[ портал ]

[Наш глАМУР] В погоне за несуществующим и бестелесным опасно застрять на парочке каблуков от Christian Louboutin, посчитав их последней ступенью в достижении поставленной цели. Цели – поймать гламур и прочно запереть его в новой Dior`овской сумочке. Опасная эта погоня, и победы в ней недолговечные. Та же сумочка через полгода безнадёжно устареет, а Christian Louboutin выпустит свой очередной обувной шедевр.

Гламур – истерия нового времени. Я бы сказала, новая идеология взамен отобранной у нас Ельциным и перестройкой. Только если та идеология строилась на коммунистических лозунгах и идеях равенства и братства, то гламур вообще не предлагает никаких нерушимых идей. Гламур не существует как субстанция, отсутствие – его суть. Поэтому если гламура нет, то он всё равно есть.

Можно долго перечислять его атрибуты – cool и sexy, красота и богатство, динамизм и расслабленность, понимая при этом, что он так и остался неназванным. Он живёт только в нашем воображении, это только картинки в глянцевых журналах, проходы по подиуму, ритуалы в эфемерных пространствах. Ни в редакциях, ни за кулисами его уже нет. Он не имеет отношения к действительности, его придумывают в журналах, чтобы обольщать потребителей. И эта грандиозная иллюзия заставляет нас тратить безумные деньги на то, чтобы приблизиться к образу самих себя, внедрённому в нас непонятно как.

Гламур больше, чем сумма трендов и брендов, поведенческих манер и биографических стилизаций. Как система последовательного зомбирования, он завораживает и нейтрализует нашу критическую волю, усыпляет здравый смысл. Мы листаем журнал и идём в бутик за кофточкой, тратим на неё несколько сотен евро и чувствуем себя почти счастливыми. Это повторяется снова и снова, и поэтому гламур – самая радикальная невозможность обретения самих себя.

Гламур – тотальная идеологическая конструкция. В отношении своих жертв она репрессивна, как всякая тирания, хотя выглядит добровольной игрой. В структуре гламура как консьюмеристского миража важна связь с потреблением, с машиной, воплощающей желания. Эта машина устроена как конвейер: создание образов, порождение желания, воплощение. Миф гламура воплощает понятным образом преодолимую дистанцию между желанием и получением желаемого. Этот миф полностью исключает историю из системы ценностей. Он весь в настоящем и обращён в будущее, его не волнуют сущность, жизнь и смерть, подлинные желания, гнев и любовь, случайность. Гламур с лёгкостью заменяет всё это. Правда, только на время, пока не выйдет из моды твоя новая сумочка или туфли.

У гламура как консьюмеристского мифа другая экономика – это весьма ограниченная экономика индивидуального желания. На что направлено это желание? Сквозь страницы глянца чаще всего просвечивает современный вариант мифа о Золушке. Чтобы стать тем, кем ты хочешь, надо только купить правильные туфельки. И сумочку к ним. И платье, и шубку, и кучера. Надо только отыскать принца, который за это заплатит. А, к чёрту принца! Ты сама себе и принц, и туфелька… ]§[

Номер газеты