[ Государство постмодерна ]

Кризис еврейской государственности заставляет искать новые возможности взаимодействия между разными народами, проживающими на одной земле.

Давление на Израиль со стороны арабского и мусульманского мира усиливается, военно-технологический разрыв стремительно сокращается. Растут боевая выучка и профессионализм потенциального противника. Во время последней Ливанской войны боевики шиитской «Хезболлы» не совершили ни одного традиционного для этой организации теракта-самоубийства и действовали в условиях боя как дисциплинированный спецназ.
Идея раздела территории на еврейское и арабское государства бесперспективна. Экономика Палестинской автономии целиком и полностью зависит от Израиля. Еврейское государство поставляет палестинцам электроэнергию, обеспечивает водой и топливом, является основным рынком сбыта для палестинских товаров и каналом для их экспорта за рубеж. Об альтернативных путях разрешения конфликта «Эксперт» беседовал с израильским политическим активистом, раввином Менахемом Фруманом, известным своими неординарными взглядами.
– Официальный Иерусалим с одобрения Вашингтона взял курс на раздел занимаемых Израилем территорий на два государства, еврейское и арабское. Как вы относитесь к такому варианту разрешения конфликта?
– Я выступаю не за размежевание, а за создание двух государств на одной территории. Идея национального государства себя исчерпала. Однонациональных государств в мире почти не осталось.
Мир быстро меняется, меняются и формы государственного устройства. Конкретные формы нового государственного устройства – предмет переговоров и консультаций.
У меня были хорошие, близкие отношения с Ясиром Арафатом, я поддерживаю контакты с «Хамасом». Совершенно очевидно, что евреи должны жить на всей территории земли Израиля, ни один город или поселение не должны быть оставлены, я выступал и против вывода наших посёлков из Газы.
На этой земле живут два народа. Арабы также должны иметь нормальные условия существования на всей территории земли Израиля или Палестины, если хотите. Надо вести речь о двух взаимопроникающих друг в друга государствах – Израиле и Палестине – на одной земле.
– Но ведь декларируемые цели исламистов «Хамаса» – сбросить евреев в море. Аналогичных позиций в выступлениях «для своих» придерживаются и представители правящего «Фатха».
– Палестинцы ведут диалог и выдвигают требования раздела земли на два государства или уничтожения Израиля, поскольку их заставляют говорить в русле западной политической культуры. А ведь вся система международного права построена на принципах национальной государственности. Поэтому они и говорят о праве наций на самоопределение, территориальной целостности будущего палестинского государства, оккупации и так далее. «Территории в обмен на мир», нерешённая проблема Иерусалима, разделение страны стенами – это неверное решение.
Мы должны начать говорить на их языке – на языке, на котором общается наш «враг». В нынешней ситуации нет разницы между правыми и левыми, между Нетаньяху и Бараком – у них у всех западное мышление. Поэтому в контексте израильско-палестинского, еврейско-мусульманского урегулирования нет разницы, кто из них придёт к власти. Но в другом – в близком восточной культуре ценностном режиме – они вполне могут понять и принять, что жизнь евреев на Святой земле, здесь на поселениях, – это вовсе не способ их оккупировать.
Необходимо выходить на новые формулы урегулирования отношений – менее политические и более духовные. Поселенческая деятельность – это шаг к простоте, возвращение к небу и земле. Есть вещи и документы, которые мы могли бы подписать вместе – евреи и арабы. Я встречался ещё с шейхом Ахмедом Ясином, и мы говорили, например, о том, что верховная власть на Святой земле принадлежит Всевышнему.
– То есть вы считаете, что необходимо уйти от чисто территориальной проблематики?
– Безусловно. Я многие годы чувствовал, что израильско-палестинский конфликт – это конфликт не только из-за территории. Это гораздо более широкая проблема, связанная с отношениями между западным и мусульманским миром.
Лучше бы представители внешнеполитической администрации США взяли годик отпуска, посидели поучили бы Коран и хадисы вместе с шейхами, как это делал я много лет. Чтобы добиться мира, необходимо понять мусульман. Ислам – духовная империя, и там есть что изучать.
На Святой земле нет мира, потому что Запад не уважает Восток и мусульманский мир. Заносчивость, высокомерие, надменность американцев, как между тем и многих евреев, для меня неприемлемы так же, как и для мусульман.
– Так с чего надо начинать в сегодняшних условиях, когда все стороны настаивают на отделении от Израиля «палестинских территорий» и на создании арабского государства?
– По крайней мере, необходимо максимальное вовлечение России в процесс урегулирования. То, что одни США правят миром, очень плохо. Я надеюсь, что российские связи с Египтом и другими арабскими странами будут способствовать решению палестино-израильской проблемы.
Предложенная российским руководством мирная конференция по Ближнему Востоку с участием всех сил, включая «Хамас», – очень важный шаг. Именно «Хамас» превратился в ключ к миру в регионе. Американцы, конечно, будут кричать и возмущаться по поводу участия России в ближневосточном урегулировании, но потом они ещё скажут Москве спасибо за проделанную работу.
 «Эксперт Украина»
26 мая 2008
Номер газеты