[ Опять Рыжий? ]

Привлёк меня заголовок в «Российской газете»: «Спекулятивные интересы западных инвестиционных фондов ставят под удар будущее российской электроэнергетики». Статья была написана будто по заказу.

Она гневно изобличала спекулянтов-конъюнктурщиков, в числе которых такие «гранды» мирового финансового мира, как Deutsche Bank, Citigroup, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Clearstream. Эти компании до сих пор являлись номинальными держателями акций энергокомпаний ТГК-2 и ТГК-4. В условиях же кризиса они сбросили акции, фактически отказавшись от участия в инвестпрограммах, на условиях софинансирования которых они и были допущены в капитал. Когда на рынок сбрасывают массово акции, это означает падение их котировок и капитализации компании. От капитализации «пляшут» при оценке её кредитоёмкости, потенциала по привлечению средств на финансовых рынках. Таким образом, действия этих воротил финансового «шоу-бизнеса» и вправду поставили под угрозу инвестпрограммы электроэнергетики. Я далека от мысли, что те, кто зазывал эти компании, действительно рассчитывали на долгое сотрудничество и предлагали дружеские условия контракта. Как-никак акулы бизнеса договаривались между собой. Суть же дела такова, что «естественные» рыночные аппетиты финансовых спекулянтов (по обе стороны договора) ставят под угрозу энергобезопасность страны и даже её целостность (вот бы где с экстремизмом и расшатыванием государственных устоев бороться).  
Поясню. Декларированной целью реформы электроэнергетики была «либерализация» цен на неё. Что это значит? Дагестан, например, производил электроэнергию и сам же её потреблял. Цена формировалась здесь, у нас, а так как спрос и предложение в целом соответствовали друг другу, цена была относительно низкой. После реформы произведённая энергия стала выводиться на так называемый единый федеральный рынок. А так как обеспеченность электроэнергией по регионам неравномерная и нарастает дефицит, цена на неё оказывается одинаково высокой и для тех регионов, у кого её не достаёт, и для тех, кто её производит. Теперь вот выясняется, что инвестпрограммы электроэнергетики под угрозой… Дефицит нарастает… Как вы думаете, что станут делать регионы, у которых переизбыток электроэнергии? Не этим ли вопросом зададутся: вода в реках наша, нефть-газ – наши, а электричество дорогое? Реформа, говорите? Либерализация?
Номер газеты