[ «Я его слепила»… ]

Это очень просто. Вырезать несколько картинок из журналов, буклетов и даже ресторанных меню. Шкафы, одежду, ягоды, мороженое или гигантскую волну. А потом всё это склеить вместе. Коллаж сегодня – не только украшение интерьера или эффективная психологическая техника. Это новый вид искусства и – шире – способ восприятия действительности.

Московский художник Дарья Усова, устраивающая выставки в модных арт-салонах и галереях, прославилась не картинами, инсталляциями или скульптурами. Она запатентовала новый вид декоративно-прикладного искусства «pieces art» («искусство из кусочков»). Иными словами, коллаж. Уникальность стиля художницы – в кропотливом создании произведений из крохотных частей глянцевых журналов. Каждый коллаж из её коллекций – это обрывки рекламных имиджей и знаменитых фотосессий, собранные воедино в новые, уникальные образы.
«Опытные галеристы советуют мне бросить ножницы и клей и взяться за краски, – говорит Дарья Усова. – По их мнению, картины продаются лучше. Однако сделать коллаж намного сложнее! Так как сначала я представляю какой-то рисунок, а потом выкладываю форму и цвет не мазками краски, а вырезками из журналов».
Техника коллажа использовалась ещё сто лет назад. Достаточно вспомнить знаменитые газетные иллюстрации или модные афиши. Но в наши дни коллаж приобрёл другое значение. Популярные сценаристы, режиссёры проецируют на экраны коллажное искусство. Доказывая, что современный художественный, равно как и реальный, мир состоит из таких вот отдельных фрагментов. Фильмы «Наука сна», «Через вселенную», «Тени забытых предков» – наглядные тому примеры. Используемые режиссёрами символы вырезаны из разных культурных реалий. Здесь и аппликация, и живопись, и всевозможные предметы, как будто выпирающие из кадра.
«В коллаже людей, как правило, интересует не столько ”картинка”, сколько то, из каких деталей она сделана», – говорит Усова. Долгожданная возможность изучить «под микроскопом» все составные полотна художника – не об этом ли мечтает большинство зрителей? Коллаж как раз и позволяет даже самому неискушённому не только соприкоснуться с тайной мастера, но и самому почувствовать себя творцом, вооружившись стопкой старых изданий и ножницами.

Психологи рекомендуют

По мнению психологов, изготовление коллажей раскрепощает. Дарит ощущение эстетики и в то же время хулиганства, так не хватающего в повседневной жизни. Когда на одном пространстве, рядом, можно приклеить огромного зевающего бегемота и клубнику со сливками. Так нельзя! Так обычно не делают! Но здесь, в коллаже, каждый может позволить себе всё, что захочет.
«Поэтому коллаж – это лучшее средство от депрессии, – говорит психолог Елена Мкртычан. – Я сама занимаюсь изготовлением коллажей, даже на заказ. И советую делать это всем моим клиентам».
Коллаж можно составлять не только из картинок, но и цельных фраз, фотографий и любых других изображений (кусочки материи тоже идут в ход). При этом клеить начинать хоть снизу вверх, хоть справа налево, по диагонали или вразброс. Главное, не оставлять просветов. И не бросать.
«Если человеку что-то мешает закончить коллаж, – рассказывает психолог, – значит, точно так же его что-то останавливает и в жизни, не даёт идти дальше, развиваться».
Коллаж называют чудесной психотехникой, так как многое из того, что человек привносит из действительности в свой коллаж, вскоре появляется в его жизни.
«Мы ведь отбираем конкретные картинки, изображения, – говорит Елена Мкртычан. – То, чего у нас пока нет, но чего нам бы очень хотелось. Посредством коллажа мы выполняем своеобразный заказ для Вселенной».
Поездка в Англию, оранжево-солнечное настроение, ботинки на высокой платформе и шуба из шиншилл, вырезанные из журналов, – наши желания материализуются в жизни.
«Коллажирование делает людей более свободными, смелыми в реализации своих творческих проектов, – говорит психолог. – И наоборот, людям с математическим складом ума оно даётся сложнее. Все художники знакомы с техникой коллажа, но используют её в основном абстракционисты. К примеру, работы Апанди, Супьянова, Тимура Мусаева – это качественный художественный абстрактный коллаж».
Коллаж называют вторичным искусством, так как до него всегда были и есть «подлинники». И многие находят, что в коллаже интересны именно сочетания этих «подлинных» изображений и предметов и ничего более. Но тем не менее коллаж – это то, что сегодня отражает дух времени, его динамику, свежесть, круговорот, стихию. Коллаж – это ни в коем случае не винегрет, скорее коктейль, смешение техник и стилей и, самое главное, форма понимания реальности и проявления себя. Немного чудаковатая, немного сумбурная и сумасшедшая, но невероятно живая и позитивная…

Номер газеты