Хайдак на современной карте Дагестана занимал бы Кайтагский, Каякентский и отчасти Дахадаевский с Дербентским районы. Это было государство с даргинским, кумыкским, а также терекеменским (сейчас считается азербайджанским) и еврейским населением. Последние две этнические группы, согласно свидетельству средневековых историков, составляли нечто вроде низших каст, поскольку были «завезены» или приглашены уцмиями. Поселены они были на земле, принадлежащей простым кайтагцам; и за землю эту, наряду с барщиной и оброком, которые шли в пользу уцмия, многие терекеменцы осенью отправлялись на заполненных урожаем арбах в горные даргинские сёла Дахадаевского и Кайтагского районов. Последний случай такой уплаты произошёл в 1930-х годах.
Хазарский след«В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нём». Это сообщение из средневековой дербентской хроники у Мюнаджим-баши про 1064 год, учитывая имеющиеся в современной историографии сведения по Хайдаку, можно считать отражением основания известного нам уцмийства Хайдак, которое в современной историографии более известно под названием Кайтаг. (В своей терминологии автор предпочитает пользоваться произношением Владимира Минорского, профессора Кембриджского университета, выдающегося востоковеда, в сферу научных интересов которого входил Кавказ.) В этом сообщении речь идёт о прибытии этих хазар в город Кахтан хазарской страны или, как вариант, – «в Кахтан на (прежней?) хазарской территории». Это известие следует за упоминанием захвата в том же году многих исламских земель. Здесь загадкой является уже сам город Кахтан, название которого созвучно названию арабского племени кахтан. А поскольку, согласно арабскому историку Масуди, на происхождение от этого племени претендовали правители Хайдака в Дагестане, Минорский допускает, что Хайдак и есть Кахтан. Данная версия подтверждается наличием среди земель верхнего или нагорного Кайтага (Шабахъ-Хайдак), делившегося на 4 части: наряду с Уцари, Шуракатом, Ирджамулом ещё и на Кайтаган, название которого имеет больше аналогии с Кахтаном. В тексте Мюнаджим-баши речь идёт о городе Кахтан, а такой город не известен ни в Хазарии, ни в окрестных землях. Скорее всего, название искажено, и идентифицировать его с известными нам городами не представляется возможным. Естественно, правильнее допустить, что под Кахтаном имеется в виду престольный город (столица) Кайтага. Наряду с этим созвучным произношением, многие учёные, занимавшиеся данной проблематикой, вполне обоснованно считают, что известное в I-м тысячелетии н.э. государство Джидан является искажённым Кайтагом. (d’Ohsson С., Les peuples du Caucase et de pays аи nord de la Mer Noire et de la mer Caspienne, dans les dixieme siecle, ou voyage d’Abou-el-Cassim, Paris, 1828 y.; В. Минорский. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М., Издательство восточной литературы, 1963 г.)
Хайдак был самым южным на Кавказе владением, входившим в состав Хазарского Каганата. С другой стороны, Хайдак был и самой северной страной, в которой Хосров Ануширван поселил евреев-маздакитов. Известно, что к Х веку евреи жили в Самандаре, причём это были собственно евреи, так как нет никаких известий о том, что в иудейство переходили дагестанцы. Кроме, конечно, самого салифана, который, по некоторым данным, придерживался трёх авраамических религий – ислама, христианства и иудаизма сразу. Поселения хазар в Хайдакском владении были немногочисленны, поэтому нет никаких оснований предполагать, что позднее часть иудейских хазар влилась в состав еврейских общин Дагестана. Они, вероятнее всего, влились в состав хайдакских даргинцев.
История терминаПостараемся коснуться и других вопросов истории Хайдака, оставшихся спорными или до конца не выясненными современными историками. Название «Хайдак» или «Кайтаг», на взгляд автора, пока не нашло более логичного объяснения, кроме как посредством алтайских языков. Масуди (часть II, стр. 39) пишет, что князь хайдаков был единственным мусульманином в государстве и происходил от родоначальника из арабского племени кахтан. Вот что конкретно пишет Масуди о Хайдаке: «Вернёмся теперь к описанию ал-Баб вал-абваба и племён, живущих поблизости от Стены и горы Кабх (Кавказ). Мы сказали, что вреднейшим из таких соседних народов является княжество Хайдак (в тексте Джидан). Его царь – мусульманин, который заявляет, будто он араб из (племени) Кахтан. В настоящее время, а именно в 332/943 году, он известен как Салифан, и в его государстве нет других мусульман, кроме него, его сына и семьи. Я думаю, что этим прозвищем зовутся все цари этой страны». Эту легенду повторяют и другие средневековые историки Востока, но современные историки считают её по большей части выдумкой, основанной на простом созвучии двух названий. Но в то же время она может быть основана на знании того факта, что правящая элита Хайдака была чужеродна по своему происхождению. В этом русле гораздо больше сведений нам даёт упоминание Масуди титула главы Хайдака – «салифан». Салифан, как известно, – древнетюркский титул, транскрибируемый по-китайски се-ли-фа. (Ed. Chavannes, Documents sur les Tou-Kiue (Turcs) occidentaux, St.-Pbg. 1903 y. 164 р.). «Тогда подошёл к нему (Абд ал-Малику – амиру Дарбанда) Салифан с хазарским войском», – пишет о помощи, оказанной хайдакским князем, дербентская средневековая хроника «История Ширвана и ал-Баба». (В. Минорский, стр. 67) Этот эпизод указывает на тесную зависимость хайдаков от хазар, от которых они, по-видимому, получали титулы и инвеституру. Исходя из этих данных, нельзя отметать и версию, согласно которой термин «хайдак» (кайтаг) произошёл от одного из тюркских огузских племён кайы (qayi). В пользу этой версии говорит и то, что на кайтагских землях расположены крупные населённые пункты Каякент и Новый Каякент, в названии которых отражён корень кайы, или кайа. Но кайы отпочковались в XI веке от племенного объединения канглы, а в ХI–ХIII веках переселились на Кавказ. Название же «хайдак» имеет более древнюю историю, а потому эта версия имеет и большой недостаток, который фактически аннулирует её.
Интересна версия Аббаскули Бакиханова на этот счёт. Он утверждает, что Кайтаг можно считать производным от слова «Гаптаг», или, как минимум, оба слова являются одного происхождения. «Таг (гора) вообще означает Дагестан: владение Шамхала с прибавкою геп (всё) называлось Гептаг, а владение Уцмия – с добавлением слова Кай, означающего на древнеперсидском языке «большой» и «высокий», или же в связи с поражением здесь Кай-Хосрова (Кира), о чём будет упомянуто ниже, – называется Кайтаг». Но опять же версия Бакиханова, как всегда, – плод подгонки имеющегося материала под уже существующую в его голове теорию, а при таком методе, как известно, можно доказать очень многое, если не всё. В данном случае Бакиханов путает таг с даг, приплюсовывает Кира Великого, который в описанном им месте никогда не был, добавляет сюда и шамхала, владения которого продвинулись к югу от Избербаша только при помощи русского оружия в ХIХ веке.
Город Кахтан упоминается только в тексте «Истории Ширвана и ал-Баба», но, согласно Масуди (часть II, стр. 7), жителями Самандара в его дни всё ещё были хазары, а князья Хайдака претендовали на происхождение от араба Кахтана. Всё вышеприведённое в совокупности указывает на то, что остатки хазар вернулись в район Хайдака, то есть на территорию, откуда они частично эвакуировались под натиском арабов.
Учитывая эти сведения, возможно, что хайдаки получили название от своего высшего класса, состоявшего из пришельцев, как это случилось, по мнению многих учёных, с кавказскими аварами. Но в противоречие с этой версией вступают сообщения арабских авторов IX–X вв. нашей эры, указывающие на существование названия Хайдак (с различными ошибками в написании) ещё в те времена.
Стольный град ВарачанДревнейшими центрами Кайтага были горные даргинские селения Кала-Курайш и Уркарах. Позднее кайтагские правители, уцмии, проживали, в основном, в предгорье – в бывшем до недавнего времени преимущественно кумыкском Маджалисе и в ныне кумыкском селении Башлы. Согласно Аббас-кули Бакиханову, Маджалис был основан уцмием Султан-Ахмадом (умер в 1588 г.) «на пустыре, где народ собирался для совещаний». В XVIII–XIX веках уцмии жили в Башлы. Перенос резиденций с нагорья (юго-запад) на равнину (северо-восток) произошёл тогда, когда правители уже носили титул «уцми», не известный в старое время. Существуют основания полагать, что хайдакские уцмии, перенеся свою резиденцию в Башлы, фактически вернулись в свою прежнюю, возможно, первую столицу.
Постараемся обосновать свою точку зрения. Моисей Каганкатваци («История Албании», часть II, глава 39) сохранил рассказ о путешествии албанского епископа Израиля в 681–682 годах н. э. к гуннскому (т. е. хазарскому) вождю Алп-Илутверу в его резиденцию Варачан. Минорский считает нужным подчеркнуть, что Варачан был пограничным районом, а Алп-Илутвер, дочь которого была женой хакана, – только хазарским подчинённым, или вассалом. Вполне возможно, что, когда хазары под нажимом арабов перенесли свою столицу из Семендера к устью Волги, их бывшая летняя резиденция Варачан была занята их вассалами хайдаками. В этой связи интересно и само название данной резиденции – Варачан. Она упоминается в нескольких средневековых источниках. Варшан, летняя резиденция хазарских правителей, упоминается в письме хазарского царя на древнееврейском языке (Павел Коковцов, «Еврейско-хазарская переписка в X веке», Ленинград, 1932 г., стр. 85–86). Византийский историк Феофан приводит название древнехазарской области – Берзилиа (G.Moravcsik, Byzantino-turcica. II. Budapest, 1943, II, стр. 88). Согласно Баладзури, средневековому арабскому историку, Хосров Ануширван встретил хазарского хакана в «ал-Баршалийа» (Баладзури, «Книга завоевания стран», перевод с арабского языка Павла Жузе, Баку, 1927, стр. 195). Ещё один арабский историк Якуби называет место, где около 733–4 гг. н. э. Маслама встретил хазарского царя Варсана, что должно быть исправлено как Варшан. (Якуби, «История», перевод с арабского языка Жузе, Баку, 1927., стр. 380–382)
Значительная часть историков, в числе которых находится и уже упомянутый Оссон, посчитали возможным отождествить эти названия с современным Башлы. Это предположение становится ещё более вероятным ввиду старой передачи названия Башлы как Баршлы. К примеру, голландский путешественник Якоб Рейнегс в конце XVIII века называет его Баршлы и упоминает как одну из пяти областей, принадлежащих уцмию. Башлы или Башлыкент до его разгрома отрядами «проконсула Кавказа» Алексея Ермолова в 1816 году был одним из наиболее крупных населённых пунктов Южного Дагестана и одним из центров Кайтагского уцмийства. Вполне возможно, что место, где поселились последние хазары, было уже упомянутое Баршалийа, или Башлы.]§[
- 180 просмотров