[ Качество образования не терпит компромисса ]

В прошлом номере «ЧК» опубликовал интервью с одним из кандидатов в ректоры ДГУ Муртазали Рабадановым. Сейчас мы представляем читателю всех шестерых кандидатов. Наиболее подробно мы остановились на двух из них: уже упомянутом Муртазали Рабаданове и проректоре ДГУ Магомеде Гасанове – как наиболее вероятных и сильных кандидатурах.

Юрист амбициозный

Шихтимер Магомедов. Декан юридического факультета ДГУ, профессор, доктор юридических наук.

Имея высшее историческое образование, он заочно окончил юридический факультет; во время учёбы был председателем профкома студентов. Докторскую диссертацию Магомедов защищал в институте МВД России, который известен как вуз, в котором за определённую плату можно решить любые вопросы. Магомедов имеет около 350 научных трудов, существенная часть которых написана в соавторстве. (Для сравнения: обычно академик РАН имеет 100–150 научных трудов.) Считается протеже и выдвиженцем Гаджи Махачева. Вылепленный руками депутата Госдумы декан создал для Махачева отдельную кафедру. Кафедра административного права, заведующим которой теперь является Махачев, была выделена из кафедры конституционного права, которую в свою очередь возглавляет сам Магомедов. Говоря откровенно, именно Шихтимер Магомедов является одним из виновников того, что когда-то очень сильный юридический факультет стал производить огромное количество некачественных специалистов. Сохранив преподавательский состав, доставшийся ему в наследие, Магомедов практически провалил работу по «выращиванию» своих кадров и привлечению специалистов со стороны. На факультете нередки случаи, когда бывшие охранники, заочно окончив факультет, становятся методистами и преподавателями. Единственным структурным подразделением факультета, профессионально подходящим к подбору кадров и не дискредитировавшим себя слухами о взятках, является возглавляемая Умупазиль Омаровой кафедра гражданского права. Учёба на факультете детей дагестанской элиты способствовала обрастанию Магомедова полезными связями и знакомствами. Для привлечения к себе внимания властного родителя Магомедов искусственно мог создавать проблемы для его ребёнка. А иногда даже мог отчислить студента из университета без соответствующего приказа ректора, чем выводил факультет из подчинения ректорату. Властный, амбициозный и целеустремлённый декан не пойдёт на компромиссы с другими кандидатами в борьбе за ректорство, так как по сути своей является карьеристом. В случае избрания его ректором возможно качественное улучшение инфраструктуры университета с целью придания элитного статуса не пользующимся популярностью факультетам. Магомедов привык к комфорту и немало сделал для комфорта студентов факультета. Но при отсутствии равноценной смены опытным преподавателям университет, в случае если его возглавит Магомедов, может полностью потерять авторитет, заработанный в своё время качеством образования.

Self-made woman

Салихат Мусаева. Профессор факультета истории.

Долгое время была заместителем декана на факультете истории. Её сложно характеризовать как научного работника, но по множественным оценкам это амбициозная, волевая женщина, которая всего добилась сама. Её без преувеличения можно назвать self-made woman.

Мотивом её выдвижения является, прежде всего, возможность заявить о себе. Это некий элемент самопиара, который должен сыграть на руку в её стремлении стать заведующей кафедрой стран Азии и Африки, где она преподаёт. У неё минимальные шансы даже пройти аттестационную комиссию, но, по всей видимости, она к этому и не стремится.

Тёмная лошадка

Басир Алиев. Декан финансово-экономического факультета, профессор, доктор экономических наук.

Человек замкнутый, неоткрытый. За довольно короткий промежуток времени, 6 лет, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Долгое время работал на мясокомбинате. Занимался предпринимательской деятельностью. Он и действующий ректор Омар Омаров являются кумовьями. Причины, побудившие его подать заявку на участие в выборах, неясны. Однако представить ректором ключевого вуза республики человека, далёкого как от образования, так и от науки, не представляется возможным. Особенно принимая во внимание публичность фигуры ректора, резко контрастирующую с личностными характеристиками самого Алиева.

Предвестник «рабаданизации»

Рабадан Кадиев. Начальник учебно-методического управления ДГУ, профессор, доктор физико-математических наук.

Считается довольно одиозной личностью. Но при этом нельзя недооценивать его ум и организаторские способности. Амбициозен, хитёр, университетский макиавелли. Возглавляя учебно-методическое управление, смог замкнуть на себе контроль и организацию учебного процесса в университете. В его компетенции – визирование образовательных программ, где определяется, сколько часов по той или иной дисциплине должно проводиться при подготовке по каждой специальности, определение нагрузки каждому преподавателю, решение, сколько на какой кафедре требуется новых преподавателей, методистов и др. Ни один приказ не проходит мимо него, он стремится всё контролировать.

Фактически учебно-методическое управление занимается в основном распределением нагрузки. В то время как в идеале это управление должно быть многофункциональным органом. В первую очередь это тот буфер между ректоратом и непосредственно учебным процессом, который аккумулирует у себя всю информацию, обобщает её и анализирует, оказывает помощь в проведении единой образовательной политики, единой методической работы с факультетами.

Как очень неглупый человек, Рабадан Кадиев адекватно оценивает свои шансы на победу. Он понимает, что не имеет достаточно весомого авторитета среди работников университета и не сможет взять много голосов на выборах. Поэтому Кадиев выдвинул свою кандидатуру буквально в последний момент (подал документы в последний день приёма заявлений) не для того, чтобы стать ректором. Он знаком и находится в хороших дружеских отношениях с одним из своих самых сильных соперников – Муртазали Рабадановым. Поэтому сейчас для Кадиева программа-максимум – пройти аттестационную комиссию. Оказавшись в числе «финалистов» и увеличив, таким образом, значимость своей фигуры в этой игре, он сможет ставить свои условия. Например, пообещает снять свою кандидатуру в обмен на какие-нибудь гарантии от будущего ректора.

Выдвижение Рабадана Кадиева – это своего рода заявка на то, что с этим человеком надо считаться.

Физик из Москвы

Муртазали Рабаданов. Заведующий лабораторией рентгеноструктурного анализа Института кристаллографии РАН, доктор физико-математических наук.

Выдвижение кандидатуры Рабаданова стало неожиданностью для большинства сотрудников университета. Поползли слухи о его связи с Саидом Амировым, которые были основаны на том, что двоюродный брат Рабаданова был среди руководителей подконтрольной Амирову «Адам-Интернешнл». А также с министром финансов России Алексеем Кудриным. Кстати, именно это знакомство с влиятельным чиновником считается главным козырем Рабаданова, якобы способного при благоприятном для него исходе выборов привлечь в университет значительные финансовые вливания. Однако любой мало-мальски знакомый с системой финансирования вуза может обеспечить безбедное функционирование данного учебного заведения.

В интервью нашей газете он отказался говорить об образовании, позиционируя себя как учёного. Оценим его с этих позиций.

О роли дагестанской фундаментальной науки сказать что-то определённое практически невозможно. Ещё более неопределённа роль теоретической физики. Всё большее число людей науки склонно считать, что научно-исследовательские приоритеты республики сегодня лежат в области решения прикладных задач. И желательно, чтобы любые исследования плавно ложились в лоно экономически обоснованных народохозяйственных программ. Ясно, что ТАКОЙ наукой может руководить не всякий функционер «старой закалки».

Муртазали Рабаданов впечатляет как организатор интегрированного научного процесса. Эмпирика, нацеленная на решение практических задач, – его поприще. Способность ставить прикладные исследовательские задачи в отраслях, смежных с экономическими приоритетами, творческое решение конкретной проблемы, нацеленность на создание принципиально нового объекта интеллектуального творчества – то, чего недостаёт сегодня функционерам в дагестанской науке, а именно директору ДНЦ РАН. И именно этими качествами (по редакционным оценкам) с избытком обладает Рабаданов.

Однако ни школа на золотую медаль, ни вузовская учёба на все текущие «отлично», ни ранняя докторская диссертация не дают ему качеств, необходимых для управления вузом.

Насколько колоритен Рабаданов-учёный, настолько же он наивен как организатор учебного процесса. «Образование – это просто передача знаний. Основная задача грамотного преподавателя – вложить в студента тот объём знаний, который требуется по программе соответствующего курса». Эта детерминация дана им буквально в прошлом номере «ЧК», и она, простите за откровенность, выявляет полную несостоятельность понимания Рабадановым чуть ли не революционной задачи, которую ставит Муху Алиев по качеству студенческого образования.

Требователен, но справедлив

Его называют интеллектуальным, подразумевая под этим «мягкий интеллигент». В общении с нами проректор ДГУ Магомед Гасанов проявил неожиданную жёсткость: вежливо, но тоном, не терпящим возражений, отказался дать нам интервью.

– Ало… Ало, ало. Вы меня слышите? Здравствуйте, Магомед Магомедович.

– Доброе утро.

– Вас беспокоит корреспондент газеты «Черновик»…

– Очень приятно. Я читаю вашу газету. Вы довольно детально описываете высшую школу. Своеобразно, но профессионально.

– Спасибо за то, что читаете! В этой же связи мы хотели взять интервью у вас. Об университете и предстоящих выборах ректора.

– … (На том конце провода – молчание.)

– Ало. Когда бы мы могли встретиться? В любой день недели. Желательно до среды.

– При всём уважении к вам в частности и к свободе слова вообще, я, пожалуй, воздержусь от интервью.

– Мы хотели бы проинформировать наших читателей о…

– К сожалению, не сейчас. Если редакции это будет ещё интересно, то в мае-июне. Извините, об этом лучше не продолжать.

Мы решили компенсировать недостаток информации «из первых уст» собственными источниками, чтобы получить завершённый портрет потенциального ректора.

Первое, на что не могли не обратить внимание, – семья Гасанова. Его жена Умупазиль Омарова – омбудсмен, заведует кафедрой на юридическом факультете всё того же ДГУ, доктор юридических наук, основатель юридической клиники при ДГУ. Симптоматично, что их сын, сын двоих заведующих кафедрами ДГУ, учится не в родном для родителей университете, а на юридическом факультете МГУ. Несомненно, что этот человек не мыслит себя вне университета. Мы обратились к патриарху ДГУ Георгию Николаевичу Сивриди с просьбой дать характеристику в числе прочих кандидатов и Магомеду Гасанову.

Георгий Сивриди

Я про всех кандидатов говорить не буду, потому что достаточно хорошо знаю только Магомеда Гасанова. Своё мнение уже выразил вместе с инициативной группой от ДГУ Муху Гимбатовичу. Вместе со мной туда вошли Мали Юсуфов – профессор, преподаватель биологического факультета, Валентина Егорова с исторического факультета, Мурад Абакаров – бывший декан исторического факультета, Людмила Авшалумова и др.

Мне приходилось с Гасановым по работе сталкиваться, когда он возглавлял факультет довузовской подготовки. Русский язык там преподают мои ученики, и все о нём отзываются очень хорошо. К своим работникам он требователен, но справедлив. Одинаково внимателен, вежлив и с профессорами и с вахтёрами. Так что это не просто моё мнение – я обобщаю всё, что слышал о нём, и сопоставляю с впечатлением, которое произвёл на меня этот человек.

Некоторые считают, что он слишком мягкий. Но я вам скажу – он совсем не мягкий, у него есть характер. Так думают, потому что он очень интеллигентный. Он способен добиваться своего. Я думаю, он сможет поднять уровень университета и исправит все те многие недостатки, которые появились в последние годы.

Знак качества

Магомед Гасанов – администратор образовательного процесса. Вся его профессиональная биография представляет системный и непрерывный процесс роста и совершенствования как организатора образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении. Он был деканом факультета, заведует кафедрой истории, является проректором по учебной части. То есть он профессионально знаком как с процессом организации непосредственно учебного процесса в вузе, так и с содержательной стороной образовательных программ, курируя в качестве проректора учебно-методическое обеспечение деятельности университета.

Особенно ярко потенциал Гасанова раскрылся в его деятельности как проректора ДГУ. Первоначальной сферой его компетенции была организация международных связей и работа с иностранными студентами. Благодаря его усилиям университету удалось в середине 1990-х сохранить уникальных специалистов факультета по работе с иностранными студентами. Он объединил довузовскую подготовку с факультетом по работе с иностранными студентами, образовав на их основе Центр международной довузовской подготовки. Его специализация в должности проректора на международных связях послужила основой для дальнейших его инициатив, оказавшихся как нельзя кстати после включения в сферу его компетенции учебной части.

Гасанов как прессе, так и непосредственно в университете пропагандирует переход ДГУ на принципы Болонской декларации. Частично он уже начал претворять в жизнь свои идеи. Болонский процесс предусматривает международную интеграцию вузов, которая даёт возможность студентам вузов, допущенных к участию в процессе, свободно переходить в другой вуз; иначе говоря, он обеспечивает академическую мобильность образования. Его мечта, чтобы ДГУ, пройдя строгую международную экспертизу, получил сертификат качества. Тогда студент, отучившийся здесь, скажем, один год, смог бы выехать в любой зарубежный вуз-участник Болонского соглашения, прихватив с собой документ, подтверждающий усвоение студентом дисциплин, обязательных для принимающего вуза. Усвоение предмета происходит через модули, когда один предмет разбивается на тематические разделы, каждый из которых закрепляется контрольной работой.

Такую модульно-рейтинговую систему оценки знаний Гасанов в качестве эксперимента уже полгода как внедрил на факультете управления экономикой.

«Деканатом» по коррупции

Ход конём Гасанова как проректора по учебной части – разработка автоматизированной системы управления образовательным процессом (АСУП) «Деканат». АСУП ещё два года ждала своего часа. Вот уже полгода как она экспериментально используется на двух факультетах. Эта система позволяет сделать прозрачным процесс образования. В неё все данные об успеваемости студентов заносятся в оперативном режиме. При этом доступ к компьютеру, располагающемуся в деканате, имеет исключительно методист, и изменение внесённых в него однажды данных исключено. Сервер АСУП защищён от вторжения тремя степенями защиты. Централизация данных по всем факультетам и оперативность их введения позволяют в текущем режиме иметь информацию по всему университету.

Внедрение АСУП «Деканат» ложится в линию Гасанова на приближение ДГУ к стандартам Болонского соглашения. Модульно-рейтинговая система, предусматривающая поэтапную оценку знаний студента, как раз в гораздо большей степени адаптирована к автоматизации образовательного процесса, нежели традиционная экзаменационно-зачётная, когда тестирование студента по предмету проходит раз в полгода.

Основательная логика

Под своим началом Гасанов создал управление качества образования ДГУ. Оно использует разнообразный инструментарий – от анонимных опросов студентов до посещения занятий преподавателей. В ходе комплексного исследования качества Гасанов сформировал аргументированную оценку преподавательского состава и уровня подготовки студентов ДГУ.

Ещё одна немаловажная деталь для кандидата в ректоры ДГУ. Нам удалось выяснить понимание Гасановым значения фигуры ректора для вуза. По его мнению, ректор в современных реалиях способен быть независимым в проведении собственного курса в вузе: Минобразования России, помимо ДГУ, подведомственны ещё порядка 350 вузов, а непосредственно в регионе ректор автономен в силу того, что он осуществляет свою деятельность, используя федеральные средства и федеральное имущество. Отсюда и его вывод о том, что ректор является ключевой фигурой, формирующей свой почерк в управлении образовательным учреждением.

Набор доступных нам данных позволяет увидеть ряд личностных характеристик претендента на должность ректора. То, что он берётся за заведомо непопулярную, конфликтогенную и даже, казалось бы, провальную в реалиях ДГУ сферу, каковой, несомненно, является контроль качества образования, свидетельствует о его целеустремлённости, наличии у него классического, можно сказать присущего аристократу, понимания роли образования в обществе, готовности настойчиво отстаивать свою правоту. Его реорганизующие инициативы не случайны, они комплексны: модульно-рейтинговая система – автоматизация образовательного процесса – контроль качества – интеграция ДГУ в Болонский процесс в качестве равноправного и конкурентоспособного участника. При этом заметим, что каждый из элементов его стратегии подразумевает наличие специализированных кадров, слаженную координацию их деятельности. То есть очевидна его способность подбирать кадры, формировать команду и последовательно проводить собственный курс, реализовывать собственную концепцию организации образовательного процесса в вузе. Сильной стороной Гасанова является его системно-структурированное мышление, о чём можно судить по последовательности его деятельности, внутренней логике всех ключевых его инициатив. На Гасанова не раз оказывали давление с целью принудить его снять кандидатуру. За внешним фасадом интеллигента-интеллектуала кроется жёсткий прагматик-интегратор с элементами системного анализа.

Комментарий «ЧК»

В «универе» объективно возник спрос на лидерство.

Причём Даггосуниверситету в его сегодняшней ипостаси потребовался лидер принципиально нового качества. Консенсусный лидер явно не подходит в роли руководителя НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА в понимании прошлономерной публикации на эту тему. А роль бескомпромиссного харизматика, как видно из наших публикаций, готовы играть лишь двое из претендентов: Гасанов и Рабаданов.

Так кто же определит судьбу вуза? Оба – явно выраженные лидеры. По свидетельству знакомых – одарённые учёные. Возраст каждого из них – 45 с лишним лет. И он (возраст) как бы говорит: «Я здесь надолго!». Видимо, из этого и следует исходить президенту при принятии решения о рекомендации. Президентское решение на целых двадцать лет определит формат управления старейшим вузом республики. Магомед Гасанов – модернизатор формата и стандарта высшей профессиональной школы, последовательный администратор учебного процесса, вросший в методологию преподавания. Муртазали Рабаданов – блестящий учёный-экспериментатор с неким романтическим флёром в понимании целей и функций высшей школы. Есть ещё одно существенное отличие в контактах и связях. Уже очевидно, что Гасанов – человек дистанцированный от мэрии Махачкалы. Рабаданов же близок Саиду Амирову; у него хорошие отношения с министром образования и науки Андреем Фурсенко, и, по слухам, ему покровительствует министр финансов Алексей Кудрин.

P.S. До 23 апреля осталось ровно 10 дней. К следующей неделе редакция готовит заключительный материал о Национальном Университете и его ближайшем будущем, в котором мы планируем дать рейтинг комплексных характеристик каждому из кандидатов в ректоры. ]§[

Номер газеты