диснеевских и иже с ними мультпроектов своим напором, яркостью, своим повсеместным присутствием  заглушили, забили и практически уже уничтожили детскую литературу и настоящее детское кино.

Ну, это я, положим, маленько загнула… Когда, как мне показалось, истерика прошла, стала думать: «Может, пусть побеждает сильнейший?»

А потом, когда она действительно прошла, решила: «Может, не надо паниковать? И не надо их противопоставлять – голливудскую продукцию и хорошие детские книжки? Может, как-нибудь они уживутся в безграничном воображении детей индиго?» Тем более, как показывают исследования, очень даже неплохая и в смысле литературы и в смысле коммерции писательница Джоан Роулинг вернула книге юного читателя.

Обсуждая эту проблему в разных компаниях, я насобирала кучу мнений. Элементарный опыт большинства родителей сводится к тому, что видео и компьютер – это возможность заставить детей заткнуться и не бегать. И по этой простой причине взрослые с облегчением позволяют талантливым коммерсантам с хорошо развитым больным воображением формировать мировоззрение и систему ценностей своих детей.

С другой стороны, противодействовать индустрии, выпускающей всё новые детские мечты, запрещать ребёнку смотреть всё это – тоже не выход. Все в классе и во дворе смотрели про человека-факела («Великолепная четвёрка»), а он не смотрел? Все умеют обращаться с мышкой и джойстиком, а он только страницы может переворачивать? Вот вам и комплекс полнейшей неполноценности, возникшей к тому же по вашей вине. Тут уж никакие «я хочу как лучше для тебя!» не помогут. 

Помогут родители

Как-то я рассказала опытному (и умному при этом) педагогу о семье, в которой четырнадцатилетний подросток ни разу не играл на компе и почти не смотрит телевизор. Стремясь оградить его от тлетворного влияния времени, родители подсовывают ему разные хорошие книжки типа «Евгения Онегина» прижизненного издания Пушкина и гордятся, что он почти наизусть знает толстенный том «Жизни животных»  Брэма. Он знает, как выглядит лягушка изнутри! Папа и мама очень довольны!

– Сколько ему сейчас? – уточнил педагог.

– 14.

– Ну, так через пару лет он их препарирует.

Есть выход, не такой радикальный, как запрет: читать вслух. Дети настолько заинтересованы в присутствии родителей, что счастливы отказаться от привычного времяпрепровождения за компьютером в пользу сидения на диване, пусть даже со скучной книгой. Тем более что теперь столько красивых, талантливо и любовно иллюстрированных детских книг, классическое содержание которых раскрасит и мир ребёнка. (Плюс, если вам это интересно, разовьёт память, воображение, речь и т. д.) Людмила Улицкая во многих интервью рассказывает, как до хрипоты часами читала своим уже взрослым сыновьям классические произведения мировой литературы. И теперь эти сыновья не только современные, преуспевающие, но и прекрасно образованные люди, которые к тому же очень любят свою мать. А это приятно.

Но большинство из нас всё-таки не способно на подобный родительский подвиг. И  возмущаясь сейчас, что молодые люди не знают родной истории, старшее поколение забывает, что привычка приобретать знания закладывается в детстве. Что истории должны читать и рассказывать родители – про семью, родственников, земляков, современников и предков, про исторические места и памятные даты. Кто так и делает? Единицы. И я не из их числа. Костры на башнях у меня ассоциируются с Арагорном. (Кстати, как объяснил мне очень продвинутый библиотекарь из Хасавюрта Якубов, «Балто», «Спирит» и та же «Мулан» – мультики, в которых увлекательно рассказываются правдивые, мудрые, патриотические истории. И про индейцев детям интереснее, чем про дагестанцев, и читать и смотреть, потому что про них написано и снято – сказочно интересно. Кто расскажет нашим детям о родной истории так, чтобы невозможно было оторваться от книги, от экрана? Пока прецедентов нет. И только вот не надо про «Тугарина Змея».)

Тогда остаётся вместе с детьми смотреть ту муру, что приготовили для них умелые руки солдат западной киноиндустрии. Всё это так ярко, затейливо, привлекательно! Антуража много больше, чем смысла. Но… Начинаешь смотреть, втягиваешься и уже знаешь всех в лицо и по именам, влюбляешься в Уилла Тёрнера, ненавидишь Киру Найтли и говоришь на языке героев мультбоевиков: «Я – болото на пути преступности, я – счётчик в таксомоторе правосудия»… Это, конечно, не «Евгений Онегин», зато тут ты ВМЕСТЕ с детьми. Которые при всём богатстве выбора легко отличают подделку от подлинника.

На прошедших зимних каникулах мы ходили в навороченные кинотеатры, игровые комплексы, на ёлку и грандиозное представление в Кремлёвский дворец, на каток и в цирк. Плюс салюты, подарки, горки… И ещё мы ходили в театр. Утром второго января. На «Карлсона» в «Театр Сатиры». Главный герой слегка поддатый. Декораций не намного больше, чем в «Догвиле» фон Триера. Костюмы ещё условнее. Фрёкен Бок лет на двадцать старше моей бабушки. Но! Что-то в этом во всём было талантливое. Детям было интересно и по-настоящему весело. Они были вовлечены в действо. Они орали и хохотали во всё горло. И когда я спросила сына, что ему больше всего запомнилось в его московских каникулах, он ответил: «Как Карлсон плюшки воровал». Загадка.

Номер газеты