[ Театр на пути к падению ]

Ознакомившись со статьёй Абдулафиса Исмаилова «На пути возрождения», опубликованной в «Дагестанской правде» 25 января 2011 года, мы, работники Лезгинского театра, авторы заявления в общественно­политический еженедельник «Черновик» №46 от 26 ноября 2010 г., заявляем, что автор вышеназванной статьи А. Исмаилов, предав этику журналиста, в своей статье пишет неправду. Он преднамеренно искажает факты прошлого и настоящего Лезгинского театра, предаёт анафеме двадцатилетние достижения коллектива театра во главе с художественным руководителем театра Наврузбековым Э. С., заслуженным артистом РФ, лауреатом госпремии РД, членом союза писателей РФ, режиссёром с сорокалетним стажем, драматургом, театроведом, автором 17 пьес и восьми изданных книг.

 

Из недр глубоко

национальных

 

Не умаляя достижений всех предшествующих поколений режиссёров и актёров, опытный руководитель своими спектаклями, пьесами и книгами дал новый импульс не только развитию своего родного театра, но и всего дагестанского театрального искусства, показал пример преданного служения театру. Доказательство тому – его постановки в разных театрах, его пьесы, одна из которых – «Санитар», переведена на французский язык в 2009 году и опубликована в антологии «Гора языков» в Париже, его спектакль. «Шарвили», удостоенный Госпремии РД в 1994 году. Театр пользовался у зрителя большим уважением и авторитетом не только за то, что он, как драматург и режиссёр, в 90­х годах показал со сцены таких национальных героев как Магомед Ярагский, Гаджи Давуд, Кири Буба, Шарвили в трилогии «Шарвили», а также легендарного Шамиля в спектакле «Даллал имама Шамиля» по драме Х. Авшалумова, но и за то, что он, памятуя слова великого русского театрального деятеля В. И. Немировича­Данченко «Самое высокое в искусстве исходит из недр глубоко национальных», в 90­х годах открыл широкий доступ в репертуар Лезгинского театра пьесам местных авторов. Наврузбеков Э. С. впервые за всю историю Лезгинского театра репертуар превратил в подлинно национальный. Это ли не достижение прошлого двадцатилетия, уважаемый Исмаилов? Кроме того, Э. Наврузбеков как театровед впервые написал историю Лезгинского театра в полном объёме – от истоков до наших дней и издал её в двух таких книгах, как: «Театр, рождённый в горах» (1990 г.) и «Лезгинский театр» (1994 г.).

 

Театр­бухгалтерия

 

Исмаилов, опираясь на небылицы каких­то «старейших актёров», пишет о том, что за последние 20 лет наш театр оказался в сложном положении. Вы ошибаетесь, уважаемый журналист. В сложном положении наш театр оказался сейчас, когда с января прошлого года в директорском кресле оказался бухгалтер и профан в вопросах театра, человек не с творческими, а меркантильными интересами. Но главное ваше заблуждение в том, что вы ради своего гонорара подвергаете сомнению изложенные нами в заявлении на президентской полосе «Черновика» факты. Назначив директором, Азизханову было оказано высокое доверие. Он понезнанию других методов, кроме Огнинских, превратил театр в бухгалтерию, труппу – в концертную бригаду и не оправдал высокого доверия МК РД. Он не только превращает театр в филармоническую единицу, он даже изменил проектную составляющую нового здания театра, закрыв доступ в билетную кассу, построив магазин для сына. Дорвавшись до власти, Азизханов ведёт себя, как Остап Бендер из «12 стульев» Ильфа и Петрова. И такого человека, не посетив спектакли театра ни разу, не изучив ситуацию изнутри, журналист Исмаилов расхваливает в республиканской печати, выносит приговор прошлому и настоящему театра и ещё называет статью кощунственно – «На пути возрождения». Нет, господин Исмаилов, не на пути возрождения Лезгинский театр сегодня, а на пути падения в тартары, а такие, как вы, этот процесс ускоряете.

 

Уровень культуры

 

Теперь о другом. Всё, что говорят эти «советники» Азизханова, – неправда. Автор статьи, полностью доверяя «рупорам» Азизханова, даёт читателю ложную информацию об ушедших из театра... в 1988 году пяти выпускниках тбилисской театральной студии. Ушли двое, а не пятеро, а на их заявлениях стоит резолюция тогдашнего главного режиссёра Наврузбекова, настойчиво рекомендующего молодым актёрам не уходить из театра.(…) Ну и где же «вся группа из 5 актёров» да «ещё несколько актёров­профессионалов»? Разве можно так наговаривать на честных людей и дезинформировать читателя? А кто же они такие, эти информаторы? И как человек, и как председатель профкома, Мирзабеков ведёт себя некрасиво. Как только Азизханов стал директором, он тут же предал своего коллегу и опубликовал на страницах профсоюзной «Народной газеты» грязную статью о Наврузбекове Э. С. То же самое он повторил и в «Дагправде». А ведь Мирзабеков всегда получал от коллеги и творческую помощь, и поддержку. Если бы у Мирзабекова, как у профсоюзного лидера, была честная позиция, то он не закрывал бы глаза на нарушения Азизханова, и у нас в театре сейчас была бы иная атмосфера. Вот уровень культуры заслуженного артиста РФ!

Габибов говорит, а Исмаилов пишет, что в театре тепло, заменены окна и двери, отменена фонограмма. И оба говорят неправду. Никакого тепла в помещениях театра зимой нет. Мы репетируем в пальто, а после обеда директор отпускает людей из­за холода домой. Зрители сидят в зрительном зале в пальто не потому что гардероба нет, а потому что холодно. Буфет не работает, дочь администратора Саруханова, которая получает зарплату годами за штат контролёра­билетёра, при входе не стоит. Билеты реализовывают все, кому не лень, для мухлёвки, и только администратор, отец контролёра­билетёра, собирает их у зрителя и кладёт в карман, не отрывая «контроля». Многих работников директор эксплуатирует под страхом увольнения не по назначению.

А что Азизханов вытворяет с зарплатами и выплатами по больничным листам? Он месяцами лишает работников зарплаты. И где профком?

 

А где смета расходов?

 

Да, кое­что с января прошлого года по январь этого года для галочки сделано, но не за счёт кредитов Азизханова, а за счёт помощи МК РД, депутатов, спонсоров и т. д. Даже при таких деньгах Азизханову не хватило денег на занавески к окнам кабинета худрука, где ежедневно проходят репетиции. Зато сколько фальшивых грамот повесил Азизханов в своём кабинете для показухи! А как врёт Мирзабеков, говоря о расходах на оформление новых спектаклей: «раньше выделяли 1500–2000 р. (клевета), а теперь 100–150 тыс. рублей». Ведь часто актёры играют в своих костюмах.

Например, в очередной халтуре Мирзабекова «Моя тёща». Не подобает председателю профкома так вести себя. Спрашивается, что можно купить за 2000 рублей для постановки нового спектакля? Ничего. Или, на что расходуется 100–150 тыс. рублей? Ведь на «пятиминутках» Азизханов кричит, что в 2010 г. МК на новые постановки выделило 80 тыс. рублей, а в этом году – только 60 тыс. А где смета расходов? Кто их подписывает? Вопросов много. И на эти вопросы Азизханову и Ко когда­нибудь придётся ответить. Да, старшему сыну Азизханов приобрёл дорогую иномарку под названием «Крайслер», а на ремонт автобуса денег нет – актёры ночуют на дорогах из Каспийска в Дербент, автобусы ломаются, в связи с чем Азизханов арендует машину у Табасаранского театра.

Вы своим пасквилем опозорили не только свой родной театр, но и республиканскую газету. Что же касается художественного руководителя лезгинского театра Наврузбекова Э. С., заслуженного артиста РФ, то он целый год старается найти общий язык с новым директором, хочет помочь ему своим многолетним опытом, работать согласованно, требовательно и умно.

Ради торжества справедливости мы просим вас опубликовать наше опровержение­статью в вашей газете. Вдруг нас услышат.

Работники Государственного Лезгинского Музыкально­Драматического Театра им. С. СТАЛЬСКОГО:

Ф. М. Зейналова, Д. Г. Исаков,Н. А. Агасиева

Номер газеты